НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 29.05.2020 № 3А-265/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-50/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 29 мая 2020 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Моргоева Э.Т.,

с участием прокурора Айларова С.К.,

при секретаре Маркиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО «МРСК Северного Кавказа» ПАО «Россети Северного Кавказа» к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующим постановления РСТ РСО-Алания № ... от ... «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая гидроэлектростанция Фаснальская) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях»

установил:

ПАО «МРСК Северного Кавказа» (ПАО «Россети Северного Кавказа») обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим как не соответствующий действующему законодательству к постановление РСТ РСО-Алания № ... «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая гидроэлектростанция Фаснальская) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях»

В обоснование заявленных требований указало, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Постановлением от ... Республиканская служба по тарифам РСО-Алания установила тарифы на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая электростанция Фаснальная) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Оказание услуг по передаче электрической энергии относится к естественно монопольной деятельности, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

В соответствии с Законом РСО-Алания от 14.04.2014 №36-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания», Указом Главы РСО-Алания от 14.04.2014 №94 акты органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания, подлежат официальному опубликованию в газетах «Северная Осетия», «Растдзинад» или в официальном издании «Собрание законодательства Республики Северная Осетия – Алания», размещаются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальных сайтах органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания. Официальным опубликованием акта органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания считается первая публикация текстов в газете «Северная Осетия», газете «Растдзинад» или официальном издании «Собрание законодательства Республики Северная Осетия – Алания» либо первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Во исполнение пункта 7 Указа Главы Республики Северная Осетия-Алания от ... «О едином портале органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания» с ... г. официальным сайтом Службы является http://rst.alania.gov.ru/. Обжалуемый акт опубликован ... на официальном сайте РСТ РСО-Алания в разделе «документы».

Пунктом 1 статьи 4 Закона №35-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, правовые основы государственного регулирования тарифов составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственного регулирования тарифов и цен.

Экономические основы государственного регулирования тарифов - основные принципы, определяющие подход к государственному регулированию с экономической точки зрения. Прежде всего, это экономическая обоснованность тарифа и, соответственно, – экономические принципы его формирования на основе документально подтвержденных затрат. Так согласно части 2 статьи 23 Закона № 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования цен электроэнергетике являются, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) и др.

В соответствии с Законом №35-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 были утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), которые закрепили основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, также утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее – Правила государственного регулирования), определены организационные основы государственного регулирования – это регламентированная процедура тарифного регулирования (процесса), определяющая полномочия органов тарифного регулирования, основные права и обязанности регулируемых субъектов, порядок и сроки установления тарифов, их действие во времени и пр.

Учитывая, что одним из основополагающих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абз. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 35-ФЗ), нарушение данного принципа тарифным органом как при расчёте регулируемых цен, так и в рамках процедуры тарифного процесса, гарантирующей равные возможности для всех его участников, не отвечает требованию законности соответствующих тарифно-балансовых решений.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ, сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций

Таким образом, принятое Постановление от ... напрямую затрагивает интересы ПАО «МРСК СК», поскольку общество будет покупать энергию у АО «Турбохолод» в целях компенсации потерь в своих сетях. Общество является лицом, в отношении которого указанный акт применяется.

Общество считает, что постановление РСТ РСО-Алания от ... принято с нарушением указанных принципов тарифного регулирования, нарушают права Общества и угрожают надежности энергоснабжения региона РСО-Алания (энергобезопасности), в связи с чем является незаконным и подлежит признанию недействующим.

В судебном заседании представители ПАО «МРСК Северного Кавказа» (ПАО «Россети Северного Кавказа») Кодзаев Э.Э., Мулалиева Ф.А., заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их.

Представитель РСТ РСО-Алания Дарчинов И.Р. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что в рамках своей компетенции РСТ по РСО-Алания от ... года приняло постановление № ... «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (МГЭС «Фаснальская») и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях». Была соблюдена вся необходимая процедура, предусмотренная п.п. 12, 15-18, 34 «Основ ценообразования». От ПАО «Россети Северный Кавказ» (ПАО «МРСК Северного Кавказа») претензий к РСТ по РСО-Алания о том, что не соблюден регламент, не было.

Довод о том, что РСТ по РСО-Алания никак не отреагировала на заявление Совета рынка о том, что Постановление РСТ по РСО-Алания от ... принято с нарушением метода долгосрочных параметров, не имеет место, так как в приложении к Постановлению РСТ по РСО-Алания от ... видно, что оно принято именно с долгосрочными параметрами на ... годы.

Довод о том, что РСТ по РСО-Алания не имела права при расчете тарифа исходить из мощности ... МВт, также считает несостоятельным, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность вывода из эксплуатации в ремонт объектов генерирующих. На данные нормы права ссылались, в которых указано, что частичный вывод гидроагрегатов не подлежит ни с кем согласованию.

Было представлено заключение экспертной группы об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» (ПАО «МРСК Северного Кавказа») на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на ... год, исходя из которого видно, что в объем НВВ вошел объем киловатт часов в размере 23.77.

Предоставленные расчеты не несут никакой смысловой нагрузки, и не свидетельствуют о том, что истец несет убытки.

Представитель АО «Турбохолод» Кораев Э.Т. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. В предоставленных возражениях указал, что тарифным решением права ПАО «МРСК Северного Кавказа» не нарушены.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Айларова С.К., полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу п.55 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п.3 ст.24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением от 22.03.2019 №7 Республиканская служба по тарифам РСО-Алания установила тарифы на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая электростанция Фаснальная) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

Оказание услуг по передаче электрической энергии относится к естественно монопольной деятельности, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Постановление РСТ РСО-Алания от ... опубликовано ... года на официальном сайте РСТ РСО-Алания http://rst.alania.gov.ru/.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято РСТ РСО-Алания в пределах ее компетенции, в предусмотренной форме, опубликовано в установленном порядке.

На основании Постановления от ... между АО «Турбохолод» и административным истцом заключен договор №... купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях, по условиям которого, покупатель (ПАО «Россети Северный Кавказ» (ПАО «МРСК Северного Кавказа») обязуется оплачивать поставщику (АО «Турбохолод») приобретаемую покупателем электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в электрических сетях, принадлежащих покупателю. Расчеты производятся на основании тарифов, установленных РСТ по РСО-Алания.Пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, правовые основы государственного регулирования тарифов составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере государственного регулирования тарифов и цен.

Экономические основы государственного регулирования тарифов - основные принципы, определяющие подход к государственному регулированию с экономической точки зрения. Прежде всего, это экономическая обоснованность тарифа и, соответственно, – экономические принципы его формирования на основе документально подтвержденных затрат.

Так согласно части 2 статьи 23 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» основными принципами государственного регулирования цен электроэнергетике являются, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) и др.

В соответствии с Федеральным Законом №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №... были утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, которые закрепили основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, также утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, определены организационные основы государственного регулирования – это регламентированная процедура тарифного регулирования (процесса), определяющая полномочия органов тарифного регулирования, основные права и обязанности регулируемых субъектов, порядок и сроки установления тарифов, их действие во времени и пр.

Одним из основополагающих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абз. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» ), нарушение данного принципа тарифным органом как при расчёте регулируемых цен, так и рамках процедуры тарифного процесса, гарантирующей равные возможности для всех его участников, не отвечает требованию законности соответствующих тарифно-балансовых решений.

Согласно Указу Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, необходимыми условиями обеспечения которой являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, внедрение перспективных энергосберегающих и энергоэффективных технологий (п. 60 и п. 61).

В соответствии со статьей 41 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике», сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций

Решением Правления Ассоциации "НП Совет рынка" от 26.11.2018 г. (свидетельство №... МГЭС «Фаснальская» включена в реестр квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ) с установленной мощностью квалифицированного генерирующего объекта ВИЭэ,, установленная мощность МГЭС «Фаснальская» ....

Приказом генерального директора АО «Турбохолод» от ... 4 гидроагрегат были введены в консервацию с ... г. Установленная мощность гидроагрегатов, находящихся в работе, составляет 1,6 МВт.

В соответствии с п. 3 ст. 33 ФЗ « Об электроэнергетике» Совет рынка осуществляет признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированными генерирующими объектами. Критерий порядка квалификации генерирующих объектов функционирующих на основе восполняемых источников энергии установлено правилами квалификацией генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 426. П. 4, 5 правил установление квалификации генерирующих объектов осуществляется на основании заявлений их собственников, либо иных законных представителей, направленных в Совет рынка и документов указанных в п. 5 Правил. В силу п. 13 Правил признание генерирующего объекта квалифицированным генерирующим объектом подтверждается квалификационным свидетельством, в котором указываются, в том числе, установленная мощность генерирующего объекта. В силу п. 17 Правил Совет рынка может принять решение об исключении квалифицированного генерирующего объекта из реестра квалифицированных генерирующих объектов и о прекращении действия квалификационного свидетельства, в том числе, в случае несоответствия квалифицированного генерирующего объекта критериям квалификации, указанным в п. 3 Правил, кроме случаев, когда такое несоответствие установлено в порядке, предусмотренном в п. 6 Правил, согласно которым собственники или иные законные владельцы квалифицированных генерирующих объектов в случае изменения сведений, предоставленных при подаче заявления, в течение 30 дней со дня возникновения указанных изменений представляют в совет рынка уведомление о произошедших изменениях, а также документы, подтверждающие указанные изменения.

Из приведенных положений Правил № 426 следует, что АО «Турбохолод» при подаче соответствующего заявления в Совет рынка представил сведения о том, что установленная мощность МГЭС «Фаснальская» является 6,4 МВт. Указанные сведения были проверены Советом рынка. По результатам выданного свидетельства о квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии в следствии установленная мощность указана 6,4 МВт, следовательно произвольные изменения при предоставлении заявления об установлении тарифов в РСТ по РСО-Алания без соответствующего свидетельства Совета рынка АО «Турбохолод» мощность МГЭС «Фаснальская» с ... путем перевода на консервацию трех из четырех гидроагрегатов не допустимо в силу закона.

В п. 24 Методических указаний, подтвержденный Приказом ФАС России от 30.09.2015 г. № 900/15. приведены формулы по расчету тарифов, в соответствии с которыми вводится расчет тарифов одноставочного или двухставочного. В каждой формуле учитывается либо установленная мощность квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ, либо объем полезного отпуска электрической энергии квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ.

При рассмотрении тарифной заявки АО «Турбохолод» РСТ по РСО-Алания при расчетах формул, на основании данных Методических указаний, вместо установленной мощности 6,4 МВт применена мощность 1,6 МВт, без каких-либо законных оснований.

В материалах дела имеется свидетельство «НП Совет рынка», письмо «НП Совет рынка» руководителю РСТ по РСО-Алания от 23.01.2019 г., согласно которому «НП Совет рынка» извещает о том, что установленная мощность для данной организации составляет 6,4 МВт.

Поскольку расчеты производятся по формулам, где установленная мощность указывается знаменателем, это влияет на конечный результат, то есть применение 1,6 МВт в данном случае влияет на конечную сумму, которая ведет к тарифу, установленному для оплаты ПАО «Россети Северный Кавказ» (ПАО «МРСК Северного Кавказа»).

При вынесении оспариваемого Постановления представителем «НП Совет рынка» были заявлены возражения об объеме установленной мощности учитываемой при расчете тарифов на электроэнергию допускаемой МГЭС.

Пунктом 8 Методических указаний, подтвержденный Приказом ФАС России от 30.09.2015 г. № 900/15 определено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета цен (тарифов), в том числе объем выработки электрической энергии, производимой генерирующими объектами ВИЭ.

Исходя из данных Протокола ... в расчете тарифа на электроэнергию применена установленная мощность в размере ....

В тоже время, в открытом доступе, на информационном ресурсе НП «Совет рынка» (https://www.np-sr.ru/ru/market/vie/index.htm) выложена информация об объеме установленной мощности для Фаснальской МГЭС в размере 6,4 МВт (...).

Таким образом, РСТ РСО-Алания, применяя в расчете тарифа на электроэнергию для Фаснальской МГЭС АО «Турбохолод» установленную мощность 1,6 МВт, чем нарушали положение п. 24 Методических указаний, подтвержденных Приказом ФАС России от 30.09.2015 г. № 900/15.

Учитывая, что одним из основополагающих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (абз. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 35-ФЗ), нарушение данного принципа тарифным органом как при расчёте регулируемых цен, так и рамках процедуры тарифного процесса, гарантирующей равные возможности для всех его участников, не отвечает требованию законности соответствующих тарифных решений.

В силу ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, данным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Судом установлено, что РСТ РСО-Алания принято постановление № 7 от 22.03.2019 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая гидроэлектростанция Фаснальская) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях», которое вступило в силу с 22 марта 2019 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания недействующим постановления РСТ РСО-Алания № 7 от 22.03.2019 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая гидроэлектростанция Фаснальская) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях»

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ПАО «Россети Северного Кавказа» (ПАО «МРСК Северного Кавказа») - удовлетворить.

Признать недействующим с ... года постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания № ...Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах АО «Турбохолод» (малая гидроэлектростанция Фаснальская) и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях»

Обязать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на сайте РСТ РСО-Алания, а также в газете «Северная Осетия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Э.Т.Моргоев