НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 30.01.2020 № 3А-12/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-12/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 30 января 2020 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Гатеева С.Г.,

с участием прокурора Габибова Д.Г.,

при секретаре Гагкаевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Северного Кавказа» к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующим постановления РСТ РСО-Алания №54 от 28 декабря 2018 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год»,

установил:

ПАО «МРСК Северного Кавказа» обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим как не соответствующий действующему законодательству (ч.1 ст.6 и ч.2 ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике»; а также п. 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, Приложению №7 Приказа ФАС России №834/18, пи. 49, 52 Методических указаний №20-э/2) Постановление РСТ по РСО Алания от 28.12.2018 №54 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год». Также просило обязать РСТ по РСО-Алания принять нормативный правовой акт, заменяющий Постановление РСТ по РСО-Алания от 28.12.2018 №54 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год», устранив допущенные нарушения прав заявителя.

В обоснование заявленных требований указало, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Постановлением РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 №54 были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, в том числе и для ПАО «МРСК Северного Кавказа», на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год. Постановление №54 опубликовано 28.12.2018 года на официальном сайте РСТ РСО-Алания http://rst.alania.gov.ru/.

Постановление РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 №54 принято с нарушением принципов тарифного регулирования, нарушают права Общества и угрожают надежности энергоснабжения региона РСО-Алания (энергобезопасности), в связи с чем являются незаконными и подлежат признанию недействующими.

Обжалуемым постановлением РСТ РСО-Алания установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год. Указанным постановлением в том числе установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между Филиалом ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» и смежными территориальными сетевыми организациями: филиалом «Трансэнерго»ОАО «РЖД», ООО Бесланэнерго», филиалом «Северо-Кавказский» ОАО «Оборонэнерго», ООО «Просвет». В соответствии с пояснением, указанным в скобках в графе 1 Приложения №1 к Постановлению №54 («Наименование сетевых организаций (получатель-плательщик) »), плательщиком услуг является Филиал. Указанное решение противоречит двум требованиям Приказа ФАС России от 19.06.2018 года №834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», указанным в Приложении №7:

1) индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам. На момент принятия Постановления №54 договорные отношения Филиала с указанными выше четырьмя ТСО, предполагали, что Филиал является получателем платы;

2) первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организации. В нарушении этого требования РСТ РСО-Алания указала территориальные сетевые организация, оплачивающие услуги по передаче электрической энергии по сетям после организации - получателя платы, хотя согласно утвержденной Приказом ФАС России №834/18 форме тарифного решения последовательность расположения территориальных сетевых организаций должна быть обратная.

Таким образом, приложение к постановлению №54 не соответствует форме Приказа ФАС России №834/18, тем самым РСТ РСО-А нарушен пункт 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», согласно которому решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.

Вышеуказанные нормы являются императивными, содержат порядок принятия решения об установлении тарифов, который предусматривает последовательность процедур и требований к ним, необходимых для принятия тарифного решения, форму принятия решения и закрепления устанавливаемых параметров. Данный порядок является обязательным для органа регулирования при установлении тарифа и исключает возможность отступления от установленных процедур и требований по усмотрению регулирующего органа.

Кроме того, согласно пункту 49 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку (далее - НВВ) данной организации.

Пункт 52 Методических указаний предусматривает, что индивидуальные тарифы устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный, при этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций. В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.

Филиалом проведен анализ установленных тарифов на их соответствие требованиям законодательства. По результатам проведенного анализа при установлении индивидуальных тарифов РСТ РСО-А допущены нарушения требований законодательства, размер выручки, собираемой смежными ТСО по установленным тарифам и плановому полезному отпуску, кратно превышает размер установленного НВВ этих ТСО, что противоречит пункту 49 Методических указаний №20-э/2.

Согласно утвержденным на 2019 год тарифно-балансовым решениям на услуги по передаче электрической энергии, прочие сетевые организации, ведущие операционную деятельность на территории РСО-Алания, должны были собрать в 2019 году необходимую валовую выручку в размере 228 066,26 тыс. руб.

Фактически, если применить ставки, утвержденные постановлением РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 года №53 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетями Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год» (Приложение №4) и оспариваемым постановлением №54 общая НВВ по конечным тарифам с учетом ТСО сетевых организаций, ведущих операционную деятельность на территории РСО-Алания, должна составить 485 714,95 тыс. руб. (если применить одноставочные тарифы).

Таким образом, в постановлениях РСТ РСО-Алания на 2019 год явное противоречие. С одной стороны, совокупная НВВ восьми сетевых организаций не должна превысить 228 066,26 тыс. руб., с другой стороны, если использовать утвержденные РСТ РСО-Алания ставки единых котловых и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии фактически НВВ по указанным ТСО РСО-Алания составит 485 714,95 тыс. руб. Общий небаланс прочих сетевых организаций представлен как: 485 714,95 - 228 066,26 = 257 648,69 тыс. руб.

Постановление №54 не соответствует действующему законодательству, индивидуальные тарифы установлены на экономически необоснованном уровне, что наносит ущерб законным интересам ПАО «МРСК Северного Кавказа. По установленной котловой схеме Филиал, оплачивая смежным ТСО по утвержденным индивидуальным тарифам, получает финансовый убыток. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии рассчитаны РСТ РСО-Алания с нарушением принципа экономической обоснованности, а также баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 23 Закона № 35-Ф3.

Согласно п.2 ст.23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электрической энергии, а также учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

Данной норме корреспондирует право регулируемой организации на получение оплаты за оказываемую услугу по передаче электроэнергии в условиях естественной монополии по справедливой, экономически обоснованной цене. В связи с чем, установление тарифов, рассчитанных из величины НВВ, определенной без учета всех экономически обоснованных расходов либо с занижением таких расходов, влечет за собой нарушение прав административного истца.

Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Республики Северная Осетия-Алания.

Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11.11.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены филиал «Трансэнерго» ОАО «РЖД», МУП «Моздокские электрические сети», ООО «Осетия-Энергосети», ООО «Бесланэнерго», филиал «Северо-Кавказского» ОАО «Оборонэнерго», АО «Иристонстекло», МУП «Арис», ООО «Просвет».

В судебном заседании представители ПАО «МРСК Северного Кавказа» Кудзиева Т.Т., Мулалиева Ф.А., заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить иск. Пояснили также, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.07.2019 года признано недействующим Постановление РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 №6 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» – «Севкавказэнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» – «Севкавказэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2018-2022 годы. Данное решение имеет преюдициальное значение, и также является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

Представитель РСТ РСО-Алания Дарчинов И.Р. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, в связи с чем, не подлежит оспариванию в порядке главы 21 КАС РФ. Оспариваемое постановление не нарушает прав ПАО «МРСК Северного Кавказа», поскольку фактически общество получило повышенную выручку. Процедура по принятию постановления РСТ РСО-Алания соблюдена. ПАО «МРСК Северного Кавказа» ознакомилось с проектом оспариваемого постановления, и представило особое мнение в отношении проекта, участвовало в заседании правления. ПАО «МРСК Северного Кавказа» установлена НВВ в размере 1125040000 рублей. Поскольку установленные тарифы на уровне выше или ниже предельных возможны только по согласованию с ФАС России, в антимонопольный орган было направлено соответствующее заявление. По результатам рассмотрения заявления ФАС России не направил замечаний и возражений в адрес РСТ РСО-Алания. Согласно п.63 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, тариф взаиморасчета между сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевых организаций. Порядок установления расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен п.52 указанного Постановления. В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для всех смежных сетевых организаций и должно применятся в расчетах по тем же правилам. По отношению к ранее установленным НВВ Постановлением РСТ РСО-Алания №53 от 28.12.2018 года, НВВ ПАО «МРСК Северного Кавказа» вырос в два раза. Расчеты НВВ на услуги по передаче электрической энергии велись в соответствии с п.52 Методических рекомендаций. Поскольку НВВ ПАО «МРСК Северного Кавказа» обеспечивается с профицитом в 1125040000 рублей, права административного истца оспариваемым постановлением не нарушены.

Представитель ООО «Бесланэнерго» - Цховребов О.С. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что тарифным решением права ПАО «МРСК Северного Кавказа» не нарушены, поскольку вместо утвержденной НВВ в размере 1 125 040 000 рублей, истец получает в два раза больше выручки. При обжаловании индивидуальных тарифов также должны были быть обжалованы единые котловые тарифы, которыми устанавливается НВВ.

Представители Правительства Республики Северная Осетия – Алания, филиала «Трансэнерго» ОАО «РЖД», МУП «Моздокские электрические сети», ООО «Осетия-Энергосети», филиал «Северо-Кавказского» ОАО «Оборонэнерго», АО «Иристонстекло», МП «Арис», ООО «Просвет», в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Габибова Д.Г., полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу п.55 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.3 ст.24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 №54 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями, в том числе для ПАО «МРСК Северного Кавказа», на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год.

Постановление РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 №54 опубликовано 28.12.2018 года на официальном сайте РСТ РСО-Алания http://rst.alania.gov.ru/.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято РСТ РСО-Алания в пределах ее компетенции, в предусмотренной форме, опубликовано в установленном порядке.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии регламентирован Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее - Методические указания №20-э/2).

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний №20-э/2 (абзацы 2, 6) органы регулирования на розничном рынке устанавливают:

единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы);

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).

Согласно пункту 52 Методических указаний №20-э/2 (абз. 1 - 4 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок: - ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям; - ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний №20-э/2 (абз. 6) индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 (абзацы 6, 7) предусмотрено также, что в случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Таким образом, индивидуальные тарифы устанавливаются в целях обеспечения получения утвержденной регулирующим органом необходимой валовой выручки теми сетевыми организациями, у которых выручка от котловых тарифов (по разным ставкам) ниже необходимой. Экономическая природа индивидуальных тарифов имеет компенсационный характер.

Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, представляет собой ту разность между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой, которая предусмотрена в качестве основы для расчета индивидуальных тарифов формулой расчета, словесно описанной в пункте 49 (абзац 6) Методических указаний № 20-э/2.

Как следует из представленного ответчиком расчета в судебном заседании (т.3, л.д. 19-23), приложений к Протоколу заседания Правления РСТ РСО-Алания от 28.12.2018 года №54 (т.1, л.д 187-214):

выручка по котловому тарифу филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» составила 2627509,14 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 2251472,11 тыс. руб., утвержденная НВВ 1 2125 040,92 тыс. руб., и отклонение – 1126431,19 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала МУП «Моздокские электрические сети» составила 165149,24 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 104730,27 тыс. руб., утвержденная НВВ 43978,48 тыс. руб., и отклонение – 60751,79 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала ООО «Осетия-Энергосети» составила 112694,91 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 61210,58 тыс. руб., утвержденная НВВ 19937,72 тыс. руб., и отклонение – 41 272,86 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала филиал «Северо-Кавказского» ОАО «Оборонэнерго» составила 65508,98 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 62003,35 тыс. руб., утвержденная НВВ 25155,65 тыс. руб., и отклонение – 36847,71 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала филиал «Трансэнерго» ОАО «РЖД» составила 54220,42 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 53965,70 тыс. руб., утвержденная НВВ 21990,60 тыс. руб., и отклонение – 31975,10 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала ООО «Просвет» составила 41151,37 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 41190,55 тыс. руб., утвержденная НВВ 16177,12 тыс. руб., и отклонение – 25013,43 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала ООО «Бесланэнерго» составила 32691,35 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 34176,33 тыс. руб., утвержденная НВВ 14426,52 тыс. руб., и отклонение – 19749,81 тыс. руб.;

выручка по котловому тарифу филиала АО «Иристонстекло» составила 7210,09 тыс. руб., НВВ на содержание с учетом затрат на оплату потерь 5641,87 тыс. руб., утвержденная НВВ 1475,54 тыс. руб., и отклонение – 4166,33тыс. руб.;

Из представленного расчета следует, что расчет тарифов, утвержденных постановлением РСТ по РСО Алания от 28.12.2018 №54, в том числе в отношении ПАО «МРСК Северного Кавказа», осуществлен с соблюдением норм пунктов 49, 52 Методических указаний №20-э/2, поскольку территориальные сетевые организации получают утвержденную НВВ, а так же дополнительную выручку.

Избыток/недостаток средств, относимые на потери электроэнергии, которые должны получить сетевые организации, рассчитан РСТ РСО-Алания в соответствии с п.52 Методических указаний №20-э/2.

При этом постановления РСТ РСО-Алания об утверждении НВВ для территориальных сетевых организаций на 2019 год, административным истцом не оспаривались.

Между тем, согласно п.27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.

Согласно Приложению №7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФАС России от 19.06.2018 №834/18, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам. Первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организации.

Постановлением РСТ по РСО Алания от 28.12.2018 №54 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год, в том числе индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между Филиалом ПАО «МРСК Северного Кавказа» и смежными территориальными сетевыми организациями: филиалом «Трансэнерго» ОАО «РЖД», ООО Бесланэнерго», филиалом «Северо-Кавказский» ОАО «Оборонэнерго», ООО «Просвет» (пункты 1, 5, 6, 9 Приложения №1 к Постановлению №54 (т.1, л.д. 13)). При этом Филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа» в приведенных пунктах указан регулирующим органов в качестве плательщика услуг.

Однако как установлено судом, договорные отношения Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» с указанными территориальными сетевыми организациями предполагали, что Филиал является получателем платы, что ответчик не оспаривал.

Таким образом, Постановление РСТ по РСО Алания от 28.12.2018 №54 не соответствует форме Приказа ФАС России №834/18, и п.27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.08.2019 года, признан недействующими пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 №6 «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» – «Севкавказэнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» – «Севкавказэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2018-2022 годы.

В силу ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, данным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Судом установлено, что РСТ РСО-Алания принято постановление №28 от 25.12.2019 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год», которое вступило в силу с 01 января 2020 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания недействующим постановления РСТ РСО-Алания №54 от 28 декабря 2018 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год».

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу с 01.01.2020 года, а также применялся до принятия решения суда и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным признать его недействующим с 01.01.2020 года.

Истец также просил суд обязать РСТ по РСО-Алания принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление РСТ по РСО-Алания от 28.12.2018 №54 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год».

Однако требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.4 ст.216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Между тем, как установлено судом, постановление РСТ по РСО-Алания от 28.12.2018 №54 утратило силу с 01.01.2020 года. Регулирующим органом принято постановление №28 от 25.12.2019 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год», которое в рамках настоящего административного дела истцом не оспаривается.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ПАО «МРСК Северного Кавказа» - удовлетворить частично.

Признать недействующим с 01 января 2020 года постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания №54 от 28 декабря 2018 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год».

Исковые требования в части обязания Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания №54 от 28 декабря 2018 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год», оставить без удовлетворения.

Обязать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на сайте РСО РСО-Алания, а также в газете «Северная Осетия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Г. Гатеев