НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 23.08.2016 № 3А-237/2016

дело № 3а-237/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 23 августа 2016 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. с участием прокурора Зарипова А.Р. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административный истец к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании не действующим в части постановления Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16 сентября 2015 года № 5 «Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите на 2016 год»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16 сентября 2015 года № 5 «Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите на 2016 год» (далее – Постановление) определены:

Перечень работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более 100 человек, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов на 2016 год (приложение № 1);

Перечень работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, численность работников которых превышает 100 человек, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов на 2016 год (приложение № 2);

Перечень работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, которым установлено количество резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы на 2016 год (далее – приложение № 3).

В настоящее время Постановление применяется с учетом изменений, внесенных постановлениями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 27 января 2016 года № 1 и от 27 апреля 2016 года № 2.

В пункте 11 раздела 30 приложения № 1 к Постановлению (с учетом изменений, внесенных постановлением от 27 января 2016 года № 1) и пункте 13 раздела 30 приложения № 3 к Постановлению в перечнях работодателей, расположенных в Нижнекамском муниципальном районе, указано общество

административный истец являющийся директором данного общества, обратился с административным иском в суд, указав, что привлечен к административной ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него вышеназванными нормами Постановления. Считает, что Постановление не может порождать обязанности граждан и юридических лиц, так как не было официально опубликовано, в связи с чем просит признать оспариваемый акт не действующим в соответствующей части со дня его принятия.

Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан представлены возражения, в которых указано, что Постановление не является нормативным правовым актом, так как адресовано поименно указанным в нем работодателям, устанавливает квоту и резервирование рабочих мест лишь на 2016 год, выполняет функции индивидуального регулирования и доводится до сведения работодателей в специальном порядке.

В судебном заседании представитель административный истец и представитель общества поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан представитель административного ответчика административный иск не признала.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года производство по настоящему административному делу в части требований об оспаривании иных положений Постановления, за исключением пункта 11 раздела 30 приложения № 1 и пункта 13 раздела 30 приложения № 3 прекращено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, затрагивающей права административного истца, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление квоты для приема на работу инвалидов, разработка и реализация программ содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Согласно статьям 3 – 5 Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 года № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» правовое регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов, резервирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2007 года № 170 утверждено Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан. Согласно пунктам 2.9 – 2.12 Положения Министерством труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан принимается решение об установлении квоты для трудоустройства инвалидов, в котором определяются работодатели, размер квоты, сроки ее действия, минимальное количество специальных рабочих мест в пределах квоты. При этом квота устанавливается на срок не менее одного календарного года, о введении квоты работодатели информируются не менее чем за два месяца до начала ее введения.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 мая 2007 года № 194 также утвержден Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 2.4 Порядка количество резервируемых рабочих мест определяется этим же министерством. Пунктом 2.6 Порядка установлены аналогичные сроки информирования работодателей о резервировании рабочих мест, а также предусмотрено право министерства устанавливать в решении порядок информирования работодателей о резервировании рабочих мест.

Данные полномочия, с учетом права на издание нормативных правовых актов, предусмотренного пунктом 4.6 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2007 года № 388, реализованы министерством путем принятия оспариваемого Постановления.

Конкретизируя круг работодателей и количество рабочих мест, Постановление является неотъемлемой частью вышеприведенной системы нормативных правовых актов Республики Татарстан и правовым основанием для реализации указанными в них категориями граждан права на трудоустройство к определенным работодателям.

Постановление издано в установленном порядке органом государственной власти, наделенным соответствующими полномочиями, направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с трудоустройством социально незащищенных категорий граждан, устанавливает, с одной стороны, обязанности работодателей создавать и выделять для этих граждан определенное количество рабочих мест, и с другой стороны – право граждан на трудоустройство к данным работодателям. При этом реализация такого права может осуществляться неопределенным кругом лиц неоднократно в течение 2016 года через соответствующую службу занятости или самостоятельно путем обращения к конкретному работодателю.

Следовательно, вопреки доводам административного ответчика, Постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а также затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Общее правило введения таких нормативных правовых актов в действие установлено частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федераций, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 3 статьи 43 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», пунктами 4 – 6 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года № УП-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан», разделами 2 и 3 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года № 426 установлена процедура введения в действие нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти Республики Татарстан.

Так, в отношении нормативных правовых актов министерств, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, действует правило об обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Татарстан.

В течение десяти дней после государственной регистрации осуществляется их официальное опубликование в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», журнале «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» (до 8 июля 2016 года) или в журнале «Собрание законодательства Республики Татарстан» (с 8 июля 2016 года), а также на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru).

Указанные нормативные правовые акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Между тем в нарушение установленных законодательством Республики Татарстан правил введения в действие нормативных правовых актов, оспариваемое Постановление не прошло обязательной процедуры государственной регистрации, не опубликовано в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан.

Как следует из объяснений административного ответчика, Постановление размещено в подразделе «Занятость инвалидов, многодетных родителей» раздела «Труд, занятость, аналитические, справочные, презентационные материалы» рубрики «Аналитические материалы» на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также доведено до сведения работодателей, включенных в соответствующие перечни, путем ознакомления под роспись.

Однако указанные обстоятельства не могут рассматриваться как доказательство соблюдения процедуры введения нормативного правового акта в действие.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», опубликование оспариваемого акта в ином печатном издании, не являющимся источником официального опубликования, либо обнародование акта в ином порядке могут быть приняты во внимание лишь в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов.

В данном случае судом не установлено обстоятельств, влекущих невозможность опубликования Постановления в печатных изданиях и электронных ресурсах, являющихся источниками официального опубликования, а избранный административным ответчиком порядок обнародования, по мнению суда, не обеспечивает возможность ознакомления с ним неопределенного круга лиц, не отвечает целям опубликования и не освобождает от необходимости государственной регистрации и официального опубликования Постановления.

Как разъяснено пунктом 17 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Определяя момент, с которого Постановление должно быть признано не действующим в соответствующей части, суд исходит из позиции о недопустимости применения неопубликованных нормативных правовых актов, а также учитывает, что до настоящего времени на основании оспариваемых норм Постановления не были реализованы права указанных в нем категорий граждан на трудоустройство в общество Поскольку оспариваемые нормы Постановления применялись лишь в отношении административного истца, обратившегося в суд с целью восстановления своих прав, Постановление в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175 – 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление административный истец к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании постановления не действующим в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 16 сентября 2015 года № 5 «Об установлении работодателям, расположенным на территории Республики Татарстан, квоты для трудоустройства инвалидов и количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите на 2016 год» (с изменениями, внесенными постановлениями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 27 января 2016 года № 1 и от 27 апреля 2016 года № 2) в части:

пункта 11 раздела 30 «Нижнекамский муниципальный район» приложения № 1 «Перечень работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более 100 человек, которым установлена квота для трудоустройства инвалидов на 2016 год»;

пункта 13 раздела 30 «Нижнекамский муниципальный район» приложения № 3 «Перечень работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, которым установлено количество резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы на 2016 год».

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на Официальном портале правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 29 августа 2016 года.

Судья Сафина М.М.