НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 23.06.2022 № 7/1-214/2022

Судья Луковцев А.А. дело № 7/1-214/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск 23 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника привлекаемого лица по доверенности Степанова Д.П. на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГБУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петрова М.Г., _______ года рождения, уроженца .........., паспорт серии № ...№ ..., выдан МРО УФМС России по РС (Я) В г. Якутске _______, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..........,

у с т а н о в и л:

30 декабря 2021 г. инспектором отдела контроля расходов бюджета на государственные вопросы Счетной палаты РС (Я) Ивановым В.А. в отношении директора ГБУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петрова М.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нецелевого использования бюджетных средств.

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2022 г. должностное лицо – директора ГБУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петрова М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) жалобе на постановление судьи заявитель просит изменить его, присужденный административный штраф заменить на предупреждение, указывая на то, что выделенные денежные средства пошли на оплату труда (услуг) лиц, занятых в обсерваторе, ввиде стимулирования, согласно п. 2.3 Договора на выполнение работ, при этом, ввиду направления финансовых средств по другой статье бюджетного кода признает, в содеянном раскаивается, при этом, уазанные действия не привели к негативным последствиям общественному и охраняемому законом интересу, целевое назначение предоставленной субсидии по факту не было нарушено, достигло своей цели.

Защитник привлекаемого лица по доверенности Степанов П.Д. доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав защитника привлекаемого лица, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем согласно ст. 38 БК РФ, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из пункта 2 статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных материалов дела следует, что Счетной палатой РС (Я) проведено контрольное мероприятие «Проверка законности использования средств Резервного фонда Правительства РС (Я)» в ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж».

В соответствии с распоряжением Правительства РС(Я) №305-р от 31.03.2020 г. 3 подъезд общежитие ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» по адресу: г. Якутск, ул. Халтурина, д. 14/4, включен в перечень временных обсерваторов на территории Республики Саха (Якутия) на 150 койко-мест, решения Оперативного штаба, договора ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» с ФКУ «Военный комиссариат» от 14.10.2020 предоставлено под временный пункт приема призывников в период осеннего призыва 2020 г.

В соответствии с соглашением № 18 от 09.12.2020 о предоставлении Министерством образования и науки РС (Я) целевой субсидии в адрес ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» на осуществление выплаты стимулирующего характера на сумму 104 160 руб., указанная выплата предусмотрена работникам обсерватора за особые условия труда и дополнительную нагрузку за октябрь 2020 г. В рамках исполнения соглашения № 18 от 09.12.2020 платёжным поручением № ... от 14.12.2020 Министерство образования и науки РС (Я) перечислило ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» 104 160 руб. за счет бюджетных ассигнований по распоряжение Правительства РС (Я) № 1093-р от 26.11.2020. Вместе с тем, платежным поручением № ... от 05.11.2020 на сумму 186 670,18 руб. учреждение произвело оплату стимулирующей выплаты работникам обсерватора за октябрь 2020 г. по КБК 075-0704-1230121100-11-211-0401 по реестру № ... от 05.11.2020.

Уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа № ... от 09.12.2020 на сумму 66 905 руб. ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» осуществило частичный перенос оплаты с платежного поручения № ... от 05.11.2020 на стимулирующую выплату 3 работникам обсерватора за счет средств резервного фонда Правительства РС (Я) (целевая статья – 9950017001) по распоряжению Правительства РС (Я) № 1093-р от 26.11.2020: К. (наемному работнику по договору гражданско-правового характера на выполнение услуг уборщика по договора № ... от 01.11.2020); И. (наемному работнику по договору гражданско-правового характера на выполнение услуг уборщика по договора № ... от 01.11.2020); О. (наемному работнику по договору гражданско-правового характера на выполнение услуг уборщика по договора № ... от 01.11.2020).

Также за счет средств резервного фонда Правительства РС (Я) уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа № ... от 09.12.2020 на сумму 13 095 руб. учреждение осуществило частичный перенос оплаты с платежного поручения № ... от 05.11.2020 по исчислению НДФЛ со стимулирующей выплаты работникам обсерватора; уведомлением об уточнении вида и принадлежности платежа № ... от 09.12.2020 на сумму 9 095,01 руб. учреждение осуществило частичный перенос оплаты с платежного поручения № ... от 05.11.2020 по исчислению страховых выплат со стимулирующей выплаты работникам обсерватора;. платёжным поручением № ... от 23.12.2020 на сумму 15 064,99 руб. учреждение исчислило страховые взносы со стимулирующей выплаты работникам обсерватора.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петрова М.Г. к административной ответственности, предусмотренной 15.14 КоАП РФ.

Привлекая директора ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петров М.Г. к административной ответственности, судья городского суда, рассматривавший дело об административном правонарушении, исходил из того, что выплаты были произведены с нарушением условий предоставления средств государственного бюджета, а именно – в нарушение п. 1 Соглашения № 18 «О предоставлении целевой субсидии ГБПОУ «ЯИПК» от 09.12.2020, директором Петровым М.Г. произведены выплаты стимулирующего характера наемным работникам и исчислены НДФЛ, страховые взносы за работы, выполненные в ноябре 2020 г. в сумме 104 160 руб. за счет целевой субсидии, не предусмотренной их целевым назначением.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, директор ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петров М.Г. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, при рассмотрении дела судьей городского суда не был учтен тот факт, что в сложный период пандемии, следствием чего явились дополнительные субсидии на стимулирование рабочих, директор ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петров М.Г. осуществил соответствующие выплаты наемным работникам, привлеченным к работе в обсерваторах по договорам гражданско-правового характера, фактически выполняющих те же функции, что и работники, осуществляющих свою деятельность по трудовым с работодателем правоотношениям, а также факт привлечения к административной ответственности по такому родовому признаку впервые.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Таким образом, денежные средства были направлены на те же цели, для которых она выделена – стимулирование работников, однако, ввиду гражданско-правовых отношений с ними, по другому коду бюджетной классификации. При этом, следует учесть тот факт, что исполнители в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, выполняющие на протяжении длительного периода времени одни и те же функции, могут являться фактически трудовыми.

При таких обстоятельствах, полагаю возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснения, содержащегося в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» № 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

Таким образом, совершенное директором ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петровым М.Г. деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, отсутствия каких-либо вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений, совершением такого правонарушения впервые, признанием им вины и деятельным раскаянием, считаю возможным признать его малозначительным, освободив Петрова М.Г. от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменив постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2022 года с прекращением производство по делу и объявлением Петрову М.Г. устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГБУ «Якутский индустриально-педагогический колледж» Петрова М.Г., _______ года рождения, уроженца .........., паспорт серии № ...№ ..., выдан МРО УФМС России по РС (Я) В .........._______, зарегистрированного и проживающего по адресу: .......... – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения по пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объявлением Петрову М.Г. устного замечания.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) п/п А.В. Никодимов

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) А.В. Никодимов