НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 25.03.2021 № 3А-20/2021

Дело № 3а-20/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Якутск 25 марта 2021 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием прокурора Марковой Д.Р.,

с участием представителя ПАО «Якутскэнерго» Егоровой К.М., представителя ГУП «ЖКХ РС(Я)» Черосова Н.Н., представителей Министерства ЖКХ и Э РС(Я) Тарасовой Л.Ю., Емельяновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым заявлениям Публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) о признании недействующими абзацы 2 и 3 пункта 2.8.1.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 г. № 450-п,

установил:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) № 450-п от 27 сентября 2017 г. утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» (далее Порядок).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я)) от 13 ноября 2019 г пункт 2.8.1.1. Порядка дополнен положениями следующего содержания: «В АСЮЛ (Агенство субсидий. Юридические лица.) загружаются дома с адресами, соответствующими и содержащимися в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации.

Сопоставление загруженных в АСЮЛ адресов осуществляется Организациями».

ПАО «Якутскэнерго и ГУП «ЖКХ РС(Я)» обратились в суд с заявлением о признании недействующими указанных положений Порядка, мотивируя требования следующим.

ПАО «Якутскэнерго» и ГУП «ЖКХ РС(Я)» являются ресурсоснабжающими организациями, и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, определены статьей 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 № 1235-З № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение». При этом, как указывают истцы, такого критерия для отнесения к льготникам, как наличие адреса дома в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации (далее ФИАС РФ), законодательством не установлено.

Кроме того, истцы указывают, что договор на поставку коммунальных услуг является публичным и согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Соответственно при подключении потребителей, административные истцы не имеют права отказаться от договора поставки коммунальных услуг, даже если потребителем представляются правоустанавливающие документы с данными, не соответствующими кодам ФИАС. А в случае не предоставления по любым причинам или отказа потребителя от внесения изменений в правоустанавливающие документы в целях приведения адреса в соответствие с кодами ФИАС, ресурсоснабжающая организация не имеет права рассчитывать объем потребленных услуг по экономически обоснованному тарифу. Следовательно, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют рычаги воздействия на потребителей для приведения адресов объектов, принадлежащих потребителям в соответствие с кодами ФИАС.

По мнению истцов, оспариваемая норма ставит в зависимость полную компенсацию недополученных доходов в виде субсидии от действий и бездействия потребителя. И соответственно нарушает право ресурсоснабжающей организации на полное возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Истцы, ссылаясь на Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 29 апреля 2014 г. N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы", Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221, утверждают, что полномочий у ресурсоснабжающих организаций по внесению, изменению, аннулированию адресов в ФИАС отсутствуют, поставщик информации несет ответственность в отношении представляемых им сведений, а оператор информационной системы обеспечивает их целостность уже в процессе использования.

Истцы указывают, что ресурсоснабжающие организации не могут нести ответственность за полноту и достоверность сведений, вносимых в ФИАС, тогда как поставщик информации не всегда обеспечивает полноту и достоверность таких сведений. Ситуаций, когда код объекта не может быть признан достоверным, множество, и зависят как от действий или бездействия собственников объектов жилых помещений, так и поставщиков информации (органов местного самоуправления). В частности к таким ситуациям можно отнести применение устаревшей базы данных, постоянно производящиеся переадресации объектов (изменение номера строения, земельного участка и пр.), приводящие к изменению кода ФИАС; отсутствие единой информации в источниках, искаженные сведения базы данных ФИАС у населённых пунктов, дублирующиеся адреса.

Таким образом, по мнению истцов, внесение дополнений в п.2.8.1.1 Порядка предоставления субсидии организациям с 01.01.2021 ставит ресурсоснабжающие организации в зависимость от действий третьих лиц, тем самым нарушая право на полное возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Административные истцы не имеют возможность влиять на внесение изменений при сверке адресов с ФИАС. Требование о соответствии адресов объектов адресам, указанным в ФИАС, не предусматривается ни Законом о льготных тарифах, ни утвержденными льготными тарифами. Следовательно, не может являться одним из условий предоставления субсидии либо критерием отбора.

В судебном заседании представитель ПАО «Якутскэнерго» Егорова К.М.. представитель ГУП «ЖКХ РС(Я)» Черосов Н.Н. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) Тарасова Л.Ю. и Емельянова М.Н. исковые требования не признали и пояснили следующее. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Таким образом, законодатель обязывает главного распорядителя бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства.

В целях исполнения вышеуказанного принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель определил, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Подпунктом «ж» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 г. № 887 (действовавших в период утверждения оспариваемых положений Порядка), установлено право субъектов самостоятельно дополнительно устанавливать иные требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца.

Аналогичное право субъектам предоставлено подпунктом «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492 (которые действуют с 18.09.2020 г. (далее - Общие требования № 887, № 1492)).

На основании вышеуказанных норм законодательства, в целях обеспечения достоверности данных, загружаемых в подсистему «Агентство субсидий. Юридические лица» ГИС ЖКХ, исключения дублирующихся адресов, субсидирования несуществующих домов и в целом, для автоматизации расчета субсидий, Министерством в п. 2.8.1.1. Порядка установлены дополнительные требования к получателям субсидий.

На основании изложенного представители ответчика просят отказать в удовлетворении требований истцов полностью.

Свидетель М. пояснила суду, что она работает ******** ГКУ РС(Я) «Агентство жилищных субсидий». Начиная с 1 января 2020 года данные по объектам, которые представляет ресурсоснабжающая организация (далее РСО) сверяются с данными ФИАС. Сопоставление адресов происходит автоматически, по соответствующей программе, которая, при выявлении несоответствия, «выбрасывает» такие объекты в лот ошибок. В этих случаях в настоящее время эти несоответствия устраняются совместными усилиями агентства и РСО, выясняются причины несоответствий. Однако, когда начнут применять оспариваемые нормы, Агентство субсидий будет исключать дома, адреса которых не соответствуют данным ФИАС. Свидетель также пояснила, что возникли трудности при применении оспариваемых норм, поскольку выявляется определенное количество домов, адреса которых отсутствуют в ФИАС, или есть старые дома, на которые нет правоустанавливающих документов. Для решения этих вопросов создана комиссия, в состав которой входят представители органов местного самоуправления и всех заинтересованных организаций.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ПАО «Якутскэнерго», ГУП «ЖКХ РС(Я)» являются ресурсоснабжающими организациями, и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

По мнению истцов, оспариваемые положения Порядка предоставления субсидий ограничивают их право на полное возмещение недополученных доходов, препятствуют получению такой субсидии, поскольку устанавливают требования, не предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 29.02.2016 N58 "Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов об утверждении порядков предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации" Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я) определено органом, уполномоченным на принятие актов об утверждении порядков предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 27.09.2017 года № 450-п утвержден «Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» (далее- Порядок).

Указанный нормативный акт опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 40, 12.10.2017.

Подпунктом 2.8.1.1 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что сведения о фактическом начислении загружаются в АСЮЛ (Агентство субсидий. Юридические лица.) по видам коммунальных ресурсов (услуг) с учетом необходимых сведений субсидий в разрезе домов.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 г подпункт 2.8.1.1. Порядка дополнен абзацами следующего содержания: «В АСЮЛ загружаются дома с адресами, соответствующими и содержащимися в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации (ФИАС).

Сопоставление загруженных в АСЮЛ адресов осуществляется Организациями.

Приказ Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я) от 13 ноября 2019 года зарегистрирован в Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) 22.11.2019 N RU140142019787, опубликован в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2019.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке.

В соответствии с приведенной статьей 78 Бюджетного кодекса РФ было принято Постановление Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее – постановление Правительства РФ № 887), действовавшее на момент принятия оспариваемых положений.

В соответствии с п. 2 названного постановления нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, должны содержать условия и порядок предоставления субсидий, требования к отчетности.

Абзацем вторым и третьим подпункта 2.8.1.1. Порядка предусмотрено, что в АСЮЛ загружаются дома с адресами, соответствующими и содержащимися в Федеральной информационной адресной системе Российской Федерации (ФИАС).

Сопоставление загруженных в АСЮЛ адресов осуществляется Организациями.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют, а также размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах.

Частью 2 статьи 4 Закона N 443-ФЗ установлено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления, разместивший такие сведения.

Согласно части 2 статьи 8 Закона N 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи. При написании адреса органами государственной власти, органами местного самоуправления обеспечивается соблюдение установленных Правительством Российской Федерации требований к структуре адреса.

Таким образом, сведения, содержащиеся в ФИАС, обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Нормативных положений, устанавливающих обязательность использования сведений об адресах, содержащихся в ФИАС, в сфере предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями, Закон № 443-ФЗ не содержит. Как следствие указанного, на законодательном уровне не установлены процедуры верификации при расхождении данных ФИАС с данными ресурсоснабжающих организаций, полученных ими с иных источников информации. Более того, ресурсоснабжающие организации не наделены полномочиями по размещению, изменению, аннулированию содержащиеся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Между тем, Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я) установило такое условие предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов при котором ресурсоснабжающие организации обязаны обеспечивать соответствие адресов объектов с адресами в ФИАС. Такое регулирование нельзя признать правильным, поскольку оно противоречит приведенным выше положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих полное возмещение недополученных доходов, нарушает право ресурсоснабжающих организаций на полное возмещение недополученных доходов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

В данном случае суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений недействующими с момента их принятия в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов истцов.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые заявления публичного акционерного общества «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) удовлетворить полностью.

Признать с момента принятия абзацы второй и третий пункта 2.8.1.1. Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27.09.2017 г. № 450-п (в редакции от 13.11.2019 № 470-п, 15.07.2020 №323- ОД), недействующими.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу ПАО «Якутскэнерго» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в пользу ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

На решение может быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 25 марта 2021 года.