НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 15.09.2021 № 5-37/2021

Судья Ак-кыс А.В. Дело № 5-37/2021 (12-108/2021)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 15 сентября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ооржака Е.Б. на постановление Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ооржака Е.Б.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением и.о. прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Бузыкаева А.В. от 9 июня 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ооржака Е.Б.

Постановлением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 августа 2021 года председатель администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ооржак Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, Ооржак Е.Б. подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление судьи отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Председатель администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Ооржака Е.Б. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Его представитель Олет Р.А. в судебном заседании жалобу поддержал.

Прокурор Ооржак С.А. просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы и дополнения к ней, материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указано, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 этого же Закона).

Частью 1 статьи 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, и вины должностного лица лежит на прокуроре.

В представлении прокурора от 18 марта 2021 года № 8-217в-2021 (л.д. 17- 20) указано, что проверкой, которая проводилась во исполнение поручения прокуратуры Республики Тыва, установлено, что в нарушение Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» администрацией района не организованы мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует утверждённый план мероприятий по безаварийному пропуску весеннего половодья и паводка, анализ прохождения прошлогоднего паводкового периода не проведён, не установлены конкретные мероприятия в указанной сфере и сроки их исполнения, не осуществлялись мероприятия по подготовке мостовых сооружений, дорожного полотна для обеспечения безаварийного пропуска поводковых вод, по углублению и расчистке от мусора водоотводных каналов и траншей, укреплению дамб.

Вместе с тем указанные в представлении прокурора документы, а именно: постановление администрации района от 12.02.2021 года № 76а «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на территории Каа-Хемского района», протоколы заседаний комиссии за 2021 год, в том числе протокол заседания комиссии от 18.01.2021 № 2, постановление администрации района от 16.01.2020 № 21а «О силах и средствах, предназначенных для ликвидации последствий ЧС, и об утверждении регламента реагирования сил и средств кожууна на ЧС (происшествия)», приложение № 1 к постановлению администрации района от 13.03.2020 № 139 «О создании пунктов временного размещения пострадавшего населения, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории Каа-Хемского района» и само постановление, соглашения о найме помещений при эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, акт проверки фактического наличия материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждённая номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, паспорта пожарной безопасности населённых пунктов судьёй не истребованы и не изучены, не проверены основания для проведения проверки в отношении администрации района, не дана оценка вышеуказанному представлению прокурора на предмет соответствия его требованиям действующего законодательства, а это является юридически значимым обстоятельством.

Так, в предписании указано, что при вынесении решений комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не соблюдён кворум, не имеется сведений об исполнении решений комиссии, проверкой фактического наличия резервных материальных ресурсов установлено отсутствие некоторых материальных ресурсов, указанных в номенклатуре, утверждённой администрацией района судья указанные доводы не проверил, оценку не дал.

В предписании также указано, что администрацией района не осуществлялись мероприятия по подготовке мостовых сооружений, дорожного полотна для обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод, по углублению и расчистке мусора водоотводных каналов и траншей, укреплению дамб, вместе с тем суд не выяснил, какие именно мостовые сооружения, дороги, дамбы имеет в виду прокурор, относятся ли указанные объекты к муниципальной собственности, имеется ли у администрации план на 2021 год «О мероприятиях по подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья и паводка на территории кожууна», включены ли туда мероприятия в отношении мостов и дорог, а исходя из установленных обстоятельств дать оценку предписанию в этой части.

Кроме того, в предписании указывается, что паспорта пожарной безопасности населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, имеются только в электронном виде, не утверждены председателем района, последнее обновление проводилось в 2018 году.

В подпункте «а» пункта 76 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 указано, что паспорт населённого пункта, паспорт территории организации отдыха детей и их оздоровления, паспорт территории садоводства или огородничества, которые подвержены угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта, паспорт территории), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатываются и утверждаются в соответствии с разделом XX настоящих Правил в отношении населенных пунктов - органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта.

Паспорт населённого пункта и паспорт территории оформляются в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров (пункт 418 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

Перечень населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, утверждён Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2011 года № 187 "О мерах по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории Республики, в нём указано 8 поселений, находящихся в Каа-Хемском районе (с. Сарыг-Сеп, с. Дерзиг-Аксы, с. Усть-Бурен, с. Сизим, арбан Усть-Ужеп, арбан Эржей, с. Бурен-Бай-Хаак, с. Ильинка.

Решением Хурала представителей Каа-Хемского кожууна от 10 ноября 2020 года Ооржак Е.Б. назначен председателем администрации Каа-Хемского района, в котором находятся несколько сельских поселений: Сарыг-Сеп, Бояровка, Бурен-Хем, Бурен-Бай-Хаак, Дерзиг-Аксы, Ильинка, Кундустуг, Кок-Хаак, Сизим, Суг-Бажы, Усть-Бурен (статья 5 Закона Республики Тыва от 24.12.2010 N 268 ВХ-1 "О статусе муниципальных образований Республики Тыва"). Он не является главой муниципального и городского округов, он является главой муниципального района. Следовательно, в его полномочия входит утверждение паспортов населённых пунктов, если он является и главой этих населённых пунктов. В представлении не указано, в отношении каких населённых пунктов он не утвердил паспорта, а суд не установил, является ли председатель администрации Каа-Хемского кожууна Ооржак Е.Б. ещё и лицом, на которое возложены обязанности главы сельских поселений, указанных в Постановлении Правительства Республики Тыва от 29.03.2011 года № 187, не истребовал документы, подтверждающие это обстоятельство.

Следовательно, судьёй районного суда при рассмотрении дела нарушены требования статей 24.1, 26.2 и 26.11 КоАП РФ, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, что в свою очередь не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда Республики Тыва от 13 августа 2021 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

постановление Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 августа 2021 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва Ооржака Е.Б. возвратить на новое рассмотрение в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова