НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 17.09.2020 № 3А-51/20

Дело № 3а- 51/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 17 сентября 2020 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Осиповой Е.П.,

с участием прокурора Никонова В.В.,

с участием представителя истца Алексеевой С.В., представителя административного ответчика ГКЦ РС(Я) Пинигиной С.Э., представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Вершининой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Акционерного общества «Сахаэнерго» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 48 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Сахаэнерго» обратилось в суд с иском к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 48 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год»,

Иск мотивирован следующим.

Акционерное общество «Сахаэнерго» на территории северных и арктических районов Республики Саха (Якутия) осуществляет деятельность по обеспечению электроэнергией и тепловой энергией.

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2020 года № 48 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 года» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год согласно приложению к настоящему постановлению.

Пунктом 2 постановления определено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 25 мая 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

Постановление вступает в силу с 25 мая 2020 года.

Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.05.2020, номер опубликования: 1401202005290005.

АО «Сахаэнерго» заявляет о несогласии с утвержденными тарифами с 25.05.2020 года по 30.06.2020г. и с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. ввиду того, что, при принятии решения об установлении тарифа Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при расчете тарифов немотивированно и необоснованно из состава экономически обоснованных расходов заявителя исключены расходы по арендной плате имущественного комплекса Энергоцентр с. Новая Кальвица в размере СУММА2 руб., в результате чего установлены заниженные размеры тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую АО «Сахаэнерго» в период с 25.05.2020 года по 30.06.2020г. и с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г., чем нарушены права и законные интересы заявителя.

Между Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) и АО «Сахаэнерго заключен договор аренды имущественного комплекса Энергоцентр Кальвица от 01.05.2020 года № ..., согласно которому АО «Сахаэнерго» несет расходы по арендной плате. АО «Сахаэнерго» в составе заявления об открытии дела но установлению тарифов предоставило регулятору расчет по статье затрат «Арендная плата». Обоснование к расчету было предоставлено в виде проекта договора аренды (22.04.2020г.), в последующем подписанный договор (14.05.2020г.) направлен в рабочем порядке. Годовая сумма арендных платежей по договору составляет СУММА руб. (стр.8 Договора). Размер арендной платы определен согласно отчетам о рыночной стоимости годовой арендной платы ЗАО «СВРК» № ... от 28.11.2019г. и ООО «Эксперт» от 10.02.2020 № ... (п.2.1. Договора). По причине того, что арендованное имущество вырабатывает и электрическую энергию и тепловую энергию, общая сумма распределена на 2 вида деятельности: на производство электроэнергии - СУМ руб., на производство теплоэнергии - СУММА2 руб.

Указанный договор подписан по итогам проведенных торгов. Торги проводило Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я). Итоги торгов в виде протокола рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества РС(Я) суду представлены.

Истец считает, что действия регулирующего органа противоречат подпункту «г» пункта 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", в котором прописано, что в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается арендная плата. В связи с указанным истец просит признать не действующим с даты принятия пункт 1 Приложения 1 к Постановлению Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2020 года № 48 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год» в части установления тарифов для потребителей в размере 7 182,76 руб./Гкал в период с 25.06.2020 г. по 30.06.2020г. и с 01.07.2020г. по 31.12.2020 г., для населения в размере 8 619,31 руб./Гкал в период с 25.06.2020 г. по 30.06.2020г. и с 01.07.2020г. по 31.12.2020 г.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по изложенным в ней основаниям.

Представитель административного ответчика Пинигина С.Э. с требованиями административного истца не согласилась и пояснила, что согласно пункту 45 Основ ценообразования, экономически обоснованный уровень арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Такое имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса РФ. Согласно письму Минфина РФ от 07.05.2009 N 03-05-04-01/32, объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

Указывает, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 33 Основ ценообразования, амортизации подлежат объекты основных средств и нематериальные активы, вместе с тем объекты государственного имущества не входят состав основных средств и, соответственно, не подлежат амортизации. Таким образом, по мнению ответчика, в состав НВВ не входит сама арендная плата по договору аренды имущества. Представитель ответчика указывает, что данный подход в регулировании обусловлен принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, исключающего включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов, в том числе в виде арендной платы, превышающей расходы собственника по содержанию переданного в аренду имущества, а также налогов и обязательных платежей, связанных с владением этим имуществом. Так как предметом договора является государственное имущество, то оснований для учета расходов организации по статье затрат на арендную плату в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования у Комитета не имелось, соответственно, тариф для организации установлен с соблюдением законодательства о тарифном регулировании в сфере теплоснабжения.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Вершинина З.А. пояснила, что между Министерством имущественных и земельных отношений РС(Я) и АО «Сахаэнерго заключен договор аренды имущественного комплекса Энергоцентр Кальвица от 01.05.2020 года № .... Размер арендной платы определен равной рыночной стоимости переданного имущества, определенной экспертной оценкой ООО «Эксперт» и ЗАО «СВРК». Поскольку имущественный комплекс, переданный в аренду, является нефинансовыми активами, то есть основными средствами не считаются, амортизация на это имущество не начисляется, налоги на имущество. землю, обязательные платежи Республикой Саха (Якутия) не выплачиваются. Имущественный комплекс включен в государственную казну РС(Я).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, приходит к следующему выводу.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

Полномочия органа регулирования на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), действующий на основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 468.

Согласно п. 3.1.1 указанного Положения Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством устанавливает (утверждает) тарифы (за исключением ценовых зон теплоснабжения) на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

АО «Сахаэнерго» обратилось в регулирующий орган с заявлением об открытии дела об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию в с.Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я), указав основанием для обращения заключение договора аренды с МИЗО РС(Я). Был представлен протокол рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества РС(Я) от 21.04.2020г.

Как следует из пункта 3.32 протокола заседания Правления ГКЦ РС(Я), заявление АО «Сахаэнерго» представлено по результатам выигрыша в конкурсе на право заключения договора аренды государственного имущества (вскрытие конвертов от 21.04.2020), в связи с чем регулирование тарифа осуществляется как для впервые регулируемой организации.

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) 25 мая 2020 года № 48 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 года» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС (Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год согласно приложению к настоящему постановлению.

Установлены тарифы для потребителей в размере 7 182,76 руб./Гкал в период с 25.06.2020 г. по 30.06.2020г. и с 01.07.2020г. по 31.12.2020 г., для населения в размере 8 619,31 руб./Гкал в период с 25.06.2020 г. по 30.06.2020г. и с 01.07.2020г. по 31.12.2020 г.

Пунктом 2 постановления определено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 25 мая 2020 г. по 31 декабря 2020 г. Постановление вступает в силу с 25 мая 2020 года.

Данный нормативный акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29.05.2020, номер опубликования: 1401202005290005.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.

В силуч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.

В данном случае ГКЦ РС(Я) применен метод экономически обоснованных расходов (пункт 3.35 протокола заседания Правления ГКЦ РС(Я)).

Как усматривается из материалов дела, изначально по статье "арендная плата»" АО «Сахаэнерго» включило в расчет расходы в сумме СУММА2 руб руб. за аренду Энергоцентра с. Кальвица и сети теплоснабжения, используемых для производства тепловой энергии. Органу регулирования был представлен протокол рассмотрения аукционной комиссией конвертов на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды государственного имущества Республики Саха (Якутия) и договор аренды недвижимого имущества, являющегося собственностью РС(Я) от 01 мая 2020 года. Пунктом 2.2 указанного договора предусмотрена сумма арендных платежей в квартал АРЕНДА руб.

Из договора аренды от 01.05.2020 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) сдает, а АО «Сахаэнерго» принимает в срочное возмездное владение и пользование государственное имущество Республики Саха (Якутия) – имущественный комплекс, расположенный по адресу: РС(Я), Кобяйский улус, с. Кальвица, транформаторные подстанции, линии электропередач, наружные сети канализации, газоснабжения, теплоснабжения и др. Из приложения № 1 к указанному договору аренды следует, что переданный в аренду комплекс состоит из 19 объектов недвижимого имущества.

По причине того, что арендованное имущество вырабатывает и электрическую энергию и тепловую энергию, общая сумма распределена на 2 вида деятельности: на производство электроэнергии - СУМ руб., на производство теплоэнергии - СУММА2 руб.

Экспертной комиссией Комитета расходы по уплате арендной платы указанного недвижимого имущества не приняты со ссылкой на пункт 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075. Указано, что экономически обоснованный уровень арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Так как имущественный комплекс Энергоцентра является государственным имуществом, то органами государственной власти амортизация на данное имущество не начисляется, налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником имущества не уплачиваются. В связи с этим величина арендной платы объектов, находящихся в государственной собственности, не учитываются в затраты регулируемой организации (арендатора).

Пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее Основы ценообразования) предусмотрено, что арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере

В рассматриваемом случае заявителем к включению в тариф заявлена вся сумма арендной платы по договору аренды без указания величины амортизации и размера налога на имущество организации.

При этом размер арендной платы установлен согласно отчетам о рыночной стоимости годовой арендной платы ЗАО «СВРК» от 28.11.2029 № ... и ООО «Эксперт» от 10.02.2020 № .... Суду на обозрение представлены указанные отчеты. Из указанных отчетов видно, что размер арендной платы исчислен без учета амортизации, налога на имущество и других обязательных платежей, полагающихся уплате арендодателем.

В соответствии с пунктом 94 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований настоящей Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).

Судом установлено, что в Республике Саха (Якутия) отсутствует нормативный правовой акт по бюджетному учету казны и Республика Саха (Якутия) не производит начисление амортизации на имущество государственной казны, переданное АО «Сахаэнерго» по договору аренды.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

В связи с указанным НВВ общества подлежал уменьшению органом регулирования на размер амортизации Энергоцентра с. Кальвица и сетей теплоснабжения, созданных за счет средств бюджетного финансирования.

В этой части правовая позиция суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 1 августа 2019 года № 75-АПА19-11.

Судом также установлено, что имущество, переданное в аренду АО «Сахаэнерго» налогообложению налогом на имущество не подлежит.

Так, Министерством финансов Российской Федерации в письме от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 разъяснено, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

В связи с указанным, суд приходит к выводу, что орган регулирования правомерно исключил из необходимой валовой выручки расходы общества на арендную плату, поскольку амортизация арендатору не начислялась, налоги на имущество, на землю и другие обязательные платежи собственником

имущества не уплачивались и, соответственно, не включались в арендную плату.

Следовательно, орган регулирования правомерно рассчитал заявителю размер тарифа, исключив расходы по арендной плате.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Сахаэнерго» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании не действующим в части постановление № 48 от 25 мая 2020 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), вырабатываемую Энергоцентром с. Новая Кальвица Кобяйского района РС(Я) АО «Сахаэнерго» на 2020 год», отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, внесено апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 17 сентября 2020 года.