ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
№72-11/21(72-84/20)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Владикавказ 27 января 2021 года
Судья Верховного Суда РСО-Алания Гатеев С.Г., рассмотрев жалобу инспектора ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиева М.Э. на решение судьи Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 14 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении Кайтмазова М.А.,
у с т а н о в и л:
постановлением инспектора ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиева М.Э. от 10 сентября 2020 года Кайтмазов М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
Решением судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 14 октября 2020 года постановление от 10 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, инспектор ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиев М.Э. выражает несогласие с вынесенным актом, считая его незаконным, просит его отменить и вернуть материал на новое рассмотрение.
Инспектор ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиев М.Э. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Кайтмазов М.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленных в адрес суда возражениях, просил оставить решение судьи Советского районного суда г. Владикавказ от 14 октября 2020 года без изменения, жалобу инспектора ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиева М.Э. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, прихожу к следующему.
Отменяя постановление инспектора ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания Гагиева М.Э. от 10 сентября 2020 года, и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что Кайтмазовым М.А. представлены документы, согласно которым автомобиль ..., с регистрационным номером ..., зарегистрирован за последним в Республике Армения 18 декабря 2018 года.
Между тем данный вывод судьи районного суда не согласуется с действующим законодательством.
Обстоятельством, послужившим основанием для привлечения Кайтмазова М.А. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, явилось отсутствие надлежащей регистрации транспортного средства, ввезенного им на территорию Российской Федерации после приобретения и регистрации транспортного средства в Республике Армения, государстве-члене ЕАЭС, как гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации.
Часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.
Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон №283-Ф3 от 3 августа 2018 года «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, государственный учет не прекращен и соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации 23 октября 1993 года №1090.
В силу статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:
государственного учета транспортных средств;
обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Обязанность государственного учета транспортного средства в силу вышеназванного закона возникает у его владельца в течение десяти дней, со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении.
В силу пункта б статьи 1 Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года, транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно:
принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;
не зарегистрировано в этом государстве;
временно ввезено в него;
однако каждая Договаривающаяся Сторона вправе не считать находящимся в «международном движении» любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.
Состав транспортных средств считается находящимся в «международном движении», если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает этому определению.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации, договорились об учреждении Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.В силу пункта 1 статьи 6 Договора о ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия, ЕЭК) составляют право ЕАЭС. Согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение №1 к Договору о ЕАЭС) решения Комиссии имеют нормативноправовой характер, обязательны для государств-членов, входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.
Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
Вместе с тем, действующим законодательством, установлены исключения в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан 10 октября 2014 года и начал действовать со 2 января 2015 года (далее - Договор).
В силу пункта 35 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктами 30 и 31 Условий, а также согласно пп. к) п. 1 Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - решение от 20 декабря 2017 года №107) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года № 107, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.
Автомобили, указанные в пункте 30 Условий, в других государствах- членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении №2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.
В Договоре о присоединении Армении в ЕАЭС от 29.05.2014 года (абзац 2 и 3 пункта 40, раздел 5 «Вопросы таможенно-тарифного регулирования» указано, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин о сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию.
В официальной информации МВД России по вопросам допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения (от 08.09.2020 года) также указано, что «с учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления».
Таким образом, с учетом особых Условий вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз, транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущенные в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года, имеют статус иностранного товара.
При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).
Из матеиалов дела также следует, что 18 декабря 2018 года транспортное средство ..., с регистрационным номером ... зарегистрировано полицией Республики Армения, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на транспортное средство. Согласно свидетельству № ... транспортное средство поставлено на учет в Республике Армения. Далее Кайтмазов М.А. для использования перегнал транспортное средство в Российскую Федерацию, гражданином которой является и где постоянно проживает.
Указанные нормы судьей районного суда во внимание не приняты, обстоятельства дела с их учетом соответствующей оценки не получили.
В силу ч.1 ст.30.6 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Кайтмазова М.А. к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, дело не может быть направлено на новое рассмотрение. Принятые по делу акты подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п.3 ч.1 ст.30.7 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года №9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление инспектора ИДПС ОСВ ДПС ГИБДД МВД по РСО-Алания от 10 сентября 2020 года Гагиева М.Э. и решение судьи Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 14 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении Кайтмазова М.А., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда РСО-Алания С.Г. Гатеев