НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 20.01.2021 № 72-9/21

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

№72-9/21(72-82/20)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Владикавказ 20 января 2021 года

Судья Верховного Суда РСО-Алания Гатеев С.Г., рассмотрев жалобу Кабалоева М.Ф, на постановлением инспектора УГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 24 сентября 2020 года и решение судьи Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 15 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении Кабалоева М.Ф,,

у с т а н о в и л:

постановлением инспектора УГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 24 сентября 2020 года Кабалоев М.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.

Решением судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 15 октября 2020 года постановление от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении оставлены без изменения, а жалоба Кабалоева М.Ф. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, Кабалоев М.Ф. выражает несогласие с вынесенными в отношении него актами, считая их незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кабалоев М.Ф. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом по известному суду адресу. В адрес суда направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ГИБДД МВД по РСО-Алания в суд не явился, был извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

При рассмотрении дела должностным лицом УГИБДД МВД по РСО- Алания, а также судом первой инстанции установлено, что 24 сентября 2020 года Кабалоев М.Ф. управлял незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством марки ... с государственными регистрационными знаками ..., следовав по ..., совершив таким образом административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Обстоятельством, послужившим основанием для привлечения Кабалоева М.Ф. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.1 КоАП РФ, явилось отсутствие надлежащей регистрации транспортного средства, ввезенного им на территорию Российской Федерации после приобретения и регистрации транспортного средства в Республике Армения, государстве-члене ЕАЭС, как гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года N20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе, когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, установление которой является обязательным в ходе рассмотрения дела.

Правовой основой государственной регистрации транспортных средств являются Конституция Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральный закон №283-Ф3 от 3 августа 2018 года «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, государственный учет не прекращен и соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации 23 октября 1993 года №1090.

В силу статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях:

государственного учета транспортных средств;

обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.

Обязанность государственного учета транспортного средства в силу вышеназванного закона возникает у его владельца в течение десяти дней, со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.

Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении.

В силу пункта б статьи 1 Конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года, транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно:

принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;

не зарегистрировано в этом государстве;

временно ввезено в него;

однако каждая Договаривающаяся Сторона вправе не считать находящимся в «международном движении» любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся Стороной.

Состав транспортных средств считается находящимся в «международном движении», если по крайней мере одно из транспортных средств состава отвечает этому определению.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации, договорились об учреждении Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

В силу пункта 1 статьи 6 Договора о ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия, ЕЭК) составляют право ЕАЭС. Согласно пункту 13 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение №1 к Договору о ЕАЭС) решения Комиссии имеют нормативноправовой характер, обязательны для государств-членов, входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

Вместе с тем, действующим законодательством, установлены исключения в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан 10 октября 2014 года и начал действовать со 2 января 2015 года (далее - Договор).

В силу пункта 35 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 данного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армении, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктами 30 и 31 Условий, а также согласно пп. к) п. 1 Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - решение от 20 декабря 2017 года №107) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года № 107, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, не применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, установленные пунктами 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения № 2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.

Автомобили, указанные в пункте 30 Условий, в других государствах- членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении №2 к решению от 20 декабря 2017 года №107.

В Договоре о присоединении Армении в ЕАЭС от 29.05.2014 года (абзац 2 и 3 пункта 40, раздел 5 «Вопросы таможенно-тарифного регулирования» указано, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин о сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов ЕАЭС без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию.

В официальной информации МВД России по вопросам допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения ( от 08.09.2020 года) также указано, что « с учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления».

Таким образом, с учетом особых Условий вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз, транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущенные в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года, имеют статус иностранного товара.

При уплате разницы сумм таможенных платежей, установленных в ЕАЭС и Республике Армения, транспортные средства, имеющие статус иностранного товара, приобретают статус товаров Евразийского экономического союза (товаров Союза).

В судебном заседании в районном суде Кабалоев М.Ф. пояснил, что в ... его отец – ...4...5 приобрел в ... транспортное средство ... с государственными регистрационными знаками ..., VIN: .... По прибытии автомобиля в порт Поти (Грузия) он перегнал его в Россию для личного пользования, указав, что является гражданином РФ.

Показания Кабалоева М.Ф. также подтверждаются паспортом гражданина Российской Федерации, а также отметкой компетентных органов в заграничным паспорте ...6, согласно которым находился в Республике Армения с 09 декабря 2019 года по 11 декабря 2019 года.

Из матеиалов дела также следует, что ... транспортное средство ... с государственными регистрационными знаками ..., VIN: ... зарегистрировано полицией Республики Армения, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на транспортное средство. Согласно свидетельству № ... транспортное средство поставлено на учет в Республике Армения 11.12.2019 года. Далее ...3 для долгосрочного использования перегнал транспортное средство в Российскую Федерацию, гражданином которой является и где постоянно проживает.

Таким образом, учитывая, что указанное транспортное средство выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения 1 ноября 2019 года, в том числе, по сведениям с официального сайта Федеральной таможенной службы Российской Федерации, то есть, после 10 октября 2014 года, соответственно, имеет в Российской Федерации статус иностранного товара, а значит, ввоз автомобиля и использование допускается только при условии таможенного оформления. Вопреки доводам жалобы данная информация с сайта таможенного органа свидетельствует о таможенном оформлении данного конкретного транспортного средства, ввезенного на территорию государства- члена Евразийского экономического Союза. В этой связи не имеет правового значения из какой страны (не члена Союза) завезено транспортное средство и размер таможенной пошлины, уплаченной собственником при ввозе в зону ЕАЭС.

Наличие временной регистрации в Республике Армения не позволяет Кабалоеву М.Ф. считаться участником международного дорожного движения, поскольку постоянного места жительства в Республике Армении, где зарегистрировано вышеуказанное транспортное средство, он не имеет.

Поскольку у Кабалоева М.Ф. отсутствовали необходимые регистрационные и таможенные документы, его действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией указанной статьи Кодекса.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Кабалоева М.Ф. подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судьей районного суда, достоверность и допустимость сомнений не вызывают.

Довод жалобы о том, что Кабалоев М.Ф. не является субъектом административного правонарушения, а также об отсутствии объективной стороны правонарушения аналогичны позиции, высказанной в судебных заседаниях при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, они являлись предметом исследования судьей районного суда и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в судебном решении. Иная оценка обстоятельств дела привлекаемым к ответственности лицом является попыткой ухода от предусмотренной законом ответственности за допущенное правонарушение.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу решения сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановлением инспектора УГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 24 сентября 2020 года решение судьи Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 15 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, в отношении Кабалоева М.Ф,, оставить без изменения, жалобу Кабалоева М.Ф, - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда РСО-Алания С.Г. Гатеев