НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 01.12.2021 № 12-1458/2021

Судья Карамов И.Д. УИД16RS0042-02-2021-009437-38

Дело № 12-1458/2021

Дело № 77-1643/2021

решение

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Платонова К.С. на решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении Касакина Михаила Петровича по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела в Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 4 марта 2021 года заместитель директора по производству общества с ограниченной ответственностью Производственный кооператив (далее по тексту – ООО ПК) «Леском» Касакин М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 октября 2021 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене вынесенных постановления и решения, прекращении производства по делу.

Жалоба подлежит отклонению.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

В силу статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Из материалов дела усматривается, что в период с 15 февраля по 2 марта 2021 года на основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда Галлямова И.И. от 11 февраля 2021 года № .... в ООО ПК "Леском" проведена внеплановая, документарная проверка, по результатам которой установлено, что ежегодная проверка знаний требований охраны труда плотникам ФИО15 проводилась в постоянно действующей комиссии, состав которой утверждён приказом директора ООО ПК "Леском" от 11.01.2021 года № 1/21-ОТ «О проведении проверки знаний требований охраны труда работников» ООО ПК "Леском". Председатель комиссии - директор ФИО16, члены комиссии: заместитель директора по производству Касакин М.П., специалист по охране труда ФИО17 не прошли внеочередную проверку знаний требований охраны труда при введении новых правил по охране труда, нарушив пункт 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Эти обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № .... от 3 марта 2021 года (л.д. 16-18), актом проверки № 16/6-285-21-ПВ/12-1888-И/45-03 от 2 марта 2021 года (л.д. 24-25), протоколом заседания комиссии по проверке знаний (л.д. 27), и другими доказательствами, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Такие действия(бездействие) образует объективную сторону состава правонарушения по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Заместитель директора по производству Касакин М.П., согласно должностной инструкции, является ответственным в ООО ПК "Леском" за обучение работников, проверку знаний требований охраны труда.

Касакин М.П. привлечен к ответственности как должностное лицо, ненадлежаще исполняющее должностные обязанности, ему назначено минимальное по санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наказание, сроки привлечения к ответственности соблюдены.

В жалобе защитник указывает, что проверка ООО ПК "Леском" проведена в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отсутствие приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора). Однако такое заявление не имеет под собой почвы. Внеплановая, документарная проверка ООО ПК "Леском" проведена по распоряжению врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда Галлямова И.И. от 11 февраля 2021 года № .....

Также в жалобе озвучена просьба прекратить производство по делу за малозначительностью, либо назначить наказание в виде предупреждения. Между тем оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, ввиду существенного нарушения совершенным правонарушением охраняемых общественных отношений.

Наказание в виде предупреждения с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ назначено быть не может, поскольку допущенное нарушение связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (статья 3.4 КоАП РФ).

Суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Касакина М.П. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.

С такими выводами следует согласиться.

Процессуальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Вынесенные по делу постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 4 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении Касакина Михаила Петровича по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Платонова К.С. – без удовлетворения.

Судья:

Определение06.12.2021