НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 11.08.2021 № 21-92/2021

Судья Монгуш Р.С. Дело № 21-92/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 11 августа 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора муниципального унитарного предприятия города Кызыла «Благоустройство» Чаш-оола А.К.Монге С.Б. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Инмии А.Р. от 20 ноября 2020 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ** муниципального унитарного предприятия города Кызыла «Благоустройство» Чаш-оола А.К.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва (далее – Государственная инспекция труда в РТ) Инмии А.Р. от 20 ноября 2020 года № **** муниципального унитарного предприятия города Кызыла «Благоустройство» (далее – МУП «Благоустройство») Чаш-оол А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 года данное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Монге С.Б. – без удовлетворения.

Представитель привлеченного к административной ответственности лица Монге С.Б. подала жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, указывая на то, что на момент прокурорской проверки в октябре 2020 года ** МУП «Благоустройство» Чаш-оол А.К. не прошел обучение по программе охраны труда в связи с распространением в стране коронавирусной инфекции и в указанный период не смог пройти переобучение. Ранее он прошел обучение по программе охраны труда в Тувинском государственном университете, удостоверение выдано 22 марта 2018 года, срок которого действителен по 21 марта 2020 года. В соответствии с приложением № 13 к Постановлению Правительства РФ № 440 от 3 апреля 2020 года в этой области были сделаны послабления, а именно: - сотрудники, которые недавно поступили на работу в компанию, могут пройти обязательную подготовку в течение 3 месяцев вместо одного, как это было предусмотрено постановлением № 1/29. Это условие распространяется на все ситуации, когда работник обязан пройти обучение в соответствии с действующим законодательством, включая трудоустройство в новую организацию или перевод на другую работу, которая требует дополнительных знаний в сфере безопасности труда; - сотрудники, у которых срок действия удостоверений по охране труда истекает в период с апреля по сентябрь 2020 года, могут отложить проведение обучения. Срок действия их документов продлевается до 1 октября 2020 года. Приказом Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла Чаш-оолу А.К. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 31 августа по 25 октября 2020 года, **, отпуск был продлен с 26 октября по 6 ноября 2020 года. На момент привлечения к административной ответственности заключен договор с ГБОУ Республики Тыва «Кызылский ТТ» на обучение по программе «Охрана труда и техника безопасности» от 11 ноября 2020 года и проходил обучение. Периодический и медицинский осмотр работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда был проведен на основании договора с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» от 31 августа 2018 года, который в соответствии с заключительным актом от 12 февраля 2019 года был проведен в период с 4 августа 2018 года по 11 февраля 2019 года. На момент проверки указанные медицинские осмотры не были проведены в связи с распространением коронавирусной инфекции. Так, Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2020 года № 710-р временно приостановлено проведение медицинских профилактических осмотров и диспансеризация населения. Кроме того, письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 апреля 2020 года № 15-2/10/В-2847 разъяснено, что допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также приказом Минздрава РФ от 18 мая 2020 года № 455н с 2 июня 2020 года допустимо переносить сроки медицинских осмотров в период действия режима повышенной готовности. Приказом министерства здравоохранения РТ от 13 ноября 2020 года № 1356пр/20 проведение вышеуказанных медицинских осмотров приостановлено до отмены ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Однако указанные доводы должностным лицом и судом не приняты во внимание.

В судебном заседании представитель привлеченного к административной ответственности лица Чамзы У.М. жалобу по указанным в ней основаниям поддержала, просила постановление инспектора Государственной трудовой инспекции и решение судьи отменить.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РТ Инмии А.Р., ** МУП «Благоустройство» Чаш-оол А.К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение представителя привлекаемого лица Чамзы У.М., заслушав заключение старшего помощника прокурора г. Кызыла Демдека Б.Х., полагавшего состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела, судья Верховного Суда Респу4блики Тыва приходит к следующему.

Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Статьей 76 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно статье 213 Трудового кодекса РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно пункту 2.3.1. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 (далее – Порядок обучения), руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В силу пункта 2.3.2 Порядка обучения, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят, в том числе руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Как следует из представленных материалов и установлено судьей Кызылского городского суда, в результате проведенной прокуратурой г. Кызыла проверки выявлено, что МУП «Благоустройство» в нарушение вышеуказанных требований статьей 22, 76, части 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ, пункта 2.3.1. названного Порядка обучения, ** МУП «Благоустройство» Чаш-оол А.К. не проходил переобучение по охране труда, обучение по охране труда в последний раз пройдено им 22 марта 2017 года. Также проверкой было установлено, что предприятием не обеспечено прохождение периодических медицинских осмотров работникам, занятым на вредных условиях труда.

Указанные обстоятельства послужили поводом для привлечения ** МУП «Благоустройство» Чаш-оола А.К. к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина ** МУП «Благоустройство» Чаш-оола А.К. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 ноября 2020 года, приказом от 3 марта 2014 года ** о назначении Чаш-оола А.К. ** МУП «Благоустройство», актом проверки МУП «Благоустройство» от 21 октября 2020 года, объяснением представителя привлеченного к административной ответственности лица Монге С.Б.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.

Доказательства оценены должностным лицом и судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы о том, что медицинские осмотры работникам не были проведены по причине распространения коронавирусной инфекции, не могут повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи, поскольку правонарушение по части 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ является длящимся, оно выражается в длительном, систематическом допуске работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических медицинских осмотров.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ** МУП «Благоустройство» Чаш-оолом А.К. приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства, кроме того, вопреки доводам жалобы, в удостоверении о прохождении обучения по охране труда, выданном Чаш-оолу А.К. 21 марта 2017 года, срок его действия не указан, ввиду чего вывод должностного лица трудовой инспекции и судьи о том, что названное обучение руководитель должен проходить с периодичностью раз в два года, основан на правильном применении норм трудового законодательства.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ** МУП «Благоустройство» Чаш-оола А.К., в связи с чем должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о его виновности в совершении вмененного административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. назначено должностным лицом ** МУП «Благоустройство» Чаш-оолу А.К. с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и является справедливым. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется, в жалобе они не приводятся.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Инмии А.Р. от 20 ноября 2020 года и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 25 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ** муниципального унитарного предприятия города Кызыла «Благоустройство» Чаш-оола А.К. оставить без изменения, жалобу его представителя Монге С.Б. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья А.А. Салчак