Судья Иванова С.А. дело № 7/2-151/2021
РЕШЕНИЕ
г. Якутск, 27 апреля 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев жалобу защитника привлекаемого лица по доверенности ФИО1 на постановление заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № ... от 18 января 2021 года и решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) (ОГРН <***>),
установил:
Постановлением заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № ... от 18 января 2021 года акционерная компания «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Решением судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года указанное постановление заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № ... от 18 января 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), защитник привлекаемого лица ФИО1, ссылаясь на неразрешение административным органом ходатайства защитника о проведении совместного обследования территории, на нарушение прав привлекаемого лица на участие в рейдовом мероприятии и административном расследовании, указывая, что административный орган не направил привлекаемому лицу представление с информацией о выявленных нарушениях, что внеплановая проверка по делу не назначалась и не проводилась, что местность с участием представителя привлекаемого лица не осматривалась, и, считая, что единственное доказательство вины – Акт является недопустимым доказательством, просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме, представитель административного органа – старший государственный инспектор Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО3 настаивал на законности оспариваемых актов.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены обязательные для всех Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно пункту 9.1 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16 Правил).
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34 Правил).
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил).
Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2020 года № 203-РГ на территории Республики Саха (Якутия) в связи с установлением сухой, жаркой и ветреной погоды, в целях недопущения массового возникновения лесных пожаров и в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2008 г. 607-З № 105-IV «О пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия)» с 5 по 30 июня 2020 года установлен особый противопожарный режим.
Из материалов дела следует, что при проведении 18 июня 2020 года в период времени с 10 часов 40 минут по 11 часов 55 минут патрульно-рейдового мероприятия лесным инспектором государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) «Мирнинское лесничество» при осмотре лесного участка на землях лесного фонда в квартале № ... выделы № ..., № ..., № ... Мирнинского участкового лесничества обнаружено, что территория леса в охранной полосе трубопровода не содержится в состоянии в свободном от древесного мусора и иных горючих материалов, при эксплуатации трубопровода не обеспечена уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, не обеспечено обустройство противопожарной минерализованной полосы шириной 0,5 метра от границ леса или иным противопожарным барьером; нарушены правила санитарной безопасности в лесах, выразившиеся в том, что очистка мест рубок не была произведена, порубочные остатки сдвинуты к краю леса (стене леса).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, приведенными в постановлении административного органа и судебном решении и получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие акционерной компанией всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не содержится.
Вопреки доводам жалобы факт нарушения требований правил пожарной безопасности, подтвержден заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 17 июня 2020 года руководителя государственного казённого учреждения РС (Я) «Мирнинское лесничество» о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка, расположенного в Мирнинском участковом лесничестве, кварталы № ..., № ...; патрульной путевкой № ...; отчетом о выполнении планового (рейдового) осмотра от 19 июня 2020 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом о нарушении лесного законодательства от 26 июня 2020 года; постановлениями о продлении административного расследования; объяснениями защитников Ж. от 24 июля 2020 года и Донской от 26 июня 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 18 августа 2020 года.
Таким образом, выводы административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются обоснованными.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» приказом Минприроды России от 31 августа 2015 г. № 373 утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований.
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п. 2 указанного Порядка). В силу пункта 5 Порядка, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами.
Пунктами 7 и 8 Порядка установлено, что по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (п. 11 Порядка).
Порядком оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий не установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, равно как и не установлено обязанности производить осмотр с участием понятых.
Как следует из материалов дела, плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесного участка по настоящему делу осуществлён в соответствии с требованиями действующего законодательства, проведён на основании распоряжения уполномоченного должностного лица о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка: Мирнинского участкового лесничества, кварталы 30, 31 по результатам которого составлены акт 18 июня и отчёт 19 июня 2020 года.
Указание в жалобе на то, что осмотр лесного участка произведен в отсутствие представителя привлекаемого лица, не свидетельствует о наличии процессуальных нарушений, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения (пункт 1 часть 1 статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В данном случае осмотр территории произведен не в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а в соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора.
В этой связи направление представления с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и составления протокола об административном правонарушении только по результатам внеплановой проверки в данном случае не требовалось.
При таких данных оснований для признания акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) № ... от 18 июня 2020 года недопустимым доказательством, оснований не имеется.
Акт о проведении мероприятия по контролю в лесах, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество).
26 июня 2020 года в присутствии представителя акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) составлен протокол о нарушении лесного законодательства и защитнику была предоставлена возможность для ознакомления с материалами дела, о чём имеется ходатайство в деле.
Других ходатайств в деле не имеется.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену либо изменение состоявшихся по делу постановления и решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № ... от 18 января 2021 года и решение судьи Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерной компании «АЛРОСА» (публичное акционерное общество) оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО4 Никодимов