Судья Ахметжанов А.Ф. Дело № 7-1128/2018
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2018 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Галимов Л.Т., при секретаре судебного заседания Латыповой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Муханова Сергея Ивановича на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив материалы дела, выслушав защитника Муханова С.И., изучив доводы жалобы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09.09.2018 ФИО1 (далее – ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок пятнадцать суток.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан защитник Муханов С.И. просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Механизм реализации данного права регламентирован положениями Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Одним из существенных элементов реализации закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации права на свободу проведения мирных публичных мероприятий является обязанность организатора согласовать проведение публичного мероприятия, что предусматривает подачу в уполномоченный орган публичной власти уведомления о проведении такого мероприятия в порядке и сроки, установленные законом.
Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу положений частей 4, 5 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Закона № 54-ФЗ. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как следует из материалов дела, ФИО1, будучи привлечённым постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30.05.2018, вступившим в законную силу 21.06.2017, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ 06.09.2018 в 00 часов 22 минуты в сети Интернет в социальной сети «Вконтакте» в группе под названием «Заявочный комитет Казань» (<данные изъяты>) опубликовал запись с текстом следующего содержания: «У нас появился макет отличной листовки к акции 9 сентября в Казани. Распечатайте её на домашнем принтере и наклейте на информационный стенд либо на доску рядом с вашим подъездом. Не сомневайтесь, жильцы вашего дома заметят её и многие придут на акцию протеста, потому что пенсионная реформа не нравится никому. Не забудьте рассказать родственникам и знакомым, почему пенсионная реформа – афера, направленная на обогащение ФИО2 и его привилегированных друзей. Чем нас больше, тем скорее мы победим». Под текстом размещен файл с агитационной листовкой следущего содержания: «Уважаемые жильцы! Нам с Вами хотят поднять пенсионный возраст. Лишние 5 лет до пенсии – что это значит? Это 840 000 рублей, которые у вас заберёт государство*. Это ещё 5 лет на работе без перспектив повышения зарплаты и должности. Это минус 5 лет жизни без полноценного общения с внуками и друзьями. Действующая власть разрушает экономику, разворовывает страну. Готовы, что через несколько лет пенсионный возраст снова повысят? Ведь им всегда мало наших денег! Позволим обмануть себя один раз – они заберут последнее. Деньги на пенсионеров есть. Просто ФИО2 и ФИО3 отдают их своим дружкам-жуликам, а не тем, кто честно трудился всю жизнь. 9.09 – единый день протеста против повышения пенсионного возраста. pensiya.org». Указанная информация была задокументирована в результате проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов». Установлено, что администратором данной группы является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <...> <данные изъяты>). Согласно данным общества с ограниченной ответственностью «Вконтакте» личная страница ФИО1 в социальной сети «Вконтакте» (<данные изъяты>), привязана к абонентскому номеру <***>, которой пользуется сам ФИО1 ФИО4, было подано уведомление о проведении митинга 09.09.2018 в сквере им. Карима Тинчурина. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани митинг согласован не был, мероприятие было предложено провести на площади перед ДК «Железнодорожников» по <адрес> города Казани. ФИО4 отказался от предложенного места. Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03.09.2018 в удовлетворении административного иска ФИО4 к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным предложения о переносе публичного мероприятия в форме митинга в иное место проведения, обязании устранить допущенное нарушение отказано.
Изложенное явилось основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С выводом судьи районного суда следует согласиться.
Приведенные обстоятельства подтверждаются всей совокупностью добытых по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В предмет доказывания по делам об административных правонарушениях входят, в том числе, установление события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения (л.д. 48, 49), рапортом сотрудника полиции (л.д. 6-7), актом осмотра предметов (документов) от 08.09.2018 (л.д. 9-10) и приложенными к нему данными (л.д. 11-16) и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Опубликованная информация является доступной неограниченному кругу пользователей сети Интернет и указывает на проведение предварительной агитации среди неограниченного круга лиц на участие в публичном мероприятии.
Анализ положений статей 4 и 5 Закона № 54-ФЗ применительно к обстоятельствам настоящего дела, установленным на основании совокупности вышеприведенных доказательств, в том числе, информации, размещенной ФИО5 в социальной сети «ВКонтакте» в открытом доступе, позволяет сделать вывод о том, что он, размещая для открытого доступа призыв к участию других граждан в публичном мероприятии, призывал граждан к участию в конкретном публичном мероприятии 09.09.2018 в форме митинга, то есть, проводя агитацию по указанной выше теме, что охватывается понятием организации публичного мероприятия. Нашедшие отражение в материалах дела действия ФИО1 объективно свидетельствуют о том, что им осуществлялась организация публичного мероприятия, проведение которой Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани согласовано не было. Таким образом, призывы и агитация граждан к участию в таком мероприятии, в том числе умышленное распространение такой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», являются формами организации публичного мероприятия.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем судья правильно положил их в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Содержание протокола об административном правонарушении позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 были разъяснены права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 КоАП РФ. С протоколом об административном правонарушении ФИО1 был ознакомлен. Данные, зафиксированные в материалах дела, свидетельствуют о том, что ФИО1 был осведомлен об объеме процессуальных прав, которыми наделен в соответствии с КоАП РФ, пользовался этими правами в ходе производства по делу.
Несоблюдение ФИО1 требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела давали правовые основания для квалификации его действий по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Наличие данных о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 5, 8 статьи 20.2 КоАП РФ, по существу не оспаривается и достоверно подтверждено имеющимися в деле судебными актами.
При таком положении деяние ФИО1 обоснованно было квалифицировано как повторное применительно к нормам пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 31.9 КоАП РФ.
Постановление о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административные санкции сопровождались полноценным, независимым и беспристрастным судебным разбирательством, а судебное постановление является мотивированным.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания судья учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства.
Каких-либо обстоятельств, влекущих изменение назначенного административного наказания, заявителем не приведено.
Назначенное административное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Утверждение об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения было предметом проверки судьи районного суда и отклонено по мотивам, изложенным в судебном решении.
Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных в дело доказательств не имеется.
Доводы защитника о том, что ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности, являются несостоятельными и противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, не доверять которым оснований не имеется.
Иные доводы жалобы заявителя и защитника не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения судьи, и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению. Неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ трактуются в пользу такого лица, не установлено, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 09.09.2018 по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Муханова Сергея Ивановича – без удовлетворения.
Судья