НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 27.05.2022 № 72-34/2022

72-34/2022

РЕШЕНИЕ

г. Владикавказ 27 мая 2022 года

Судья Верховного Суда РСО-Алания Хадонов С.З., при секретаре Гурциевой З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РСО-Алания от 14 сентября 2021 года №... и решение судьи Ардонского районного суда РСО-Алания от 25 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа»

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РСО-Алания от 14 сентября 2021 года №..., оставленным без изменения решением судьи Ардонского районного суда РСО-Алания от 25 февраля 2022 года, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с постановленными актами, представитель Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд РСО-Алания, в которой просит отменить постановленные постановление должностного лица от 14 сентября 2021 года №... и решение судьи районного суда от 25 февраля 2022 года, и направить дело на новое рассмотрение, либо не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, которым производство по делу прекратить. Также жалоба содержит ходатайство об обеспечении участия представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.

В судебном заседании представитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

В судебном заседании старший государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РСО-Алания ФИО2 доводы жалобы не признал, просил постановление должностного лица от 14 сентября 2021 года №... и решение судьи районного суда от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Основанием для привлечения Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым, в ходе надзорных мероприятий, проведенных в период с 1 сентября 2021 года по 13 сентября 2021 года, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», являясь юридическим лицом, в нарушение требований постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 п.2.3.2 и ст.212, ст.218 ТК РФ, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно, у председателя комиссии по охране труда ФИО3, в соответствии с приказом №... от 25.11.2020 года отсутствовало удостоверение о прохождении обучения по охране труда. Таким образом деятельность комиссии по охране труда была сведена к формальному подходу к обучению работников по охране труда и технике безопасности, вместе с тем сотрудники Воинской части ... в своей деятельности производят работы по хранению, транспортировке нефтепродуктов, погрузо-разгрузочные работы, электросварочные и газосварочные работы, на автомобильном транспорте, работы на высоте (34 рабочих места с вредными условиями труда и повышенной травмоопасности).

Рассматривая дело об административном правонарушении, старший государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РСО-Алания посчитал доказанным факт совершения юридическим лицом - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

С выводами государственного инспектора согласился судья Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания, рассматривая жалобу ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на вынесенное по делу постановление от 14 сентября 2021 года.

Вместе с тем, при рассмотрении названной жалобы, судьей Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания допущено существенное нарушение норм процессуального права.

Так, частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

В силу приведенных выше норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление.

Данный правовой подход выражен также в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 г. (вопрос 5), согласно которому по смыслу положений пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создание условий, необходимых для реализации права на защиту на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, предполагает обязанность суда в соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 данного Кодекса известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в судебном заседании.

Согласно ч.2 ст.30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья также разрешает вопрос об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо при рассмотрении жалобы, путем использования систем видео-конференц-связи.

В соответствии с частями 1-3 ст.29.14 КоАП РФ в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу об административном правонарушении либо по собственной инициативе. Системы видео-конференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения участника производства по делу об административном правонарушении, присутствие которого признано обязательным в судебном заседании, но который не имеет возможности прибыть в судебное заседание, проводимое судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении. В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, используются системы видео-конференц-связи соответствующих учреждений. Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседании, путем использования систем видео-конференц-связи судья выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видео-конференц-связь.

Правила, установленные настоящей статьей, подлежат применению при рассмотрении судьями жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях при наличии технической возможности (часть 7 статьи 29.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из материалов дела определением судьи Ардонского районного суда РСО-Алания от 5 октября 2021 года жалоба представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РСО-Алания от 14 сентября 2021 года №... была принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 1 февраля 2022 года в 10:00 часов.

25 января 2022 года представителем ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 в адрес районного суда, посредством электронной связи, было направлено ходатайство о проведении судебного заседания назначенного на указанную дату путем использования систем видео-конференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, либо Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, в связи с территориальной удаленностью, неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в регионе и невозможностью лично явиться в суд представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 96).

В целях удовлетворения данного ходатайства, 7 февраля 2022 года судьей Ардонского районного суда РСО-Алания в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону была направлена заявка об оказании содействия в обеспечении участия в судебном заседании представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1, с использованием средств видео-конференц-связи в судебном заседании, назначенном на 25 февраля 2022 года в 15:00 часов (л.д.107-108).

Ответ Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону об удовлетворении данной заявки поступил в Ардонский районный суд РСО-Алания 10 февраля 2022 года (л.д.18).

При этом определение об участии в судебном заседании представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 путем использования систем видео-конференц-связи судьей районного суда не вынесено, соответственно копия такого определения участникам производства по делу об административном правонарушении, а также в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, в котором организована видео-конференц-связь не направлена, информация об удовлетворении ходатайства об обеспечении участия в судебном заседании посредством видео-конференц-связи при содействии Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону и необходимости явки в этот суд к 15:00 часам 25 февраля 2022 года представителю ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 не доведена, что безусловно явилось препятствием для его явки в судебное заседание.

Как усматривается из решения судьи районного суда от 25 февраля 2022 года, представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 в судебном заседании, назначенном на 25 февраля 2022 года в 15:00 часов участия не принимал, проведение судебного заседания путем использования систем видео-конференц-связи не проводилось, на иную дату, в связи с проведением Верховным Судом РСО-Алания совещания по итогам работы за 2021 год в режиме видео-конференц-связи, назначенного на 25 февраля 2022 года в 15:30 часов, не откладывалось.

При таких обстоятельствах, изложенное не позволяет сделать однозначный вывод о том, что судьей районного суда порядок рассмотрения дела соблюден, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенный им судебный акт не может быть признан законным.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи Ардонского районного суда РСО-Алания от 25 февраля 2022 года и направление дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда РСО-Алания

решил:

жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья С.З. Хадонов

Определение28.05.2022