НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 14.12.2021 № 12-141/2021

Судья Ооржак А.М. Дело № 12-141/2021 (№21-146)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 14 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Агаповой О.В. на постановление заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Донгак А.Ч. от 18 сентября 2020 года № 5 и решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Агаповой О.В.,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва (далее – УФК по РТ) Донгак А.Ч. от 18 сентября 2020 года № 5 должностное лицо – главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – УФАС по Республике Тыва) Агапова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 ноября 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Агапова О.В. подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва с просьбой об отмене решения судьи и постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения, указывая, что нарушение срока предоставления бюджетной отчетности на 2 рабочих дня не повлекло серьёзных негативных последствий, материальный ущерб бюджету не причинён, права иных участников бюджетной системы не нарушены. Указанная просрочка связана с необходимостью согласования корректности ввода данных с главным распорядителем бюджетных средств (ФАС России). Кроме этого, с её стороны принимались все возможные меры для исполнения требований бюджетного законодательства, которые подтверждаются представленными скрин-шотами (форма отчетности неоднократно выгружалась до установленного срока предоставления). На основании вышеизложенного, а также в связи с совершением ею административного правонарушения впервые, отсутствием с её стороны грубого нарушения требований бюджетного законодательства, а также, учитывая санитарно-эпидемиологические меры, введённые в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), считает необоснованным отказ судьи городского суда применить в отношении неё малозначительность.

В судебном заседании Агапова О.В. и её защитник по устному ходатайству Ооржак А.О. жалобу поддержали по указанным в ней основаниям, пояснили, что Агапова О.В. не оспаривает свою вину, но нарушение срока представления бюджетной отчётности на 2 дня не повлекло за собой никаких правовых последствий.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Салчак Н.О. возражал против доводов жалобы Агаповой О.В., указывая, что оснований для прекращения производства за малозначительностью не имеется.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, возражения, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ представление с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчётности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют бюджетную отчётность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

В частях 1, 7 и 8 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) указано, что бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её руководителем экономического субъекта.

На основании пункта 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой Приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н (далее – Инструкция о порядке составления отчётности), в состав бюджетной отчетности включается баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130).

В целях проведения при формировании бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета камеральной проверки бюджетной отчётности, а также материалов, представляемых одновременной с бюджетной отчётностью в рамках реализации главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета внутреннего контроля, подведомственные ему получатели средств федерального бюджета осуществляют представление отчётности, в части сведений, не содержащих государственную тайну, средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет" (далее - подсистема "Учет и отчётность") в срок не позднее 10 рабочих дней, предшествующих сроку представления годовой бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (пункт 288 Инструкции о порядке составления отчётности).

Федеральная антимонопольная служба должна была представить бюджетную отчётность за 2019 год в срок до 12 марта 2020 года (Приказ Минфина России от 25.03.2011 года № 33н). Соответственно, УФАС по Республике Тыва должно было представить годовой баланс за 2019 год по форме 0503130 не позднее 26 февраля 2020 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ, обязанности по ведению бухгалтерского учёта возложены на главного специалиста-эксперта УФАС по Республике Тыва Агапову О.В. на основании приказа от 07.09.2019 года. Согласно должностному регламенту, в обязанности главного специалиста-эксперта УФАС по Республике Тыва входит ведение бухгалтерского учёта, финансово-кассовое обслуживание и формирование бюджетной, статистической и другой финансовой отчётности в территориальном органе (пункт 5.2.8).

По делу установлено, что годовой баланс за 2019 год по ф.0503130 представлен главным специалистом-экспертом УФАС по Республике Тыва Агаповой О.В. 28 февраля 2020 года, то есть с нарушением установленного срока.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 7 сентября 2020 года в отношении Агаповой О.В., как ответственного должностного лица, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.6 КоАП РФ, и вынесения постановления о назначении административного наказания.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Агаповой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

Агаповой О.В. назначено минимальное наказание в пределах санкции части 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершённого правонарушения.

Несвоевременное представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности может повлечь за собой несвоевременное исследование финансового положения экономического субъекта на отчётную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.

Установление для должностных лиц за нарушение сроков представления бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности штрафов, превосходящих по размеру административные штрафы за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности (часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ), за незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 2 статьи 15.15.6 КоАП РФ), за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ), за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до двух лет срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте, свидетельствует об особой защите государством указанных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении Агаповой О.В. к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области соблюдения бюджетного законодательства.

Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, а то, что административное правонарушение Агаповой О.В. совершено впервые, уже учтено должностным лицом в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания.

Доводам жалобы Агаповой О.В. о том, что ею предпринимались меры для исполнения требований бюджетного законодательства, что подтверждается тем, что форма отчётности неоднократно выгружалась до установленного срока представления, дана оценка в постановлении должностного лица, оснований для переоценки указанного обстоятельства не имеется. Кроме того, необходимо добавить, что форма № 0503130 выгружалась 13 февраля 2020 года не в государственную интегрированную информационную систему управления государственными финансами "Электронный бюджет", а в 1С СВОД ПРОФ.

Доводы жалобы о том, что просрочка связана с необходимостью согласования корректности ввода данных с главным распорядителем бюджетных средств (ФАС России), ничем не подтверждены, поэтому не принимаются во внимание. Скриншоты с телефона, представленные Агаповой О.В., таким доказательством не являются. Кроме того, согласовать ввод данных с ФАС можно было заранее, а не 26 февраля 2020 года – в последний день срока представления бюджетной отчётности.

В силу вышеизложенного главный специалист-эксперт УФАС по Республике Тыва Агапова О.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Таким образом, каких-либо существенных процессуальных нарушений должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, нормы материального права и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Тыва от 18 сентября 2020 года № 5 и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу Агаповой О.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова