НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 28.11.2023 № 5-2103/2023

Судья Ефимова Л.А. Дело№7/1-286/2023 Дело №5-2103/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Саха Якутия) Федорова Г.А.,

с участием защитника привлекаемого лица Хотамова И.О., поддержавшего доводы жалобы,

рассмотрев в судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, _______ года рождения, уроженца ..........,

установила:

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года гражданин .......... ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб., с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за счет собственных средств, без помещения в специальный приемник.

В жалобе, привлекаемого лица, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) просит вышеуказанное постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, направил в суд защитника Хотамова И.О.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.

Защитник Хотамов И.О., участвующий в судебном заседании, поддержал все доводы, изложенные в жалобе, просил прекратить производство по делу, так как отсутствует состав правонарушения, ФИО1 имеет действующий оплаченный патент.

Кроме того, заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, поскольку днем окончания срока обжалования постановления городского суда приходилось на 25 ноября 2023 (суббота), 26 ноября 2023 (воскресенье), жалоба была подана только в понедельник 27 ноября 2023 года.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом срок обжалования может быть восстановлен в том случае, если он пропущен по уважительным причинам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 июля 2012 N 1339-О, если пропуск срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом; заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.

По смыслу приведенных положений, для восстановления срока обжалования постановления являются только уважительные причины его пропуска, и таковыми могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, 15 ноября 2023 постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанное постановление получено ФИО1 в этот же день.

Последний день для обжалования постановления – 25 ноября 2023 года (суббота). Жалоба на постановление поступила в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) – 27 ноября 2023 года.

В связи с чем, суд считает возможным ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить, восстановив процессуальный срок обжалования постановления суда от 15 ноября 2023 года.

Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела ответ на адвокатский запрос с МВД по Республике Саха (Якутия) от 21.11.2023 года, в котором указано, что ФИО1 08.06.2023 года выдан патент для осуществления трудовой деятельности серии ****№ ....

А также ходатайствовал о приобщении к материалам дела ответ на адвокатский запрос с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха Якутия от 24.11.2023 года, согласно которому ФИО1 уплачены налоги и сборы с 01.06.2022 года по 01.11.2023 года.

Заявленные ходатайства удовлетворены, ответы на адвокатские запросы приобщены к материалам дела.

Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Исходя из положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, к числу документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, относятся миграционная карта и патент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ патентом является документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 227.1 Налогового Кодекса Российской Федерации фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.

Как следует из материалов дела и приложенных к жалобе документов гражданин .......... ФИО1 прибыл на территорию Российской Федерации и встал на миграционный учет по месту временного пребывания по адресу: ........... На основании его обращения в Управление по вопросам миграции, ему был выдан патент серии ****№ ... от 08.06.2023 на осуществление трудовой деятельности. По данному патенту в доход государства ФИО1 своевременно оплачивал авансовые платежи по патенту. Согласно ответа на адвокатский запрос с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха Якутия от 24.11.2023 года, ФИО1 уплачены налоги и сборы с 01.06.2022 года по 01.11.2023 года.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении от 15.11.2023 года иностранный гражданин ФИО1 имел патент с уплаченными фиксированными авансовыми платежами, являющийся в соответствии с указанными выше правовыми нормами документом, подтверждающим его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.

Вывод судьи городского суда о том, что ФИО1 допущено нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации является неправильным, сделан без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, не основан на фактических обстоятельствах дела.

Иных нарушений режима пребывания (проживания) в Российской Федерации ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела судьей городского суда в вину не вменялось.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с вышеизложенным, постановление судьи городского суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова