НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 09.02.2022 № 12-1429/2021

Судья: Карамов И.Д.

УИД 16RS0031-01-2021-000820-41

Дело № 77-51/2022

Дело № 12-1429/2021 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

09 февраля 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Габдулхаковой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа-С» Тухфатуллиной А.Н. на решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альфа-С» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора труда от 17 февраля 2021 года № ...., оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Альфа-С» (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере шестидесяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник общества Тухфатуллина А.Н. просит решение судьи городского суда отменить и производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Тухфатуллину А.Н., полагаю, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации законодатель презюмировал, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда лежат на работодателе.

В этой связи работодатель в целях сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в частности, обязан обеспечить:

обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В развитие приведенных положений Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации разработан и утвержден постановлением от 13 января 2003 года № 1/29 Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее по тексту – Порядок).

В нем предусмотрены общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

Как отмечено в пункте 2.2.1 Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (пункты 2.2.2 и 2.2.3 Порядка).

Согласно пункту 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Пункт 3.1 Порядка определяет, что проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

При этом, как то предписывает пункт 3.3 Порядка, внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации 13 мая 2004 года (далее по тексту – Методические рекомендации).

Так, в силу пункта 3 Методических рекомендаций инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет (пункт 6 Методических рекомендаций).

В то же время согласно пункту 7 Методических рекомендаций инструкции по охране труда для работников подлежат досрочному пересмотру:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 09 февраля 2021 года государственной инспекцией труда на основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 20 января 2021 года № .... в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства.

По результатам мероприятий по контролю было обнаружено, что в нарушение приведенного правового регулирования в связи с введением в действие новых правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, а также при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, утвержденных приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2020 года № .... и от 28 октября 2020 года № .... соответственно, общество не приняло мер к пересмотру инструкций по охране труда при работе с ручным инструментом и по охране труда для рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы, утвержденные 25 июля 2016 года, не организовало внеочередную проверку знаний специалистов и работников организации, в том числе членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда через соответствующие учебные заведения, не разработало и не утвердило приказы о внеочередных пересмотрах инструкций по охране труда и введению в действие пересмотренных, не разработало и не утвердило программы инструктажей на рабочем месте.

Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья городского суда, пересматривая дело, выводы должностного лица, вынесшего спорное постановление, поддержал и счел обвинение, выдвинутое против работодателя, доказанным.

Веских поводов не согласиться с такой правовой позицией не имеется.

Напротив, событие административно наказуемого деяния и вина в его совершении обществом объективно подтверждаются доказательствами, собранными административным органом и представленными в распоряжение суда, в числе которых копия протокола об административном правонарушении от 17 февраля 2021 года № .... (л.д. 49-54); копия распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 20 января 2021 года № .... о проведении в отношении общества внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства (л.д. 64-67); копия акта проверки от 09 февраля 2021 года № .... (л.д. 68-72); копия предписания об устранении выявленных нарушений от 09 февраля 2021 года № .... (л.д. 73-75); перечень инструкций по охране труда, действующих в обществе (л.д. 76).

Перечисленные доказательства получены в соответствии с законом, относятся к обстоятельствам дела и потому в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно приняты во внимание при постановлении оспариваемых административно-юрисдикционных актов.

Добытой совокупности доказательств достаточно для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Они не позволяют усомниться в виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Автор жалобы, выступая в защиту общества, утверждает, что оно не имело возможности провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников в связи с введением в действие с 01 января 2021 года новых правил по охране труда ранее 18 февраля 2021 года, поскольку преподавательский состав учебного центра ЧОУ ДПО «Центр качество образования», в котором намеревались пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда члены комиссии по проверке знаний требований по охране труда, прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда лишь 01 февраля 2021 года.

Между тем, вопреки мнению стороны защиты, это обстоятельство не носило чрезвычайный и непреодолимый характер.

Более того, по смыслу положений пунктов 2.2.1, 2.2.3 и 3.3 Порядка, подлежащих применению в контексте провозглашенного в статьях 1, 2, 210 и 212 Трудового кодекса Российской Федерации приоритета сохранения жизни и здоровья работников, работодатель с 01 января 2021 года в связи с вступлением в силу новых правил по охране труда призван был неотложно организовать и провести внеплановую проверку знаний требований охраны труда работников.

Необходимость предварительного обучения и проверки знаний требований охраны труда членами комиссии общества по проверке таких знаний у работников не может служить поводом к безосновательному и неоправданному затягиванию внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников.

Работодатель не был ограничен либо лишен возможности выбора тех образовательных организаций, которые отвечали установленным образовательным стандартам и были готовы к незамедлительному оказанию услуг по обучению членов указанной комиссии в области охраны труда.

Иной подход приводил бы к неоправданному риску причинения вреда жизни и здоровью работников, занятых в хозяйственной деятельности общества.

Причем следует иметь в виду, что преференция, выраженная в постановлении Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 года № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 440» и продлевающая срок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда до 01 марта 2021 года, относилась лишь к индивидуальным предпринимателям и лицам, осуществляющим руководство производственной деятельностью, и не касалась иных работников, в том числе рабочих профессий.

Тот факт, что Методические рекомендации не содержат конкретных сроков внеочередного пересмотра инструкций по охране труда в соответствии с новыми межотраслевыми и отраслевыми правилами и типовыми инструкциями по охране труда, не может приводить к возникновению у работодателя произвольного и безграничного усмотрения в соблюдении требований трудового законодательства.

С учетом вышеприведенных соображений и принципов, лежащих в основе обеспечения права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37 Конституции Российской Федерации), меры к внеочередному (досрочному) пересмотру инструкций должны быть приняты работодателем в кратчайшие сроки с момента вступления в силу новых правил по охране труда с учетом даты и обстоятельств их издания.

Новые правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями и правила по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов были утверждены приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № .... и № .... 27 ноября 2020 года и 28 октября 2020 года и размещены в свободном доступе на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 14 и 15 декабря 2020 года соответственно.

При должных добросовестности и осмотрительности общество не могло не знать о принятии указанных правил и разработать программу по актуализации действующих инструкций по охране труда, регулирующих те же вопросы, к моменту вступления их в силу, то есть к 01 января 2021 года.

Изложенное означает, что у общества имелась возможность для исполнения установленных требований в области охраны труда, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а значит оно справедливо уличено в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апеллирование автора жалобы к тому, что при составлении протокола об административном правонарушении содеянное обществом было квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельно, поскольку противоречит содержанию указанного процессуального документа.

Вместе с тем имеются основания для смягчения назначенного обществу наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В озвученных нормах законодатель фактически призывает субъектов административной юрисдикции к аргументированному и ситуационно уместному выбору мер публично-правового воздействия и их размера (срока).

Однако должностное лицо, назначая штраф в размере, превышающем его минимальную величину, не указало мотивов, по которым сочло, что виновное лицо заслуживает более строгого наказания.

В то же время из материалов дела не усматривается, что содеянное обществом сопровождалось обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.

Напротив, ранее оно не подвергалось мерам публично-правового воздействия, допущенные нарушения требований в области охраны труда устранило.

При таком положении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление главного государственного инспектора труда от 17 февраля 2021 года № .... и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2021 года подлежат изменению путем снижения наложенного на общество штрафа до пятидесяти тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Альфа-С» Тухфатуллиной А.Н. удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда от 17 февраля 2021 года № .... и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альфа-С» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенный ему административный штраф снизить до пятидесяти тысяч рублей.

В остальной части состоявшиеся правоприменительные акты оставить без изменения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение21.02.2022