НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 05.03.2019 № 3А-172/19

дело № 3а-172/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 5 марта 2019 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,

при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Наратлы» - потребительского общества к Совету Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими абзаца пятого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзаца шестого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге»,

УСТАНОВИЛ:

Советом Верхнетакерменского сельского поселения 21 ноября 2014 года принято решение № 2 «О земельном налоге», которым в статье 2 установлены ставки земельного налога, в том числе в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац пятый). Это решение опубликовано в газете «Мензеля» от 26 ноября 2014 года № 88, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru.

Решением названного представительного органа местного самоуправления от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге», опубликованным в газете «Мензеля» от 16 ноября 2018 года № 45, а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru, в статье 2 установлены ставки земельного налога, в том числе в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка (абзац шестой). Этим же решением признано утратившим силу решение от 21 ноября 2014 года № 2.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Наратлы» - потребительское общество (далее – СНТ «Наратлы»-ПО), которому на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Мензелинский район, СПК им. Джалиля, кадастровый номер 16:28:040601:11 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для организации коллективного садоводства «Наратлы»), обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими абзац пятый статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзац шестой статьи 2 решения того же Совета от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге», ввиду его несоответствия нормам, содержащимся в пунктах 1, 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению административного истца, установлением ставки земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка нарушены его права как пользователя земельного участка, расположенного на территории Верхнетакерменского сельского поселения, поскольку налоговая ставка необоснованно повышена до предельного размера.

В судебном заседании представители СНТ «Наратлы»-ПО Загирова Н.Ю., адвокат Казанцев Е.В. административное исковое заявление поддержали.

Представитель Верхнетакерменского сельского поселения, Глава данного сельского поселения Шарипова А.А. административный иск не признала.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3, пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 2 части 3 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан».

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Верхнетакерменское сельское поселение» является Совет Поселения.

На основании статьи 22 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ, статьи 33 Устава муниципального образования «Верхнетакерменское сельское поселение» к компетенции Совета Поселения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты Советом Верхнетакерменского сельского поселения в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.

Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых им положений решений от 21 ноября 2014 года № 2, от 16 ноября 2018 года № 1 нормам, содержащимся в пунктах 1, 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с необоснованным повышением налоговой ставки в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.

Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 названного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Федеральный законодатель, предоставив право определять налоговые ставки земельного налога представительным органам муниципальных образований, одновременно в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установил их предельные размеры: 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (абзац четвертый подпункта 1).

В пункте 3 статьи 3 упомянутого кодекса, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

По смыслу данной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), должна иметь экономическое обоснование.

Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может превышать 0,3 процента, а определение налоговой ставки отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Из материалов дела видно, что налоговая ставка в отношении земельных участков, находящихся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, в размере 0,3 процента была впервые установлена решением Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 17 ноября 2011 года № 1, вступившим в силу 1 января 2012 года, при этом размер налоговой ставки был установлен в пределах, предусмотренных абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения от 21 ноября 2014 года № 2, от 16 ноября 2018 года № 1 не устанавливают новых налоговых ставок для административного истца, в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 16:28:040601:11, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации коллективного садоводства «Наратлы», то есть не влекут для него изменения налоговых правоотношений, следовательно, права, свободы и законные интересы СНТ «Наратлы»-ПО не нарушают.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления садоводческого некоммерческого товарищества «Наратлы» - потребительского общества к Совету Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими абзаца пятого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 2 «О земельном налоге», абзаца шестого статьи 2 решения Совета Верхнетакерменского сельского поселения Мензелинского муниципального района Республики Татарстан от 16 ноября 2018 года № 1 «О земельном налоге» отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://menzelinsk.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Э.С. Каминский

Справка: решение принято судом в окончательной форме 7 марта 2019 года.

Судья Э.С. Каминский