дело № 3а-137/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 10 февраля 2016 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к административный ответчик о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
административный ответчик (далее также – Ассоциация) создана общим учредительным собранием членов Ассоциации 28 апреля 2005 года.
7 сентября 2005 года Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12 сентября 2005 года за основным государственным регистрационным номером ....
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ассоциации, ссылаясь на то, что в ходе плановой выездной проверки в деятельности Ассоциации выявлен ряд нарушений требований федерального законодательства и учредительных документов Ассоциации.
Ассоциация в письменных возражениях на административное исковое заявление просит в его удовлетворении отказать, так как выявленные нарушения, по ее мнению, не являются достаточными основаниями для ликвидации Ассоциации, ориентированной на достижение общеполезных целей, также указывает на недопустимость повторного привлечения к ответственности за одни и те же нарушения.
Выслушав объяснения представителей административного истца представитель 1представитель 2 возражения представителя административного ответчика представитель адм ответчика исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
При этом согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также – Федеральный закон).
Статьей 13 Федерального закона установлено право общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений также осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Статьей 29 Федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Статьей 44 Федерального закона территориальным органам федерального органа государственной регистрации предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 44 Федерального закона общественное объединение ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом установлено, что административный ответчик создана общественной организацией <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> в целях формирования гражданского общества: повышения правового сознания граждан, создания механизма реализации прав и свобод человека, объединения усилий правозащитных организаций в различных сферах жизнедеятельности общества (пункт 3.2 Устава Ассоциации). Ассоциация распространяет свою деятельность на территории Республики Татарстан и Чувашской Республики (пункт 1.6 Устава Ассоциации).
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 1246-р административный ответчик включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов.
В период с 7 сентября 2015 года по 2 октября 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в соответствии с распоряжением от 28 августа 2015 года № 1307р проведена плановая выездная проверка Ассоциации, по итогам которой 2 октября 2015 года составлен акт ...., в этот же день с ним ознакомлен представитель юридического лица руководитель ю.л.
В акте проверки указано на нарушение в деятельности Ассоциации норм федерального законодательства, а именно: несоблюдение требований учредительных документов о периодичности проведения общих собраний, необходимости проведения ревизорами Ассоциации ревизии ее финансовой деятельности; применение Ассоциацией упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности; размещение в информационно-телекоммуникационной сети «<данные изъяты> материалов без указания на статус Ассоциации как некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с пунктом 8.8 Устава Ассоциации очередное заседание общего собрания ее членов созывается один раз в год и не позднее трех месяцев по окончании финансового года. Пунктом 8.5 Устава Ассоциации полномочие по созыву очередного общего собрания ее членов отнесено к компетенции председательствующего, избранного на последнем общем собрании.
Согласно пункту 10.2 Устава Ассоциации контроль за ее финансовой деятельностью, а также проведение ревизий финансовой деятельности осуществляет контрольно-ревизионный орган, состоящий из ревизора либо ревизоров, избираемых общим собранием членов Ассоциации сроком на три года.
Как следует из акта проверки от 2 октября 2015 года, общее собрание членов Ассоциации в 2015 году проведено 26 июня 2015 года, то есть с нарушением установленного срока. Контролирующим органом также выявлено отсутствие документов, подтверждающих осуществление ревизии финансовой деятельности Ассоциации за 2011, 2012 и 2013 годы.
В опровержение данных доводов Ассоциацией представлены: письма, направленные председателем Ассоциации руководитель ю.л. в период с 21 декабря 2015 года по 30 декабря 2015 года в адрес председательствующего общего собрания членов Ассоциации Иванов о нарушении им пункта 8.5 Устава Ассоциации, в адрес членов Ассоциации о необходимости созвать общее собрание в течение трех месяцев 2016 года, в адрес членов контрольно-ревизионной комиссии Петрова и Сидорова о необходимости провести ревизию финансовой деятельности за 2011-2013 годы; заключение проверки (выборочной) целевого расходования средств Ассоциации.
Таким образом, Ассоциация признала факт несоблюдения требований Устава, указанный в акте проверки, и приняла меры к устранению и недопущению впредь таких нарушений.
Пунктом 12 части 5 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, включены в перечень экономических субъектов, не применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Как указано в пункте 17 Информации Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-3/2015, при применении организацией упрощенных способов бухгалтерская отчетность может составляться в сокращенном объеме.
В ходе проверки, проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, установлено, что Ассоциация применяет упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Административным ответчиком суду представлено аудиторское заключение от 13 апреля 2015 года № 78 по результатам проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год, составленное обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> согласно которому бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение Ассоциации по состоянию на 31 декабря 2014 года и использование целевых средств за 2014 год в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем в заключении воспроизведены копии бухгалтерского баланса на 31 декабря 2014 года и отчета о целевом использовании средств за январь – декабрь 2014 года, датированных 9 апреля 2015 года. В данных документах отражен сокращенный объем сведений по сравнению с утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н формами бухгалтерской отчетности, установленными для лиц, не применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, что свидетельствует о применении Ассоциацией таких способов.
В материалах дела также имеется решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан от 26 января 2016 года № 2.13-08/2/131, которым отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений в связи с исполнением обязанности по представлению бухгалтерской отчетности за 2014 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
При оценке данных доказательств суд исходит из того, что они содержат суждения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности финансового положения Ассоциации, а также об отсутствии оснований для привлечения к налоговой ответственности по конкретному составу правонарушения, связанному с соблюдением сроков представления бухгалтерской отчетности. В то же время факт применения Ассоциацией упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые она не вправе применять, после включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, этими доказательствами не опровергнут.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента, возлагается обязанность сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты>», указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
При проведении проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан установлено, что после включения Ассоциации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> размещены 19 материалов, в которых отсутствует указание на статус Ассоциации как организации, выполняющей функции иностранного агента.
Публикация данных материалов указывается Ассоциацией в качестве результатов своей деятельности за отчетный период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года в содержательном отчете по реализации проекта «<данные изъяты> в рамках пожертвования № ....
Письмом от 18 сентября 2015 года № 03-1842 в адрес исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан сообщает о выявлении материалов с признаками их распространения Ассоциацией без указания такой информации.
20 октября 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан составлены 5 протоколов об административных правонарушениях в области массовых коммуникаций.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № 6 по Вахитовскому судебному району города Казани от 11 ноября 2015 года (дела № № 5-6-981/15, 5-7-981/15), оставленными без изменения решениями судьи Вахитовского районного суда города Казани от 22 декабря 2015 года (дела № № 12-3281/2015, 12-3280/2015), постановлениями Вахитовского районного суда города Казани от 14 декабря 2015 года (дела № № 5-775/15, 5-776/15, 5-777/15), оставленными без изменения решениями судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2016 года (дела № № 7-122/2016, 7-120/2016, 7/121/2016) административный ответчик признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
С учетом положений части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает доказанными факты распространения Ассоциацией в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> материалов без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ассоциацией не выполняются требования, предъявляемые федеральным законодательством к деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и направленные на обеспечение открытости и публичности в их деятельности, организацию должного общественного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность на территории Российской Федерации и финансируемых из иностранных источников.
Таким образом, следует признать обоснованными доводы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Татарстан о том, что деятельность Ассоциации осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями закона, что в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.
Данные нарушения, по мнению суда, являются существенными и неустранимыми, поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Ассоциации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Доводы административного ответчика о недопустимости повторного привлечения к ответственности за одни и те же правонарушения подлежат отклонению, поскольку обращение уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации является самостоятельной юридической процедурой, урегулированной нормами гражданского законодательства, а привлечение к административной ответственности само по себе не исключает для юридического лица наступления предусмотренных законом гражданско-правовых последствий, вызванных нарушением требований законодательства и направленных на изменение его статуса как субъекта соответствующих правоотношений.
Иные доводы административного ответчика сводятся к оценке результатов деятельности Ассоциации и правовой оценке в рамках рассмотрения данного административного дела не подлежат.
В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.
В связи с этим суд считает необходимым возложить обязанность по осуществлению ликвидации Ассоциации на ее единоличный исполнительный орган – председателя административный ответчикруководитель ю.л.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к административный ответчик удовлетворить.
Ликвидировать административный ответчик (основной государственный регистрационный номер ...., идентификационный номер налогоплательщика ....), исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на руководителя юридического лица – председателя административный ответчикруководитель ю.л.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 15 февраля 2016 года.
Судья Сафина М.М.