НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва) от 09.11.2021 № 3А-89/2021

Дело № 3а-89/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 9 ноября 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием административного истца Д., представителей административных ответчиков Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э., Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

административный истец Д. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 октября 2016 года удовлетворены его исковые требования как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственный орган возложена обязанность предоставить ему на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее санитарным и гигиеническим нормам. 25 ноября 2016 года решение суда вступило в законную силу. Административным истцом получен исполнительный лист ФС № и передан на исполнение, по делу возбуждено исполнительное производство, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов гКызыла по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП г.Кызыла по РОВИП) о возбуждении исполнительного производства от 15 июня 2017 года. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес административных ответчиков. Общий срок исполнения судебного акта составляет 6 лет. Судебными приставами-исполнителями не исполняется комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. Просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 600 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2021 года в качестве административного ответчика по делу привлечено Министерство финансов Республики Тыва, заинтересованного лица – Федеральная служба судебных приставов.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва Ванданова Ч.К. указывает, что привлечение Министерства финансов Российской Федерации в качестве ответчика в рамках данного дела является необоснованным, поскольку решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 октября 2016 года удовлетворены исковые требования Д. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва. Согласно пункту 3 Указа Главы Республики Тыва от 22 ноября 2016 года № 204 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва преобразовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, с передачей ему функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 18 апреля 2013 года № 229, министерство является главным распорядителем бюджетных средств в части предоставления в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, поэтому иск о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в рамках выполнения решения суда должен быть предъявлен к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва как главному распорядителю бюджетных средств, и к Министерству финансов Республики Тыва как к финансовому органу субъекта Российской Федерации.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что согласно Указу Главы Республики Тыва Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. Административным истцом не представлены доказательства о нарушении министерством его права на исполнение судебного акта в разумный срок. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва как орган исполнительной власти получило фактические полномочия на предоставление жилых помещений с 1 июля 2015 года и по настоящее время не имеет возможности предоставления жилых помещений, поскольку при своевременном финансировании строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, обязанности главного подрядчика в полном объеме не исполняются, что влечет несвоевременную передачу сданных в эксплуатацию жилых помещений в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, как лицу, ведущему реестр имущества республики, а также распоряжение этим имуществом, следовательно, и последующее формирование специализированного жилого фонда.

В возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что в соответствии с Положением Министерство финансов Республики Тыва осуществляет финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Одного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот недостаточно, для исполнения решения суда необходимо выполнить ряд мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, а именно Министерство финансов Республики Тыва финансирует денежные средства на основании заявок Министерства строительства Республики Тыва. Министерство строительства Республики Тыва заключает государственные контракты с подрядчиками и после принятия жилых помещений передает на баланс в республиканскую собственность в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва передает Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва для дальнейшего распределения жилых помещений детям-сиротам. Согласно государственной программе Республики Тыва «Социальная защита семьи детей на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва, министерство перечислило денежные средства главному распорядителю – Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва. Министерство финансов не согласно с доводами административного истца, так как со стороны ответчика каких-либо противоправных действий не было совершено, а требуемый размер компенсации чрезмерно завышенным.

В судебном заседании административный истец Д. просил удовлетворить требования административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э., Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 октября 2016 года, вступившим в законную силу 25 ноября 2016 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу предоставить Д. на условиях договора найма специализированное благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим условиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС .

15 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № -ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Д. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 октября 2016 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 25 ноября 2016 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 25 мая 2017 года.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (14 июня 2017 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (15 октября 2021 года), составила 4 года 4 месяца 1 день.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

На основании Указа Главы Республики Тыва от 20 декабря 2018 года № 250 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва реорганизовано путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, которому переданы функции преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва прекратило свою деятельность 16 мая 2019 года.

В пункте 4 Положения о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство является главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).

Поскольку решением суда обязанность предоставить Д. жилое помещение возложена была на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, правопреемником которого является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, то, следовательно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство финансов Российской Федерации и Мэрия г.Кызыла – ненадлежащими ответчиками по делу, поэтому административный иск Д. к Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 18 октября 2021 года из МОСП города Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы заверенные копии материалов исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству -ИП, исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 25 ноября 2017 года и получен службой судебных приставов 14 июня 2017 года.

15 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Куулар Р.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое получено Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - должник) 7 декабря 2017 года.Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

4 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 июня 2018 года с должника взыскан исполнительский сбор, копия постановления получена должником 7 июля 2018 года.

4 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа – до 12 июля 2018 года, которое получено должником 5 июля 2018 года.

В своем требовании судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 14 часов 00 минут 12 июля 2018 года в полном объеме, получено должником 5 июля 2018 года.

Письмом от 12 июля 2018 года директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва сообщает, что исполнить решение суда не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва для детей-сирот, в реестре детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, Д. состоит под номером 900, в связи с чем просит приостановить исполнительное производство.

31 августа 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя внесены изменения в ранее вынесенное постановление о возбуждении исполнительного производства.

31 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем директор Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа – до 13 февраля 2019 года, которое получено должником 1 февраля 2019 года.

20 сентября 2019 года Кызылским городским судом Республики Тыва принято заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП Куулар А.С. о процессуальном правопреемстве на стадии исполнительного производства, о замене Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 января 2020 года заявление судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. о замене стороны исполнительного производства удовлетворено. Произведена замена должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в установленном решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 октября 2016 года правоотношении по гражданскому делу по иску Д. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора специализированного найма.

Судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Куулар А.С. вынесено постановление от 12 февраля 2020 года о замене должника исполнительного производства Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва его правопреемником – Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, которое получено должником 13 февраля 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа – до 16 часов 20 июля 2020 года, которое получено должником 13 июля 2020 года.

13 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем министр труда и социальной политики Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В письме Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 31 июля 2020 года сообщается, что исполнение решения суда невозможно в связи с незавершенным строительством многоквартирных домов для детей-сирот и отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва.

9 декабря 2020 года должник предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за злостное неисполнение решения суда.

В письме Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 18 января 2021 года сообщается, что на территории г. Кызыла продолжается строительство многоквартирных домов по программе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не представляется возможным представить предположительный список лиц.

В требовании от 27 января 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 16 часов 00 минут 10 февраля 2021 года в полном объеме, получено должником 29 января 2021 года.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требования исполнительного документа – до 10 февраля 2021 года, получено должником 2 февраля 2021 года.

29 января 2021 года судебный пристав-исполнитель направил письма в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва сообщить о наличии на территории г.Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

2 февраля 2021 года Министерство финансов Республики Тыва сообщает сведения о финансировании денежных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем министр труда и социальной политики Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В письме Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 11 февраля 2021 года сообщается, что исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения Д. не представляется возможным в связи с отсутствием свободных жилых помещений.

Заместитель министра труда и социальной политики Республики Тыва в письме от 15 февраля 2021 года сообщает судебному приставу-исполнителю о том, что планируется завершить и передать в государственную собственность 112 жилых помещений, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до конца 2021 года, и планируется завершить строительные работы по объектам прошлых лет, недостроенные 122 жилых помещений.

9 февраля 2021 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва сообщает на запрос судебного пристава-исполнителя, что запланировано строительство и приобретение всего 614 посещений, в том числе по плану 2020 года – 500 помещений, по незавершенному строительству прошлых лет – 114 помещений.

26 февраля 2021 года должником получено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В требовании от 11 марта 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 часов 13 апреля 2021 года в полном объеме, получено должником 15 марта 2021 года.

12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем министр труда и социальной политики Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по РТ Байкара О.О. от 18 марта 2021 года Министерство труда и социальной политики Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.

28 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем министр труда и социальной политики Республики Тыва предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В требовании от 5 октября 2021 года судебный пристав-исполнитель требует должника исполнить решение суда до 10 часов 15 октября 2021 года в полном объеме, получено должником 6 октября 2021 года.

25 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия получена.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение более 4 лет исполнялось в принудительном порядке, но до сих пор не исполнено, с учетом приведенных выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несет.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 600 000 рублей.

Исходя из требований Д., принимая во внимание длительность принудительного исполнения судебного акта – 4 года 4 месяца и 1 день, шестимесячный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный судебным решением, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая, что государственным органом, на который была возложена обязанность исполнения решения суда, не представлено доказательств принятия достаточных мер, направленных на исполнение судебного акта, основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Д. является **, включен в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья в г. Кызыле, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 110 000 рублей.

Доводы представителей административных ответчиков о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счет средств республиканского бюджета Д. подлежат возмещению его расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 17 сентября 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Д. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить Д. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 110 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на расчётный счёт Д. открытый в ПАО ** ИНН банка получателя , БИК , кор.счёт

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2021 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа