НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 15.12.2016 № 3А-38/2016

Дело № 3а-38/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 15 декабря 2016 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре М,

с участием представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ССА, представителя заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Республике Тыва ОРВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АЛС к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

АЛС обратилась в суд с административным иском к ответчикам, указывая, что Кызылским городским судом Республики Тыва 23 марта 2015 года принято решение о возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с момента вступления решения в законную силу восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва». Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с решением суда согласилось и не оспаривало его в апелляционном порядке. Решение суда вступило в законную силу 1 мая 2015 года. 19 мая 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ принято постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении выплаты доплаты к трудовой пенсии АЛС До настоящего времени решение суда в части восстановления выплаты доплаты к трудовой пенсии не исполнено. Установленный бюджетным законодательством трёхмесячный срок для исполнения исполнительных документов уже истёк. В данном случае затягивание сроков исполнения судебного постановления производится по обстоятельствам, не зависящим от истца, а именно вследствие неисполнения решения суда со стороны Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. В свою очередь Министерство финансов Республики Тыва, как главный распорядитель средств республиканского бюджета, не перечисляет Министерству труда и социальной политики РТ денежные средства на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Просила учесть наличие факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок; отсутствие сложности исполнительского производства; намеренное поведение ответчиков в злостном неисполнении решения суда, систематическое не включение ими требуемой суммы в расходную часть бюджета республики на 2015-2016 годы; недостаточность и неэффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий данных органов; продолжительность неисполнения судебного акта; размер и природу возникновения присужденного судом денежного взыскания. Просит присудить ей компенсацию в размере **рублей рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В судебное заседание административный истец АЛС, представитель административного ответчика - Министерства финансов Республики Тыва, представители заинтересованных лиц – УФССП по РТ, ФССП не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ССА административный иск не признал, указав, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Тыва (далее – УФК по РТ) ОРВ с иском не согласилась, пояснив, что УФК по РТ со своей стороны исполнила решение суда в части взыскания денежной суммы надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

В силу статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 марта 2015 года, вступившим в законную силу 1 мая 2015 года, с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу АЛС взыскано **рублей в счёт задолженности по доплате к трудовой пенсии. На Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии АЛС как лицу, замещавшему государственную гражданскую службу Республики Тыва, с момента вступления решения в законную силу в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

В целях принудительного исполнения указанного решения суда были выданы исполнительные листы серии ФС (о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва **рублей в счёт задолженности по доплате к трудовой пенсии), ФС (об обязании восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии).

12 мая 2015 года в Управление Федерального казначейства по Республике Тыва поступил исполнительный лист ФС о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу АЛС**рублей в счёт задолженности по доплате к трудовой пенсии, что подтверждается уведомлением от 12 мая 2015 года .

19 мая 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП на основании исполнительного листа № ФС , выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 5 мая 2015 года, возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии АЛС как лицу, замещавшему государственную гражданскую службу Республики Тыва, с момента вступления решения в законную силу в размере, установленном Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

1 сентября 2015 года исполнительный лист серии ФС возвращён в Кызылский городской суд Республики Тыва в связи с полным исполнением требований исполнительного документа, что подтверждается уведомлением от 1 сентября 2015 года .

21 сентября 2015 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 23 марта 2015 года до 1 марта 2016 года

20 мая 2016 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва отказано в удовлетворении заявления Министерства труда и социальной политики Республики Тыва о прекращении исполнительного производства.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по РТ от 30 июня 2016 года исполнительное производство -ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

18 июля 2016 года старшим судебным приставом МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по РТ вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 29 марта 2016 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 2412.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу АЛС**рублей составила 3 месяца 21 день, а общая продолжительность неисполнения судебного акта в части обязания Министерства труда и социальной политики восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии АЛС - 1 год 5 месяцев 23 дня (со дня поступления исполнительного листа до дня подачи иска в суд).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ, БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьёй 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Исходя из положений пункта 3 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы субъекта Российской Федерации представляет соответствующий финансовый орган.

Под финансовым органом, как указано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Республики Тыва, следовательно, требования АЛС к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва удовлетворению не подлежат, поскольку Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казённого учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казённого учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 242.4 БК РФ).

Как установлено судом, таким органом является Управление Федерального казначейства по Республике Тыва.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п.2 ст. 242.4 БК РФ).

Согласно п.10 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

На основании пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в трёхмесячный срок, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом.

Как установлено, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 марта 2015 года в части взыскания с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу АЛС**рублей исполнено с нарушением трёхмесячного срока, установленного п. 7 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Суд считает, что несоблюдение УФК по РТ срока, предусмотренного п. 7 ст. 242.4 БК РФ, не свидетельствует о нарушении права АЛС на исполнение судебного решения в разумный срок, поскольку нарушение установленного законом срока исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. В данном случае срок исполнения решения суда в 3 месяца 21 день соответствует требованиям разумного срока, тем более, что судом была предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 1 марта 2016 года.

Из административного искового заявления следует, что основанием для обращения в суд с настоящим иском явилось длительное неисполнение Министерством труда и социальной политики Республики Тыва решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 марта 2015 года в части возложения на ответчика обязанности восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии АЛС как лицу, замещавшему государственную гражданскую службу Республики Тыва, с момента вступления решения в законную силу.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

По смыслу вышеприведённых норм права для предъявления требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должно иметь место неисполнение денежного обязательства со стороны субъекта Российской Федерации, то есть неисполнение установленной решением суда обязанности уплатить взыскателю конкретную денежную сумму за счёт бюджета Республики Тыва.

В исполнительном листе, предъявленном административным истцом АЛС для исполнения в службу судебных приставов, не содержится указания о возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва выплачивать за счёт бюджета Республики Тыва конкретную денежную сумму в валюте Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, а решение суда в указанной части предусматривает лишь неимущественную обязанность административного ответчика восстановить выплату доплаты к трудовой пенсии АЛС с момента вступления решения в законную силу, поэтому указанные административным истцом обстоятельства, связанные с неисполнением решения суда в этой части, не могут оцениваться в порядке, установленном Федеральным законом № 68-ФЗ, и служить основанием для присуждения компенсации.

Кроме того, исполнительный лист при обращении взыскания на средства бюджета Республики Тыва в соответствии со статьёй 242.4 Бюджетного кодекса РФ должен предъявляться для исполнения в УФК по РТ, а не в службу судебных приставов Республики Тыва.

При таких обстоятельствах факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок судом не установлен, поэтому требование АЛС к Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления АЛС к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15 декабря 2016 года.

Судья С.А. Железнякова