НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 06.06.2018 № 3А-327/2018

дело № 3а-327/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 6 июня 2018 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Ю.А. Старшой,

при секретаре судебного заседания К.А. Дьяконове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрея Евгеньевича Николаева к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

А.Е. Николаев является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:30:011402:101 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного назначения), площадью 80 626 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 28 октября 2016 года;

арендатором земельного участка с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство теплиц подсобного хозяйства), площадью 15 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, поставленного на кадастровый учет 16 ноября 2006 года;

собственником:

- нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером ...., площадью 10 874,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на кадастровый учет 22 января 2010 года;

- нежилого здания (склад) с кадастровым номером ...., площадью 99,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> поставленного на кадастровый учет 21 января 2010 года;

арендатором нежилого здания (теплица) с кадастровым номером ...., площадью 10 621,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на кадастровый учет 21 декабря 2009 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 28 октября 2016 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 9 203 457 рублей 90 копеек.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 1 827 000 рублей.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... определена по состоянию на 1 января 2014 года, введена в действие с 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года № 2572-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан» и составляет соответственно 66 309 854 рубля 24 копейки, 616 298 рублей 89 копеек, 73 930 148 рублей 49 копеек.

Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 3 031 700 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 октября 2016 года; - земельного участка с кадастровым номером .... в размере 521 900 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; - нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером .... в размере 21 252 200 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; - нежилого здания (склад) с кадастровым номером .... в размере 326 400 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; - нежилого здания (теплица) с кадастровым номером .... в размере 18 579 800 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.

В судебном заседании представитель административного истца Л.И. Бурнашева, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 22 декабря 2017 года полномочиями, отказалась от административного иска в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... В остальной части административные исковые требования уточнила и просила определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 665 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года; - нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером .... размере 24 622 370 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; - нежилого здания (склад) с кадастровым номером .... в размере 355 946 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года; - нежилого здания (теплица) с кадастровым номером .... в размере 29 888 951 рубль, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению судебной экспертизы.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2018 года производство по административному делу по административному исковому заявлению А.Е. Николаева в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... прекращено в связи с принятием отказа от иска.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан М.Т. Сабирзанов административный иск в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости не признал, не возражал установлению кадастровой стоимости земельного участка согласно заключению судебной экспертизы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Н.В. Николаева, А.П. Калинкина надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

Решением Совета муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 20 ноября 2014 года № 31 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Нижнекамск, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 октября 2015 года № 17, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В пункте 6 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в случае, если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером ...., нежилое здание (теплица) с кадастровым номером .... принадлежат на праве общей долевой собственности в равных долях А.П. Калинкиной, Н.В. Николаевой (по ? доле в праве каждой).

1 сентября 2017 года между А.Е. Николаевым и Н.В. Николаевой, А.П. Калинкиной были заключены договоры аренды вышеуказанных земельного участка и нежилого здания, согласно пункту 2.1 которых размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания.

1 сентября 2017 года Н.В. Николаевой, А.П. Калинкиной дано согласие А.Е. Николаеву на пересмотр (оспаривание) кадастровой стоимости принадлежащих им земельного участка и нежилого здания.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты № 156-2017, № 157-2017, № 155-2017, № 158-2017 от 27 декабря 2017 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 28 октября 2016 года составила 3 031 700 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 521 900 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 21 252 200 рублей, 326 400 рублей, 18 579 800 рублей.

На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, нежилых зданий, соответствия отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, нежилых зданий, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению № 08/АМ-18 от 11 мая 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертиз» А.Ю. Мамочкина отчеты № 156-2017, № 157-2017, № 155-2017, № 158-2017 от 27 декабря 2017 года, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс», согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 28 октября 2016 года составила 3 031 700 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 521 900 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2014 года составила соответственно 21 252 200 рублей, 326 400 рублей, 18 579 800 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости спорных земельных участков, нежилых зданий определена в них неправильно.

Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером .... которая по состоянию на 28 октября 2016 года, согласно заключению, составила 17 012 086 рублей; рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составила 1 665 000 рублей; рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 24 622 370 рублей; рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером .... которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 355 946 рублей; рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 1 января 2014 года, согласно заключению, составила 29 888 951 рубль.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В пункте 19 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

По мнению суда, заключение № 08/АМ-18 от 11 мая 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертиз» А.Ю. Мамочкина соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.

Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования объектов оценки, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.

Судом не усматриваются нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию.

Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих А.Е. Николаеву на праве собственности и на праве аренды земельного участка, нежилых зданий.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выводами эксперта относительно рыночной стоимости нежилых зданий не согласился.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость принадлежащих административному истцу на праве собственности и на праве аренды нежилых зданий, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, административным ответчиком не представлено.

При оценке заключения № 08/АМ-18 от 11 мая 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертиз» А.Ю. Мамочкина в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности. Изложенные в нем выводы не содержат противоречий, дающих основания для назначения по делу повторной судебной экспертизы.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельного участка, нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, установленной заключением № 08/АМ-18 от 11 мая 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертиз» А.Ю. Мамочкина.

Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Учитывая, что А.Е. Николаев обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности и на праве аренды земельного участка, нежилых зданий 29 декабря 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Андрея Евгеньевича Николаева об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, объектов недвижимости удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером 16:30:011402:4 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство теплиц подсобного хозяйства), площадью 15 000 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, город Нижнекамск, в размере 1 665 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;

- нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером ...., площадью 10 874,8 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 24 622 370 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;

- нежилого здания (склад) с кадастровым номером ...., площадью 99,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 355 946 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;

- нежилого здания (теплица) с кадастровым номером ...., площадью 10 621,4 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 29 888 951 рубль по состоянию на 1 января 2014 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ю.А. Старшая

Справка: решение принято судом в окончательной форме 11 июня 2018 года.

Судья Ю.А. Старшая