НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 04.08.2020 № 3А-444/20

дело № 3а-444/2020

16OS0000-01-2020-000225-83

учет 121а

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 4 августа 2020 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи СафинойМ.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи УшаковымК.Н. с участием заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО1., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вахитова Ирека Ринатовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 228 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года №3711-р,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года № 3711-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень).

Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2019 года за №5889, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2019 года, в газете «Республика Татарстан» № 178 30 ноября 2020 года.

В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 декабря 2019 года №4168-р.

В пункте 228 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером ...., расположенное по адресу: <адрес>

ВахитовИ.Р., являющийся собственником данного объекта недвижимости, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 228 Перечня, полагает, что включение объекта в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов), и нарушает его права, возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца ВахитоваИ.Р. – ШагалиеваЛ.Р. административное исковое заявление поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан МорозовВ.В. административный иск не признал.

Заинтересованно лицо Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направило, изложив в письменных пояснениях свою позицию о соблюдении при принятии оспариваемого распоряжения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, порядка издания и введения в действие нормативного правового акта в части государственной регистрации и официального опубликования.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение заместителя прокурора Республики Татарстан, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года № 82-ЗРТ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

В пункте 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций», согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года № 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года № 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.

Как следует из текста оспариваемого распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, критериями для включения объектов в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года № 49-ЗРТ «О налоге на имущество организаций». Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером .... отнесен к категории торговых центров (комплексов) площадью свыше 2000 квадратных метров и расположенных на территории населенного пункта с численностью населения более 145 тысяч человек.

Обращаясь к доводам административного истца о необоснованном включении здания с кадастровым номером .... в категорию торговых центров (комплексов), суд исходит из положений пункта 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 12 июля 2012 года, расположен на земельном участке с кадастровым номером .... с видом разрешенного использования «под зданиями и сооружениями предприятия» и представляет собой трехэтажное здание нежилого назначения с наименованием «административное здание» общей площадью <данные изъяты> квадратного метра.

В подтверждение своих доводов административный истец представил копию технического паспорта, составленного Приволжским бюро технической инвентаризации Миинистерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 14 октября 1996 года, в котором отсутствуют сведения о наличии в здании помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем при принятии оспариваемого нормативного правового акта Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в порядке межведомственного взаимодействия истребован технический паспорт, составленный республиканским государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 31 марта 2009 года, согласно которому общая площадь помещений, предназначенных для размещения объектов торговли составила 771,1 квадратного метра, для размещения парикмахерской – 34,2 квадратного метра, что составляет более 25% общей площади здания.

На запрос суда о представлении актуальных сведений о технической инвентаризации спорного здания из акционерного общества «Бюро технической инвентаризации» поступила также копия технического паспорта от 31 марта 2009 года. Как видно из экспликации к поэтажному плану по нежилым зданиям (помещениям), основная торговая площадь составляет 771,1 квадратного метра (599,9 квадратного метра – торговые залы на 1-м этаже, 171,2 квадратного метра – торговые залы на 2-м этаже), то есть 25,62 процента от общей площади здания (3009,2 квадратного метра). Кроме того, на 1-м этаже имеется основная площадь предприятий бытового обслуживания (автосервис) 144,7 квадратного метра, а также площади парикмахерских, отнесенные к основной площади канцелярской, 34,2 квадратного метра, то есть общая площадь, предназначенная для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, составляет 950 квадратных метров (31,57 процента от общей площади здания).

Оценивая имеющиеся в деле документы технической инвентаризации на предмет достоверности и актуальности содержащихся в них сведений, суд отмечает, что представленный административным истцом технический паспорт согласно записи на титульном листе погашен 31 марта 2009 года, что совпадает с датой составления нового технического паспорта. Кроме того, технический паспорт, составленный 14 октября 1996 года, содержит многочисленные исправления, зачеркивания, что не позволяет достоверно установить общую площадь здания, а также предназначение имеющихся в нем помещений.

При таких обстоятельствах доводы административного истца, основанные на утративших актуальность сведениях, не могут быть приняты в качестве обоснования незаконности оспариваемого распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в то время как материалами дела подтверждается наличие в спорном здании более 20 процентов площади, предназначенной для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания.

Исходя из перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций» критериев объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд приходит к выводу о правомерности включения в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером .... и соответствии оспариваемого распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в этой части названным нормативным правовым актам.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Вахитова Ирека Ринатовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 228 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года № 3711-р, отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья СафинаМ.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 6 августа 2020 года.

Судья СафинаМ.М.