НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания) от 15.02.2021 № 3А-36/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-36/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 15 февраля 2021 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Гатеева С.Г.,

при секретаре судебного заседания Кучиевой М.З.,

с участием прокурора Айларова С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хугаева Н.А. к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

Хугаев Н.А. обратился в суд с административным иском к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующим п.213 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ......, в отношении нежилого здания с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., ..., и принадлежащего Хугаеву Н.А. на праве собственности с ....

В обоснование заявленных требований указал, что письмом Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ......, ему было отказано в удовлетворении обращения от ... об исключении за период 2018 года из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилого здания, принадлежащего ему на праве собственности с ..., и расположенного по адресу: ....

Указанная ситуация сложилась ввиду ошибочного включения принадлежащего истцу на праве собственности нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в соответствии со ст.378.2 Налогового кодекса РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права и техническому паспорту объект указан как нежилое здание с разрешенным использованием нежилое здание.

Однако в 2019 году истцу стало известно, что налогообложение на принадлежащее ему здание будет исходить из кадастровой стоимости за 2018-2019 гг., в связи с чем он обратился к ответчику по факту исследования данного нежилого здания и исключения из перечня объектов в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, копии документов, послуживших основанием для включения здания в перечень в соответствии со ст.378.2 НК РФ, не представило. При этом сослалось на то, что объект недвижимости по данным Управления Росреестра по РСО-Алания значился как административное здание. В то же время, на основании п.9 порядка определения вида фактического использования зданий и помещений, рабочей группой Министерства имущества и земельных отношений, принято решение исключить объект с кадастровым номером ... из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как полагает истец, сотрудник Росреестра по РСО-Алания при переносе на электронный носитель из базы данных, допустил техническую ошибку о наименование объекта, и указал административное здание.

Согласно ответа Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания орган не обладает полномочиями по исключению объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость за прошедший год (налоговый период), в связи с чем, истцу было разъяснено право обращения в суд.

Таким образом, Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ...... нарушаются интересы истца, поскольку сумма к оплате за нежилое здание, расположенное по адресу: ...... - за период 2018 год составляет 226 607 рублей.

В судебном заседании представитель Хугаева Н.А. – Дудайты А.А., заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания – Дзахоев М.С., в судебном заседании просил суд отказать в иске. Пояснил, что решение о включении объекта в перечень принималось на основании сведений, указанных в выписке из ЕГРП, где наименование принадлежащего Хугаеву Н.А. объекта было указано как административное здание, в связи с чем, действия Министерства являются законными. Кроме того, заинтересованным лицом может быть оспорен только действующий нормативный правовой акт, при этом распоряжение от 29.12.2017 года №625 утратило силу на момент обращения истца в суд. В 2018 году заявления от истца об исключении объекта недвижимого имущества из соответствующего перечня не поступало.

Представитель УФНС России по РСО-Алания – Чеджемов А.Г., в судебном заседании решение вопроса оставил на усмотрение суда. Пояснил, что по вопросу начисления налога за 2018 года на объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., Хугаев Н.А. обращался с заявлением, на которое ему был дан соответствующий ответ, в котором разъяснен порядок включения объектов недвижимого имущества в перечень, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» - Сакаева М.Л., в судебном заседании решение оставила на усмотрение суда и пояснила, что были внесены исправления в ЕГРН на основании решения об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, о чем было сообщено истцу. Исправление технической ошибки не было связано с предоставлением недостоверных сведений, или ошибками в документах.

Представитель Управления Росреестра по РСО-Алания – Нигкоева М.М. в судебное заседание не явилась. В предыдущем судебном заседании пояснила, что сведения об исправлении технической ошибки в ЕГРН вносятся управлением на основании информации ФГБУ «ФКП Росреестра». Объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., зарегистрирован как нежилое здание с разрешенным использованием нежилое здание, о чем заявителю был дан ответ.

Хугаев Н.А. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 33 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с ч.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.9 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании п.2 ч.2 ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается налогообложение имущества физических лиц в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч.7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 ноября 2014 года ... «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания является уполномоченным органом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ......, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень). В указанный Перечень п.213 включено нежилое здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., и принадлежащее Хугаеву Н.А. на праве собственности.

Данный нормативно правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования, и по указанным основаниям не оспаривается.

Судом установлено, что спорное здание включено в Перечень исходя из указанного в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 ноября 2017 года, наименования объекта: административное здание.

Административный орган в силу прямого предписания, содержащегося в ч.9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Между тем, судом также достоверно установлено, что полученная государственным органом выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 29 ноября 2017 года, содержала техническую ошибку.

Так, как следует из Протокола заседания рабочей группы по рассмотрению вопросов исключения объектов недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость от ......, по заявлению Хугаева Н.А. принято решение об исключении здания из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от .......

Рабочей группой с выездом на место установлено, что здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ..., согласно выписке из ЕГРН имеет наименование: нежилое здание; здание фактически не используется, находится в аварийном состоянии, в связи с чем, объект не подпадает под действие ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ...... внесены изменения в распоряжение от ......: в приложении строка 213 признана утратившей силу.

Письмом УФНС России по РСО-Алания от ... Хугаеву Н.А. разъяснено, что в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень или допущения иных технических ошибок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно внести изменения в указанный Перечень.

Письмом УФНС России по РСО-Алания от ... на заявление Хугаеву Н.А. дан ответ, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером ..., в соответствии с договором купли продажи от ... и Свидетельством о государственной регистрации прав ... от ... является нежилым зданием, с разрешенным использованием нежилое здание,

Из письма Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ...... в адрес Хугаева Н.А. следует, что рабочей группой принято решение исключить объект с кадастровым номером ... (пункт 213) из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По данным Управления Росреестра по РСО-Алания объект недвижимости с кадастровым номером ... значился как «Административное здание», что явилось основанием для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Дополнительно сообщено, что Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания не обладает полномочиями по исключению объектов из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость за прошедший год (налоговый период). При этом вышеуказанный объект не был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год. Так же разъяснено право обратиться в судебные органы.

Как следует из письма ФГБУ «ФКП Росреестра» от ......, в соответствии с ч.5 ст.61 Федерального закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесены исправления на основании: «Решение об исправлении технической ошибки государственного регистратора прав» от ...г. технической ошибки ...г. в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о «Наименование здания», «Актуальные незасвидетельствованные сведения ГКН», «Адрес для печати», «Описание местоположения», «Уникальный номер адреса объекта адресации в государственном адресном реестре», «ОКТМО», «Почтовый индекс» здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: .... Исправление технической ошибки не повлияло на кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ....

При таких обстоятельствах, предусмотренные законом основания для включения нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ......, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, у Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания отсутствовали, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что поскольку Распоряжение от ...... утратило силу, истец утратил право на обращение в суд, не может быть признан состоятельным.

В силу разъяснений, данных в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта в случае, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Из налогового уведомления ... от ..., направленного в адрес истца следует, что сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., составляет 226 607 рублей. Налоговая база определена как кадастровая стоимость, налоговая ставка 2%. Т.е. налог рассчитан как на объект, включенный в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, п.213 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ......, продолжает применяться и затрагивает интересы истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск Хугаева Н.А. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п.213 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от ......, в отношении нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: РСО-Алания, ....

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья С.Г. Гатеев