НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 21.07.2022 № 5-3533/2022

Судья Иванова А.И. дело № 7/1-246/2022

дело № 5-3533/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 21 июля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника привлекаемого лица Бердюгиной А.А. на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П.,

установил:

5 мая 2022 года постановлением заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) (далее – Прокуратура) в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в связи с нарушением Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство), предоставляющим субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, условий их предоставления.

2 июня 2022 года Якутским городским судом вынесено постановление Любимова И.П. признана виновной в совершении данного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Защитник привлекаемого лица Бердюгина А.А. в жалобе просит данное постановление суда отменить, производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств на основании которых оно вынесено – прекратить, ссылаясь на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, а также отсутствием дачи надлежащей оценки представленным привлекаемым лицом доводам в жалобе, а именно, наличия лишь объекта правонарушения, в отсутствие субъекта и субъективной его стороны, поскольку проект приказа был подписан Любимовой И.П. 30.12.2021. Также не учтён тот факт, что согласно п.3 приказа № ... от 10.01.2022 контроль за его исполнением возложен на и.о. заместителя руководителя департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования, в том числе и контроль за своевременным его опубликованием. Таким образом, считает, что в действиях (бездействии) Любимовой И.П. отсутствовал и умысел и неосторожность правонарушения. Также указала на то, что при рассмотрении дела не было учтено отсутствие объективной стороны правонарушения, а именно диспозицией нормы не охватывается нарушение порядка проведения конкурсного отбора, в связи с чем, нарушений условий предоставления субсидий не допущено, поскольку расходы ИП С. в размере 150 000 руб. не могли быть включены в общий размер предоставляемых субсидий.

В судебном заседании защитник привлекаемого лица Бердюгина А.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объёме, просила постановление городского суда отменить, производство по делу прекратить.

Прокурор Колесова М.В. просила постановление суда ввиду его законности и обоснованности оставить в силе.

Любимова И.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, выслушав явившихся по делу лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, которое влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликёрных вин с защищённым географическим указанием, с защищённым наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: 1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; 5) открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона № 209-ФЗ сроки рассмотрения предусмотренных частью 2 настоящей статьи обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

В силу абзаца 3 подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1492) в объявлении о проведении отбора указывается даты начала подачи или окончания приёма предложений (заявок) участников отбора, которая не может быть ранее 30-го календарного дня, следующего за днём размещения объявления о проведении отбора.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.08.2021 № 280 утверждён Порядок предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (далее – Порядок) субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.

Согласно пункту 2.2 Порядка на едином портале и официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Министерством размещается объявление о проведении отбора не позднее одного рабочего дня со дня принятия решения о проведении отбора, в котором также указываются сроки проведения отбора, дата начала подачи или окончания приема предложений (заявок) участников отбора, которая не может быть ранее 30-го календарного дня, следующего за днём размещения объявления о проведении отбора.

Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой по обращению ИП С. проведена проверка соблюдения Министерством бюджетного законодательства при предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, по результатам которой выявлены нарушения порядка проведения конкурсного отбора, выразившиеся в следующем.

Приказом министра от 10.01.2022 № ... утверждено Извещение о проведении отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Извещение), согласно которому период проведения отбора установлен с 30.12.2021 по 29.01.2022.

В нарушение части 6 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, абзаца 3 подпункта «б» пункта 4 Постановления №1492, абзаца 3 пункта 2.2 Порядка фактический срок конкурсного отбора составил менее 30 календарных дней после размещения извещения (20 календарных дней с 10 по 29 января 2022 г.).

В нарушение абзацев 4 и 10 пункта 2.2 Порядка в Извещении, размещённом на официальном сайте Министерства, не указан адрес электронной почты Министерства, отсутствует информация о порядках отзыва заявок участников отбора, возврата заявок участников отбора, определяющих, в том числе основания для возврата заявок участников отбора, внесения изменений в заявки участников отбора.

ИП С. 13.01.2022 направлена заявка на участие в отборе и иные документы, в том числе отчёт о размерах фактически произведённых затрат за январь 2022 года в размере 544 347 рублей.

Далее, в связи с дополнительно понесёнными расходами ИП С. 31.01.2022 в соответствии с пунктом 2.8 Порядка дополнительно направлены платёжные поручения от 31.01.2022 № ... и № ... на сумму 150 000 руб., подтверждающие перечисление НДФЛ за декабрь 2021 г., при этом, названные документы Министерством при определении получателей субсидии фактически не рассмотрены.

Приказом Министерства от 01.02.2022 № ... определены получатели субсидии за январь 2022 года.

Между Министерством и ИП С. 09.02.2022 заключено соглашение № ... о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, согласно которому предпринимателю предоставлена субсидия на возмещение затрать за январь 2022 года в размере 544 347 рублей. Необоснованно сжатые сроки проведения конкурсного отбора повлекли за собой получение ИП С. субсидии на сумму 544 347 руб., размер которой не соответствует фактически понесённым расходам в отчётный период (694 347 руб.).

Дополнительно представленные платёжные поручения на сумму 150 000 руб. в силу сроков проведения отбора не были учтены при определении суммы субсидии. При правильном установлении срока отбора (30 календарных дней) расходы в размере 150 000 руб., представленные ИП С. 31.01.2022, подлежали включению в сумму субсидии на возмещение затрат за январь 2022 года.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2021 № 2208 Любимова И.П. назначена министром образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно распределению обязанностей между руководством Министерства, утверждённого приказом Министерства от 11.11.2021 № ..., министр осуществляет общее руководство, издаёт в пределах своей компетенции приказы и даёт указания, проверяет их исполнение, обеспечивает осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета республики.

Обстоятельства вменяемого Любимовой И.П. правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: приказом о назначении на должность от 15.12.2021 (л.д.10); Приложением № 1 о распределении должностных обязанностей (л.д.12); постановлением о возбуждении дела от 05.05.2022 (л.д. 1-5); жалобой ИП С. от 05.04.2022 (л.д.35-41); приказом об утверждении Извещения с приложениями от 10.01.2022 (л.д.42-48); приказом об утверждении получателей субсидий от 01.02.2022 с приложением (л.д.49-50); приказом о предоставлении субсидий от 01.02.2022 (л.д.51-53); соглашением о предоставлении субсидий от 09.02.2022 (л.д.55-59); письмами ИП С. в адрес привлекаемого лица (л.д.60-62); объяснением ИП С. (л.д.69-71); заявкой и отчётом ИП С. (л.д.81-89); и другими представленными доказательствами, оценёнными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения должностным лицом Любимовой И.П., при этом, совокупность установленных им фактических и правовых оснований позволяют прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку Приказ об утверждении Извещения, датированный 10.01.2022, подписан министром Любимовой И.П., наделённой соответствующими распорядительными полномочиями. В приложении к подписанному ею Приказу установлен период проведения конкурсного отбора с 30.12.2021 по 29.01.2022, то есть в нарушение пункта 4 Постановления № 1492 условий предоставления бюджетных средств. Таким образом, в момент подписания Приказа об утверждении Извещения, он уже не соответствовал требованиям закона (л.д.42-48).

В целом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено минимальное в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену судебного постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу защитника привлекаемого лица - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья