дело № 3-129/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Казань 9 марта 2016 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан А.Р. Зарипова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям акционерного общества «О» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 года № 10-40/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016 год» в части установления для потребителей акционерного общества «О» тарифа на водоотведение в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года и тарифа на питьевую воду в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 года № 10-40/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016 год» установлены тарифы на питьевую воду, водоотведение для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 18 декабря 2015 года за № 3146, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 декабря 2015 года.
В приложении к указанному постановлению в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан для потребителей акционерного общества (далее – АО) «О» приведены:
- показатели одноставочного тарифа на питьевую воду:
для населения, с учетом налога на добавленную стоимость, в период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 13,03 рублей за кубический метр, в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - в размере 13,03 рублей за кубический метр (пункт 17.1);
для иных потребителей, без налога на добавленную стоимость, в период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 11,04 рублей за кубический метр, в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - в размере 11,04 рублей за кубический метр (пункт 17.2);
- показатели одноставочного тарифа на водоотведение:
для населения, с учетом налога на добавленную стоимость, в период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 22,49 рублей за кубический метр, в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - в размере 22,49 рублей за кубический метр (пункт 17.1);
для иных потребителей, без налога на добавленную стоимость, в период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 19,06 рублей за кубический метр, в период с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - в размере 19,06 рублей за кубический метр (пункт 17.2);
АО «О» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного правового акта в части установления для потребителей данной организации тарифа на водоотведение в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года и тарифа на питьевую воду в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
Кроме того, административный истец полагает, что данные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам при определении их размеров неверно утверждены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, объем расходов на приобретаемую электрическую энергию. Также государственным органом снижены затраты регулируемой организации на ремонт водопроводных и канализационных сетей, а также необоснованно исключены выпадающие доходы.
В судебном заседании представители АО «О» Б.Г. Чамзинский, В.А. Соловьев административные исковые требования поддержали.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Э.Д. Садыкова административный иск не признала.
Выслушав представителей административного истца, представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ государственному регулированию подлежат в сфере холодного водоснабжения, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), в сфере водоотведения - тариф на водоотведение.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органом исполнительной власти Республики Татарстан – Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам – органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.56 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
На основании части 2 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования), которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение.
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования предельные индексы устанавливаются Федеральной службой по тарифам с календарной разбивкой. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются в соответствии с указанными предельными индексами с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, плату за холодную воду и отведение сточных вод.
Поэтому повышение тарифа на тепловую энергию не может быть произведено выше предельных (максимальных) индексов для изменения платы граждан за коммунальные услуги, поскольку плата за холодную воду и отведение сточных вод является составной частью коммунальных платежей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год. Для Республики Татарстан они установлены: на первое полугодие 2016 года – 0%, на второе полугодие 2016 года – 4,5%.
Указом Президента Республики Татарстан от 1 декабря 2015 года № УП-1147 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2016 год. Для О сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан они установлены: на первое полугодие 2016 года – 0%, на второе полугодие 2016 года – 4,5%.
Следовательно, тарифные решения на 2016 год Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в оспариваемой части нормативного правового акта приняты с соблюдением названных предельных индексов, поскольку отношение величины размера платы граждан О сельского поселения за коммунальные услуги во второй половине 2016 года к аналогичной величине, сложившейся по состоянию на декабрь 2015 года, составит 4,49%.
Обращаясь к доводам АО «О» об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с неверным утверждением расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, объема расходов на приобретаемую электрическую энергию, снижении затрат регулируемой организации на ремонт водопроводных и канализационных сетей, необоснованным исключением выпадающих доходов, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Подпунктом «е» пункта 17 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов среди обосновывающих материалов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных.
В силу пункта 30 Правил регулирования орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В судебном заседании установлено и не отрицается административным истцом, что в целях обоснования затрат по статье «расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала» АО «О» представило в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам положение о премировании и штатное расписание данной организации.
В предложении организации по тарифу на водоотведение ею заявлена численность основного производственного персонала 6 человек, по тарифу на водоснабжение – 10 человек. В обоснование указано на увеличение протяженности сетей водоотведения и водоснабжения для жилого квартала «<данные изъяты>» в связи с их передачей в эксплуатацию АО «О».
Орган регулирования, применив Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года № 66, исходя из добавленной протяженности сетей (водоотведения 2,97 км, водоснабжения 3,66 км), правомерно установил экономически обоснованную штатную численность работников предприятия: занятых при оказании услуг по водоотведению, 5 человек, занятых при оказании услуг по водоснабжению – 9 человек, увеличив ее таким образом в каждом случае на 1 штатную единицу по сравнению с предыдущим периодом регулирования.
При этом штатная численность основного производственного персонала в размере 19 человек по водоотведению и 16 человек по водоснабжению, как указывает АО «О» в административных исках, им при обращении с тарифными предложениями не заявлялась.
При определении размера расходов на оплату труда и отчисления на социальные цеховые нужды основного производственного персонала по тарифам на водоотведение и водоснабжение для потребителей административного истца Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам применены индексы-дефляторы, определенные сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год в размере 107,4% к аналогичным показателям предыдущего года.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
При утверждении тарифа на водоотведение на 2016 год для АО «О» органом регулирования были проанализированы фактические данные потребления электрической энергии этим предприятием в 2014 году и по отчетным данным за 9 месяцев 2015 года, которые свидетельствовали о перерасходе учтенного в тарифах 2014 и 2015 годов объема электрической энергии, что было связано с фактическим принятием КНС «<данные изъяты>» в эксплуатацию в 2014 году, но было зафиксировано документально 1 января 2015 года. При этом с учетом новой КНС ожидаемый объем электроэнергии на 2015 год планировался организацией с удельным расходом электроэнергии 0,55 кВт за кубический метр.
Поскольку фактический объем потребления электрической энергии предприятия в 2014 и 2015 годах сложился уже с учетом работы вновь принятой КНС «<данные изъяты>», Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам правомерно было принято решение о применении в расчетах прогнозируемого объема потребления электрической энергии административным истцом исходя из фактически сложившегося в указанные периоды удельного расхода электрической энергии в размере 0,55 кВт за кубический метр, экономически обоснованного объемной величины принятых регулируемой организацией стоков и при ожидаемой среднегодовой стоимости электрической энергии по одноставочному тарифу 4,65 рублей за кВт час. Расходы АО «О» на электрическую энергию были признаны обоснованными в размере 1 586 540 рублей, что меньше прогноза организации на 55 510 рублей.
На основании подпунктов «а», «б» пункта 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
При этом Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает обязательность для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения, осуществление закупки товаров, работ, услуг в соответствии с установленными данным нормативным актом общими принципами и основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно подпунктам «л», «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок); копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Пунктом 15 Правил регулирования предусмотрено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
АО «О» документы, подтверждающие проведение закупочных процедур в связи с производством ремонта канализационных и водопроводных сетей, в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам представлены не были.
Органом регулирования в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования при определении на 2016 год размера расходов на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и объектов, входящих в их состав, принят размер аналогичных расходов административного истца в предыдущем периоде регулирования с учетом индекса-дефлятора в сумме <данные изъяты> рублей.
По тарифу на водоотведение государственным органом были признаны экономически обоснованными расходы регулируемой организации на 2016 год на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоотведения и объектов, входящих в их состав, в размере <данные изъяты> рублей.
Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам на основании положений пункта 15 Правил регулирования приняты во внимание имеющиеся у органа регулирования сведения о стоимости аналогичных заявленным АО «О» ремонтных работах: ремонт канализационного колодца, ремонт КНС «<данные изъяты>», проводимых ранее регулируемой организацией, а также другой организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения в сопоставимых условиях.
Так, расходы на ремонт канализационного колодца были приняты в размере <данные изъяты> рублей, равном стоимости таких же работ, признанных экономически обоснованными при установлении административному истцу соответствующего тарифа на 2015 год. Расходы на ремонт КНС «<данные изъяты>» были приняты в размере стоимости аналогичных работ Муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» г. Казани по ремонту КНС «Б», имеющей схожие технические характеристики.
Доводы административного истца о необоснованном исключении из расходов регулируемой организации выпадающих доходов за 2013, 2014 годы и 9 месяцев 2015 года являются несостоятельными, поскольку, как установлено в судебном заседании, при обращении в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам за установлением тарифа на водоотведение на 2016 год АО «О» не заявлено о необходимости учета недополученных доходов (убытков за 2013 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2014 год - в размере <данные изъяты> рублей, за 9 месяцев 2015 год – в размере <данные изъяты> рублей).
Следовательно, государственным органом было принято экономически обоснованное решение об установлении тарифов на водоотведение и на питьевую воду.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 года № 10-40/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016 год» в части установления для потребителей АО «О» тарифа на водоотведение в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года и тарифа на питьевую воду в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых заявлений акционерного общества «О» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 года № 10-40/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016 год» в части установления для потребителей акционерного общества «О» тарифа на водоотведение в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года и тарифа на питьевую воду в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти», а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья