Дело № 3а-33/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 29 июня 2016 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Ефремова Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующего от имени инициативной группы по проведению республиканского референдума, к административному ответчику Комиссии республиканского референдума о признании незаконным Постановления от 07 июня 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы,
установил:
Постановлением Комиссии республиканского референдума от 07 июня 2016 г. № ... отказано в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) с вопросами:
- «Считаете ли Вы, что Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушает Ваши конституционные права, предусмотренные частью 1 статьи 5 Конституции Республики Саха (Якутия) (Земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия))?»;
- «Вы за приостановление действия Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Республики Саха (Якутия) до устранения препятствий по его реализации?»;
- «Вы за ратификацию Российской Федерацией Декларации о правах коренных народов?».
ФИО1 обратился в Верховный суд РС (Я) с указанным административным исковым заявлением, действуя в качестве уполномоченного представителя инициативной группы по проведению республиканского референдума, созданной 23.05.2016 г.
В обоснование доводов административным истцом указано на то, что инициативной группой по проведению референдума представлены в Центральную избирательную комиссию РС (Я) все документы, необходимые для регистрации инициативной группы, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для направления таких документов комиссией референдума в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принимать решение о назначении референдума.
Однако, отказывая в регистрации инициативной группы, комиссия референдума в постановлении от 07.06.2016 г. указала, что персональные данные трех членов инициативной группы не соответствуют сведениям, полученным комиссией референдума от УФМС России по РС (Я); протокол собрания инициативной группы о выдвижении инициативы проведения республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) не соответствует пункту 3 статьи 14, части 4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", абзацу 2 статьи 12 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» и статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как в протоколе отсутствуют персонифицированные сведения об участии членов инициативной группы на собрании, отдельный список членов инициативной группы, принимавших решение о выдвижении инициативы проведения референдума, к протоколу не приложен.
Также комиссией референдума указано на несоответствие предлагаемых для вынесения на референдум вопросов положениям пункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, так как инициирование республиканского референдума в данном случае является проведением опроса для выявления мнения населения республики, и не отвечает признакам референдума, установленным федеральным законодательством.
Кроме того, основанием отказа в регистрации инициативной группы названо несоответствие инициирования республиканского референдума пункту 3 статьи 1 Конституции РС (Я), которым установлен объем компетенции Республики Саха (Якутия) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В связи с этим комиссией референдума указано на то, что полномочия по принятию и изменению Конституции РФ, федеральных законов, контролю за их соблюдением, регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, регулированию и защите прав национальных меньшинств находятся в ведении Российской Федерации, что исключает вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вопросов, относящихся к данным правовым отношениям.
По мнению административного истца, комиссия референдума, указав на несоответствие вопроса референдума требованиям законодательства, превысила свои полномочия и необоснованно отказала в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия).
Наряду с вышеизложенным административный истец приводит доводы о том, что необходимые сведения о членах инициативной группы были представлены в комиссию референдума в строгом соответствии с паспортными данными, копии паспортов всех членов инициативной группы были приложены к ходатайству о регистрации и протоколу собрания инициативной группы. По мнению административного истца, возможные замечания к сведениям в отношении трех членов инициативной группы не влекут за собой отказ в регистрации инициативной группы, поскольку в таком случае количество членов инициативной группы сокращается до 20 человек, что является необходимым минимумом в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Кроме того, в административном исковом заявлении содержится несогласие с обжалуемым решением комиссии референдума в части несоблюдения инициативной группой требований статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ, обязывающей включить в протокол о результатах очного голосования сведения о лицах, принявших участие в собрании. При этом административный истец ссылается на то, что в протоколе содержатся сведения об участии в собрании 23-х человек, имеющих гражданство РФ, достигших возраста 18 лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), также к протоколу приложены копии паспортов, то есть необходимые сведения об участниках собрания в комиссию референдума представлены.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал в полном объеме, просит признать незаконным Постановление Комиссии республиканского референдума от 07 июня 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы, а также обязать административного ответчика принять решение о направлении ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Представители административного ответчика Комиссии республиканского референдума ФИО2, действующая на основании доверенности от 22 июня 2016 г., ФИО3, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., ФИО4, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., ФИО5, действующая на основании доверенности от 18.05.2016 г., ФИО6, действующий на основании доверенности от 29.06.2016 г., в судебном заседании с требованиями административного истца не согласились. В обоснование своих возражений привели доводы, аналогичные изложенным в Постановлении Комиссии республиканского референдума от 07 июня 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы.
Просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
По правилам пунктов 1, 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Пунктом 7 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства РФ административные дела об оспаривании решений комиссий референдума отнесены к подсудности верховного суда республики в качестве суда первой инстанции.
В судебном разбирательстве установлено, что 23.05.2016 г. в г.Якутске Республики Саха (Якутия) образована инициативная группа по выдвижению инициативы проведения республиканского референдума, которая в порядке пунктов 2-4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, статьи 12 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» обратилась в Центральную избирательную комиссию РС (Я) с ходатайством о регистрации инициативной группы.
Постановлением Комиссии республиканского референдума от 07 июня 2016 г. № ... отказано в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) с вопросами:
- «Считаете ли Вы, что Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушает Ваши конституционные права, предусмотренные частью 1 статьи 5 Конституции Республики Саха (Якутия) (Земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия))?»;
- «Вы за приостановление действия Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Республики Саха (Якутия) до устранения препятствий по его реализации?»;
- «Вы за ратификацию Российской Федерацией Декларации о правах коренных народов?».
В обжалуемом постановлении комиссии референдума имеется указание на несоответствие протокола собрания инициативной группы о выдвижении инициативы проведения республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) пункту 3 статьи 14, части 4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", абзацу 2 статьи 12 Закона РС (Я) «О республиканском референдуме» и статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в протоколе персонифицированных сведений об участии членов инициативной группы на собрании, отдельный список членов инициативной группы, принимавших решение о выдвижении инициативы проведения референдума, к протоколу не приложен.
Между тем, вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства о защите избирательных прав и права на участие в референдуме не содержат императивных положений относительно содержания протокола собрания инициативной группы о выдвижении инициативы проведения республиканского референдума, не требуют приложения к протоколу отдельного списка членов инициативной группы, принимавших решение о выдвижении инициативы проведения референдума. По правилам пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ персонифицированные сведения об участниках инициативной группы излагаются непосредственно в ходатайстве о регистрации инициативной группы, которое подписывается всеми ее членами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что кто-либо из 23 участников инициативной группы не участвовал в проведении собрания 23.05.2016 и впоследствии не подписал ходатайство, в административном деле не имеется.
Ссылка административного ответчика в данном случае на статью 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению суда, является несостоятельной. Названная правовая норма регулирует порядок принятия решения собрания и устанавливает обязательность указания в протоколе о результатах очного голосования сведений о лицах, принявших участие в собрании.
При этом данная норма относится к гражданскому законодательству, которое в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
По смыслу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания, о котором идет речь в соответствующих правовых нормах главы 9.1 Гражданского кодекса РФ, связано с гражданско-правовыми последствиями, то есть порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Вышеприведенные положения гражданского законодательства не регулируют порядок и основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Соответствующие правоотношения относятся к пределам действия Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В связи с этим указание комиссией референдума на несоблюдение инициативной группой требований статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ является необоснованным.
Также комиссией референдума указано на несоответствие предлагаемых для вынесения на референдум вопросов положениям пункта 58 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, так как инициирование республиканского референдума в данном случае является проведением опроса для выявления мнения населения республики, и не отвечает признакам референдума, установленным федеральным законодательством.
Кроме того, основанием отказа в регистрации инициативной группы названо несоответствие инициирования республиканского референдума пункту 3 статьи 1 Конституции РС (Я), которым установлен объем компетенции Республики Саха (Якутия) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В связи с этим комиссией референдума указано на то, что полномочия по принятию и изменению Конституции РФ, федеральных законов, контролю за их соблюдением, регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, регулированию и защите прав национальных меньшинств находятся в ведении Российской Федерации, что исключает вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вопросов, относящихся к данным правовым отношениям.
Вместе с тем, такого основания для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума законом не предусмотрено.
Принимая оспариваемое постановление, Комиссия республиканского референдума не учла того, что решение о соответствии вопросов референдума требованиям закона принимает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации после поступления ходатайства и приложенных к нему документов из избирательной комиссии. Указанное прямо следует из положений пункта 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 данного федерального закона (вопросы референдума), возлагается на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В том случае если законодательный (представительный) орган государственной власти признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации.
Анализ указанных норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что проверка соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а также статьи 1 Конституции РС (Я), не входит в компетенцию избирательной комиссии.
Таким образом, в данной части оспариваемое постановление принято комиссией референдума за пределами предоставленных ей полномочий и порядок принятия оспариваемого постановления, установленный федеральным законодательством, в этой части не соблюден.
Из содержания названного постановления следует, что основанием отказа в регистрации инициативной группы является, в частности, и несоответствие персональных данных трех членов инициативной группы сведениям, полученным комиссией референдума от УФМС России по РС (Я).
Так, указанные в ходатайстве сведения о месте жительства членов инициативной группы К., Ч., Ш. не соответствуют представленной информации органа регистрационного учета в лице УФМС по РС (Я), изложенной в ответе на запрос избирательной комиссии (исх. № ... от 01.06.2016 г.).
По смыслу пунктов 3 и 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательная комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы на соответствие федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, и установить, в частности, указаны ли в ходатайстве адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.
Аналогичные по содержанию нормы изложены в абзаце 1 статьи 12 Закона РС (Я) от 22.12.1992 N 1273-XII "О республиканском референдуме".
При этом пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ определяет понятие термина «адрес места жительства» как адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что члены инициативной группы - К., Ч., Ш. зарегистрированы в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства не по тем адресам, которые указаны в документах, удостоверяющих личность данных граждан (паспортах). В связи с этим комиссия референдума пришла к правильному выводу о несоответствии в данной части ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов федеральному закону, что само по себе является достаточным основанием для принятия комиссией референдума решения об отказе в регистрации инициативной группы в силу пункта 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Суд считает необоснованными доводы административного истца о том, что избирательная комиссия могла зарегистрировать инициативную группу не в полном составе, поскольку при исключении лиц, в отношении которых имелись замечания, оставшееся количество членов инициативной группы соответствовало требуемому минимуму (20 человек), установленному пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, статьей 11 Закона РС (Я) от 22.12.1992 N 1273-XII "О республиканском референдуме".
По смыслу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, статьи 11 Закона РС (Я) от 22.12.1992 N 1273-XII "О республиканском референдуме" инициативная группа по проведению референдума образуется непосредственно гражданином или группой граждан Российской Федерации в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме. Действующим законодательством предусмотрена регистрация инициативной группы в том составе, в котором она изначально создана, избирательная комиссия не наделена полномочиями по исключению из инициативной группы тех или иных лиц по каким-либо основаниям.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованным решение комиссии референдума об отказе в регистрации инициативной группы, поскольку ходатайство о проведении референдума было подано с нарушением требований пункта 3 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 12 Закона РС (Я) от 22.12.1992 N 1273-XII "О республиканском референдуме".
При таких обстоятельствах решение Комиссии республиканского референдума об отказе в регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы республиканского референдума на территории Республики Саха (Якутия) не может быть признано незаконным.
По правилам части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ФИО1, действующего от имени инициативной группы по проведению республиканского референдума, к административному ответчику Комиссии республиканского референдума о признании незаконным Постановления от 07 июня 2016 г. № ... об отказе в регистрации инициативной группы, оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 30.06.2016 г.