НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 30.11.2021 № 7/2-416/2021

Судья Семенов К.А. дело № 7/2-416/2021

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 30 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на решение судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2021 года по жалобе на постановление главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 13.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица – первого заместителя главы МР «Усть-Майский улус (район)» Дьячковского М.А.,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 13.08.2021 первый заместитель главы МР «Усть-Майский улус (район)» Дьячковский А.М. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Решением судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными постановлением и решением суда, Дьячковский А.М. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит об отмене решения суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание Дьячковский М.А., извещенный судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия привлекаемого лица.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ административным правонарушением является невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 2 указанной статьи Кодекса установлено, что административную ответственность влекут те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации. Согласно санкции данной статьи, за совершение указанного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

Согласно части 3 указанной статьи Кодекса сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

30 января 2020 г. заместителем министра экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) утвержден План тушения лесных пожаров на территории Горного улуса Республики Саха (Якутия) на пожароопасный сезон 2020 года.

2 февраля 2020 года Главой Республики Саха (Якутия) утвержден Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) на период пожароопасного сезона 2020 года (далее – Сводный план), включающий в себя план тушения лесных пожаров на территории Горного улуса.

Сводный план тушения лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденный 16.03.2021 Главой Республики Саха (Якутия), устанавливает привлечение сил и средств лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

В соответствии с абз. 3 пункта 7 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 № 794, координационным органом единой системы на муниципальном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

Первый заместитель главы администрации МР «Усть–Майский улус (район)» Дьячковский М.А. является первым заместителем председателя указанной комиссии в Усть-Майском районе.

В период с 23 июня 2021 года по 26 июня 2021 года распоряжением главы МР «Усть-Майский» улус (район)» от 22 июня 2021 № ... на первого заместителя главы района Дьячковского М.А. возложена обязанность исполнения полномочий главы района.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года № 1912 введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия).

Постановлением администрации MP «Усть-Майский улус (район)» от 09 июня 2021 года № 264-п на территории Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) введен особый противопожарный режим.

Распоряжением и.о. главы MP «Усть-Майский улус (район)» от 25 июня 2021 года № 243-р введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, возникший вследствие лесных пожаров.

На территории Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) 23 июня 2021 г. в 14 час. 30 мин во время установления 3 уровня пожарной опасности, зарегистрирован лесной пожар под № ... АСС (квартал 846, выдел 7), площадь при обнаружении лесного пожара составила 4 га. Также, 23 июня 2021 года в 15 час. 25 мин., в лесах зарегистрирован лесной пожар под № ... АСС (квартал 825, выдел 11). На момент обнаружения и регистрации площадь лесного пожара составила 10 га.

Из оперативной информации о лесных пожарах от лесничества установлено, что в период с 23 июня 2021 года по 25 июня 2021 года на тушение лесных пожаров № ... АСС, 16 АСС не задействовано ни одного человека из лесопожарных формирований, также мобилизованные силы и средства на тушение пожара не привлечены. По состоянию на 11 час. 00 мин. 26 июня 2021 года на лесной пожар № ... АСС задействовано 8 человек и 3 единицы техники, мобилизационные силы не задействованы, площадь пожара составила 197 га (из них 269 га нелесной).

Более того, как следует из схемы от 25 июня 2021 года летчика-наблюдателя Якутской базы авиационной охраны лесов, площадь лесного пожара № ... АСС на момент осмотра составляет 466 га, сил недостаточно, требуется 2 трактора с плугом, 1 вездеход и 80 человек.

Согласно схеме летчика-наблюдателя от 28 июня 2021 площадь лесного пожара № ... АСС на момент осмотра составила 5357 га, сил недостаточно, требуется 2 трактора и 80 человек.

По состоянию на 29 июня 2021 года площадь лесного пожара № ... АСС увеличилась с 4 га до 1549 га, площадь лесного пожара № ... АСС увеличилась с 10 га до 3898 га.

Прокуратурой района проведена проверка своевременности и достаточности привлечения сил и средств на тушение лесных пожаров № ... АСС и № ... АСС, по результатам которой 23 июня 2021 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Дьячковского М.А.

Установлено, что при организации тушения указанных лесных пожаров органом местного самоуправления допущены просчеты и недостатки в планировании, организации и привлечении необходимых сил и средств.

Мероприятия, предусмотренные Сводным планом тушения лесных пожаров для тушения лесных пожаров № ... АСС и № ... АСС фактически не выполнены.

Таким образом, первый заместитель главы МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Дьячковский А.М., в период исполнения обязанностей главы администрации муниципального района и председателя КЧС и ОПБ МР «Усть-Майский улус (район)», с 23 июня 2021 года до 26 июня 2021 года не принял меры для организации мобилизации граждан для тушения пожаров в муниципальном районе, привлечения необходимого оборудования и техники.

Постановлением главного государственного инспектора Усть Майского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 13.08.2021 первый заместитель главы МР «Усть-Майский улус (район)» Дьячковский А.М. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей,.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями руководителя ГКУ РС(Я) «Усть-Майское лесничество» А. от 28 июня 2021 года, распоряжением о временном возложении обязанностей и.о. главы района на Дьячковского М.А., должностной инструкцией первого заместителя главы района, постановлением о создании Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС на территории района и ее положением, копиями оперативной информации о лесных пожарах лесничества за указанные периоды, где указаны динамика развития лесных пожаров № ... и № ... и об отсутствии задействованных на тушении сил и средств, схемами пожаров, составленных летчиками-наблюдателями, информацией оперативного штаба ГКУ РС(Я) «Усть-Майское лесничество» в адрес зам.главы Дьячковского М.А. и иными материалами дела.

Суд, оценивая материалы дела на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, не нашел оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Оснований не доверять имеющимся в деле доказательствам, содержанию, полноте и оформлению которых дана надлежащая оценка при рассмотрении дела по существу, не имеется. Они последовательны, непротиворечивы и согласуются друг с другом.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Вопреки доводам жалобы, бездействие первого заместителя главы администрации МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.М., образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку им не обеспечена организация мобилизации граждан для тушения пожаров в муниципальном районе, привлечения необходимого оборудования и техники, предусмотренная Сводным планом для тушения пожаров № ...АСС и № ... АСС.

Утверждение в жалобе о том, что сводный план был перевыполнен, судом отклоняются ввиду следующего.

Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений относится, в том числе организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности

В соответствии с абз. 3 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, исходя из которых объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Исходя из вышеуказанного, численность сил и средств, предусмотренных Сводным планом при возникновении лесных пожаров № ... АСС и № ... АСС должна была определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Не принятие своевременных и достаточных мер для тушения этих пожаров ответственным лицом Дьячковским А. М. с 23 июня 2021 года по 26 июня 2021 года привело к увеличению площади лесных пожаров № ... АСС - с 4 га до 1549№ ... АСС - с 10 га до 3898 га.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание назначено Дьячкоскому М.А. в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом данных о личности виновного, должностным лицом в полной мере учтены обстоятельства дела, характер административного правонарушения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении Дьячковского М.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводу жалобы доказательства исследованы судьей Усть-Майского районного суда РС(Я) в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, им дана надлежащая оценка, установлены обстоятельства совершения административного правонарушения в соответствии с материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Таким образом, решение судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) 15 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации МР «Усть- Майский улус (район)» Дьячковского М.А. подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 13.08.2021 и решение судьи Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица – первого заместителя главы МР «Усть-Майский улус (район)» Дьячковского М.А. оставить без изменения, а жалобу привлекаемого лица без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов