НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 17.02.2015 № 3-50/2015

<данные изъяты>    РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Казань 17 февраля 2015 года

 Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

 при секретаре Д.В. Залялтдиновой,

 с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481 «Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан»,

 УСТАНОВИЛ:

 приказом от 29 июня 2012 года № 481 Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан» утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан (далее – Перечень).

 Данный приказ и Перечень в качестве приложения к нему опубликованы в газетах «Республика Татарстан», № 149, от 27 июля 2012 года, «Ватаным Татарстан», № 160, 11 августа 2012 года, а также в печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 11 сентября 2012 года, № 67, ст. 2275.

 ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приказа от 29 июня 2012 года № 481 Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Перечня, ссылаясь на их противоречие правовым нормам Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которые условием присвоения звания «Ветеран труда» ставят награждение определенной организацией и достижение трудового стажа, а не от статуса знака отличия и включения его в Перечень.

 В постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года № 210, утвердившем Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан (далее - Положение), а также Перечень органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан (далее – Перечень органов власти), по мнению заявителя, говорится не о видах знаков отличия, а о любых знаках отличия организаций, указанных в данном перечне.

 Заявитель достигла возраста 55 лет, имеет необходимый трудовой стаж 36 лет, награждена знаком отличия в труде Центрального Комитета ВЛКСМ, то есть отвечает требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ и имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Однако этому препятствует приказ от 29 июня 2012 года № 481 Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и утвержденный им Перечень, который не содержит знак отличия Центрального Комитета ВЛКСМ «За отличие в труде».

 В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 заявленные требования поддержал.

 Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – ФИО3 заявленным требованиям возражала.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление подлежащим отклонению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В силу пункта «ж» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.

 В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (подпункт 1 пункта 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2 пункта 1).

 При этом в пункте 4 этой же статьи закреплено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установившего общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

 В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.

 Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

 Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (Определения от 17 декабря 2009 года № 1588-О-О, от 17 июня 2010 года № 763-О-О, от 21 апреля 2011 года № 544-О-О).

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года № 33-ЗРТ звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 Частью 2 этой же статьи установлено, что под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.

 Кабинетом Министров Республики Татарстан во исполнение указанных законоположений принято постановление от 13 марта 2012 года № 210, пунктом 1 которого утверждены Положение и Перечень органов власти. Пунктом 2 этого постановления установлено, что перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан, определяется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

 Таким образом, оспариваемое постановление принято Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта.

 Сравнительный анализ оспариваемого регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что органы государственной власти Республики Татарстан реализовали принадлежащие им полномочия по предмету совместного ведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, при этом права и свободы ФИО1 нарушены не были.

 Доводы заявителя о том, что реализации принадлежащего ей права на присвоение звания «Ветеран труда» препятствует приказ от 29 июня 2012 года № 481 Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и утвержденный им Перечень, который не содержит знак отличия Центрального Комитета ВЛКСМ «За отличие в труде», являются несостоятельными по вышеприведенным основаниям.

 Кроме того, в Примечании к Перечню установлено, что он не является исчерпывающим и может быть дополнен в установленном порядке.

 Согласно части первой 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года № 481 «Об утверждении перечня ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Татарстан» отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский