НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 02.08.2017 № 7-967/17

Судья Р.К. Багавова Дело № 7 - 967/2017

Р е ш е н и е

2 августа 2017 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине, с участием прокурора М.В. Пронина, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани» Л.Р. Шариповой на постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 июня 2017 года, Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее по тексту – МКУ «УЖП ИК МО г. Казани») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» Л.Р. Шарипова просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании защитник МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» Л.Р. Шарипова, действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора М.В. Пронина, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ).

В силу положений статьей 27, 33 названного закона, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе: согласование проектной документации и осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.

В соответствии с положениями статьи 40, пункта 11 статьи 47.6, части 1 статьи 47.3, статьи 47.6 Федерального закона №73-ФЗ, под сохранением объекта культурного наследия понимается принятие мер, направленных на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Если иное не установлено законом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, находится в муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

В соответствии с пунктом 6 приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратурой Московского района города Казани проведена проверка по факту пожара на объекте культурного республиканского значения «Дом Б-Ф.Я Багаутдиновой (Марджани) Б-Х.Ш Апанаевой, 1873 г.. арх. И.П.Романов» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что данный объект культурного наследия находится в собственности ИК МО города Казани и на основании приказа от 19 января 2017 года №КЗИО-ПК передан (в составе квартир № 1, 1а, 2,3) на учет МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» по акту приема - передачи здания от 15 февраля 2017 года. Объект не электрофицирован, не отапливается. 12 апреля 2017 года в 14 часов 55 минут на объекте возник пожар, горение чердака и частично первого и второго этажей здания. В ходе осмотра места пожара установлено, что доступ посторонних лиц на территорию здания не ограничен. Оконные проемы забиты досками, входная деревянная дверь в здание заколочена со стороны ул. Ш. Марджани, с задней части входная дверь была открыта. Местом пожара являлся деревянный пристрой здания, в котором наблюдаются следы максимального горения деревянных конструкций пристроя, а также бытового мусора со следами горения.

Указанное выше, по мнению прокуратуры, свидетельствует о том, что МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» в нарушение статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, не были предприняты меры по несению расходов на содержание объекта культурного наследия, поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, и недопущению ухудшения его состояния. Также в нарушение требований статьи 27 Федерального закона №73-ФЗ отсутствует акт об установке (замене) информационной надписи и обозначения на объекте культурного наследия, информационная надпись сделана не из долговечного материала.

Названные обстоятельства явились поводом к возбуждению прокуратурой Московского района города Казани от 24 апреля 2017 года в отношении МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» дела об административном правонарушении, и основанием привлечения данного Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из того, что МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» является субъектом административной ответственности, бездействия МКУ «УЖП ИК МО г. Казани», выразившиеся в неисполнении (несоблюдении) требований Федерального закона №73-ФЗ содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Вместе с тем с данным постановлением судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В предмет доказывания по делу об административном правонарушении входят, в том числе: установление наличия события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Применительно к диспозиции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ с учетом положений названных норм Федерального закона №73-ФЗ, субъектами данных правонарушений могут являться физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, а также юридические лица - унитарные предприятия или учреждения, владеющие объектом культурного наследия на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Из содержания обжалуемого постановления усматривается, что в обоснование вывода о виновности МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» в совершении вменяемого Учреждению административного правонарушения, судья районного суда сослался на представленные в дело доказательства в том числе, на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и приказ комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани (далее по тексту - КЗИО ИК МО г. Казани) от 19 января 2017 года №94/КЗИО-ПК, согласно которому квартиры №№ 1, 1а, 2, 3 расположенные в доме <адрес>, являющегося объектом культурного наследия, включены в состав муниципальной казны г. Казани, и на момент возникновения пожара на данном объекте, были переданы на учет МКУ «УЖП ИК МО г. Казани».

Данное обстоятельство, по мнению судьи районного суда, свидетельствует о том, что в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ именно МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» является лицом, ответственным за содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Оспаривая состоявшееся постановление, в представленной жалобе защитник Л.Р. Шарипова просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» не является надлежащим субъектом административного правонарушения.

Эти доводы защитника Л.Р. Шариповой заслуживают внимания.

Как указано выше, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ является, прежде всего лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.

Статья 9.3 Федерального закона №73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит в том числе, сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

В соответствии с Положением о муниципальной казне города Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 17 июня 2011 года №3-6, полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну г. Казани (за исключением средств местного бюджета г. Казани) осуществляет Исполнительный комитет г. Казани в лице уполномоченного органа в сфере земельных и имущественных отношений, уполномоченного органа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уполномоченного органа в сфере жилищной политики и уполномоченного органа в сфере внешнего благоустройства, территориальных органов Исполнительного комитета г. Казани в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими их компетенцию (пп. 1.3 - 1.33, 2.2).

При этом в отношении объектов жилищного фонда, компетенции органа в сфере жилищно-коммунального хозяйства относятся: заключение договоров на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе на условиях социального найма, и специализированного жилищного фонда; ведение учета и контроля поступления и расходования платы за наем жилого помещения; ведение пообъектного учета муниципального жилищного фонда, находящегося в муниципальной казне г. Казани. К компетенции уполномоченного органа в сфере жилищной политики относятся: заключение договоров купли-продажи, мены, коммерческого найма, аренды жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Казани и других сделок в соответствии с законодательством; осуществление регистрации права муниципальной собственности жилищного фонда.

В соответствии с разделами 4 - 8 названного Положения, в состав муниципальной казны включаются объекты, находящиеся в муниципальной собственности г. Казани, в том числе, недвижимое имущество: нежилые помещения, здания, строения, сооружения; объекты жилищного фонда; иные объекты недвижимого имущества.

Учет объектов муниципальной казны г. Казани (в т.ч. проведение инвентаризации, представление отчетов) осуществляется согласно законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете в порядке, установленном уполномоченным в сфере бухгалтерского учета федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Казани, регулирующими ведение учета объектов муниципальной собственности г. Казани. Учетной единицей является объект муниципальной казны г. Казани.

Содержание и сохранность объектов муниципальной казны г. Казани обеспечивают уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией в целях осуществления контроля за техническим состоянием объектов муниципальной казны г. Казани и предотвращения нецелевого использования.

Статьей 10 Федерального закона №73-ФЗ предусмотрено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют кроме прочих местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.

Согласно же положениям статьи 47.6 названного закона изменения в охранное обязательство вносятся соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном для утверждения охранного обязательства. Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Охранное обязательство подлежит выполнению собственником объекта культурного наследия.

Исключением из данного общего правила являются случаи предоставления объектов культурного наследия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или предоставления таких объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в качестве имущества казны), в безвозмездное пользование третьим лицам на основании гражданско-правового договора. В таких случаях охранное обязательство подлежит выполнению субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления или ссудополучателем.

По смыслу названных норм, лицом, ответственным за сохранение объектов культурного наследия, находящегося в собственности муниципального образования, является соответствующий орган местного самоуправления, с кем заключено охранное обязательство (соглашение).

Охранное обязательство (соглашение) может быть прекращено в случае принятия компетентным государственным органом решения об исключении данного объекта из реестра объектов культурного наследия (п. 4 ст. 48 Закона N 73-ФЗ).

При этом закон также предусматривает возможность изменения условий охранного обязательства (соглашения) в части определения субъекта права, на которого возлагается обязанность исполнения такого обязательства, например в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 54 Федерального закона №73-ФЗ.

Согласно материалам дела, собственником объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, является МО г. Казани (государственный Акт №7), и данный объект включен в состав муниципальной казны г. Казани.

11 октября 2012 года между Министерством культуры Республики Татарстан и представителем собственника объекта культурного наследия –Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Исполкома МО г. Казани, действующим на основании Положения, заключено охранное обязательство №А-255 в отношении объекта культурного наследия «Дом Б-Ф. Я Багаутдиновой (Марджани) Б-Х.Ш Апанаевой, 1873 г.. арх. И.П.Романов», расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с данным охранным обязательством в целях обеспечения надлежащего содержания памятника, собственник, в лице уполномоченного органа (Комитет ЖКХ Исполкома МО г. Казани), обязуется в том числе: содержать памятник в исправном техническом состоянии, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечить охрану памятника, с целью пресечения действий третьих лиц, причиняющих или создающих угрозу причинения ущерба памятнику или его территории (при наличии). Доказательств тому, что на момент возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, охранное обязательство прекращено (расторгнуто), в материалы дела не представлено.

При этом текст охранного обязательства не содержит каких-либо указаний на изменение его условий в части определения МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» в качестве полномочного представителя субъекта права, на которого возлагается обязанность по исполнению данного обязательства.

В ходе производства по делу защитник МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» Л.Р. Шарипова последовательно указывала на необоснованность возбуждения в отношении МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» дела об административном правонарушении мотивируя тем, что полномочия собственника по содержанию объектов муниципальной казны г. Казани и обеспечение их санитарного и технического состояния, не относиться к компетенции МКУ «УЖП ИК МО г. Казани. Поскольку вопросы, связанные с отчуждением жилищного фонда г. Казани относяться к компетенции МКУ «УЖП ИК МО г. Казани», передача объекта культурного наследия – дома <адрес> с учета «КЗИО ИК МО г. Казани» на учет МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» была осуществлена с целью исполнения поручения Президента Республики Татарстан на реализацию расположенных в данном доме квартир в собственность физического лица. Финансирование Учреждения по вопросам содержания объектов муниципальной казны, в том числе объектов культурного наследия, не осуществляется.

Данные доводы защитника МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» Л.Р. Шарипова не опровергаются материалами дела.

При таком положении, в данном случае факт передачи объекта культурного наследия с учета «КЗИО ИК МО г. Казани» на учет МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» сам по себе не влечет прекращение у «КЗИО ИК МО г. Казани» охранных обязательств в отношении объекта защиты.

Таким образом, МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» не является субъектом вмененного данному Учреждению административного правонарушения и необоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 июня 2017 года, вынесенное в отношении МКУ «УЖП ИК МО г. Казани» не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р е ш и л:

жалобу Л.Р. Шариповой удовлетворить.

Постановление судьи Вахитовского районного суда города Казани от 16 июня 2017 года, вынесенное в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья И.Н. Сабитов