НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 15.03.2022 № 7/2-71/2022

Судья Максимова В.Н. Дело № 7/2-71/2022

РЕШЕНИЕ

г. Якутск, 15 марта 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сунтарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 25 июня 2021 года и решение судьи Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года в отношении должностного лица - руководителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сунтарское лесничество» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

17 июня 2021 года заместителем прокурора Сунтарского района в отношении руководителя государственного казённого учреждения «Сунтарское лесничество» (далее - ГКУ «Сунтарское лесничество») ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сунтарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 25 июня 2021 года руководитель ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей в связи с неисполнением им мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров, утвержденного Главой Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2021 г., при тушении пожаров № ... в Сунтарском районе Республики Саха (Якутия), выразившегося в непривлечении соответствующих сил и средств при тушении лесного пожара.

Решением Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2021 года указанное постановление отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2021 года указанное решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда.

Постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Решением судьи Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года постановление административного органа изменено, из установочной части постановления исключено указание о наличии обстоятельств, отягчающих администртивную ответственность, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение. Указывает, что суд, исключив из постановления административного органа указание на обстоятельство отягчающее административную ответственность, оставил без изменения размер назначенного в максимальном размере административного штрафа – 40000 рублей. При этом не учел обстоятельство, смягчающее административную ответственность, совершение административного праввонарушения впервые. Выражает несогласие с привлечением его к административной ответственности. Полагает, что в материалах дела отсутствует объективное подтверждения того, что его действия (бездействие) привели к негативным последствиям в виде увеличения площади пожара. Считает, что им приняты все исчерпывающие меры по организации тушения лесных пожаров и в отсутсвие причинно-следственой связи между его действиями (бездействием) и наступившими последствиями, его вина не доказана.

В отзывае на жалобу Государственный инспектор Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору ФИО2 просит оставить постановление отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сунтарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 25 июня 2021 года и решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание ФИО1, извещенный судом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ, не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия привлекаемого лица.

В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) ФИО2 просила оставить постановление и решение суда первой инстанции без изменения, полагая их вынесенными законно и обоснованно.

В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. с жалобой не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя ФИО2, прокурора Маркову Д.Р, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 2 указанной статьи Кодекса предусмотрена ответственность, за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, влекущие наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 50.7, частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса в числе прочего подлежат охране от пожаров.

В соответствии с частью 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации план тушения лесных пожаров - документ, разрабатываемый органами государственной власти в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, определяющий:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.

Сводный план тушения лесных пожаров – документ, разрабатываемый для территории субъекта Российской Федерации на основе планов тушения лесных пожаров.

Согласно части 3 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.

Пунктом 8. Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 установлено, что организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации

16 марта 2021 года Главой Республики Саха (Якутия) утвержден Сводный план тушения лесных пожаров на территории республики на период пожароопасного сезона 2021 года (л.д.25-56).

В соответствии с подразделами 2,3,4 раздела III Сводного плана определены состав лесопожарных формирований, пожарной техники оборудования, перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены к тушению лесных пожаров.

Согласно Сводного плана к тушению лесного пожара в Сунтарском районе могут быть привлечены силы и средства в количестве 190 человек, 1 лесопожарная автоцистерна, 1 плуг ПКЛ, 4 бульдозера, 2 трейлера, 1 воздуходувка, 2 беспилотных летательных аппарата, 1 зажигательный аппарат, 2 гусеничных трактора, 32 мотопомпы, 30 бензопил, 16 колесных тракторов, 9 пожарных автоцистерн, 27 пожарных емкостей, 258 РЛО, 251 лопаты.

Согласно Сводного плана руководитель ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» ФИО1 назначен ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории МО «Сунтарский улус(район)»(л.д.31).

Целью создания ГКУ РС (Я) «Сунтарское лесничество» является осуществление управления в областииспользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории лесничества (пункт 2.2 Устава) (л.д.128).

В 2021 году, в целях недопущения массового возникновения лесных пожаров и иных ландшафтных (природных) пожаров на основании распоряжений Главы Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2021 г. № 201-РГ, от 14.10.2021 № 498-РГ с 27 мая 2021 года до 14 октября 2021 года на территории Республики Саха (Якутия) действовал особый противопожарный режим.

Распоряжением главы муниципального района «Сунтарский улус (район»)» от 14 мая 2021 года № Б-244 на территории муниципального района «Сунтарский улус (район»)» с 14 мая 2021 года введен особый противопожарный режим.

Из постановления прокурора Горного района о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 июня 2021 года следует, что при тушении обнаруженного 31.05.2021 года в 16 ч. 45 м. на территории МО «Тюбяйский наслег» (Эльгяйское участковое лесничество квартал 68 выдел 14) лесного пожара № ... площадью 10 га, в том числе лесной - 10 га, 4 класса природной пожарной опасности лесов лесных пожаров были допущены просчеты и недостатки в планировании, организации и привлечении необходимых сил и средств, а также факты, ненадлежащего проведения организации тушения лесных пожаров, в том числе путем привлечения мобилизационных групп и лесопожарной техники.

В условиях увеличения площади лесного пожара надлежащая работа по привлечению сил и средств, координация работы лесопожарных служб и органов местного самоуправления не проведена. Характер лесного пожара, скорость его увеличения, требовало привлечения дополнительных сил и средств, имевшиеся в первые 2 дня силы – 130 человек, 3 трактора, 5 легковых а/м, 1 пож. а/м, 1 моторная лодка, 66 РЛО, 2 бензопилы, 3 мотопомпы, 1 плуг не обеспечили надлежащее тушение лесного пожара. Лесной пожар был локализован 06 июня 2021 года и ликвидирован 08 июня 2021 года, при этом его площадь возросла более чем в 12 раз до 125 га. За период с 31 мая 2021 года по 06 июня 2021 года на тушение пожара не задействована 1 воздуходувка, которая заложена в Сводном плане, а моторная лодка задействована с 01 июня 2021 года. Недостаточное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря на тушение лесного пожара повлекло прирост площади пожара, тем самым, руководителем ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» не исполнены требования федерального законодательства в части привлечения сил и средств, координации работы лесопожарных служб и органов местного самоуправления.

17 июня 2021 года заместителем прокурора Сунтарского района РС(Я) постановлением в отношении руководителя ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ.

Установлено, что у лесничего ГЛУ РС(Я) «Горное лесничество» ФИО1 имелась объективная возможность для привлечения сил средств со стороны органов местного самоуправления, иных служб для привлечения необходимого количества оборудования и техники (РЛО, плуги ПКЛ и другого).

Признавая должностное лицо – руководителя ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ должностное лицо административного органа пришел к выводу о том, что что руководителем ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество» в условиях увеличения площади лесного пожара надлежащая работа по привлечению сил и средств, координация работы лесопожарных служб и органов местного самоуправления не проведена и своим бездействием он совершил невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации в условиях особого противопожарного режима.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2021; копией приказа № ... от 11.01.2021 о назначении ФИО1 лесничим ГКУ РС (Я) "Сунтарское лесничество"; формой сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утвержденной Главой Республики Саха (Якутия), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, исследовав представленные материалы, пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица состава вмененного ему правонарушения, и доказанности вины должностного лица во вмененном ему правонарушении с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.

При этом, суд первой инстанции исходя из положения части 2 статьи 4.3 КоАП РФ пришел к правильному выводу об исключении из постановления административного органа указанное в качестве обстоятельства отягчающего административную ответственность совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия, та как указанное обстоятельство предусмотрено в качестве квалифицирующего признака по части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, доводы заявителя об исполнении исчерпывающих мер по организации лесных пожаров и недоказанности вины ФИО1 в увеличении площади пожара, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.32.3 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку согласно сводного плана, ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия) является лесничий ФИО1 Соответственно, являясь ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории муниципального района и руководителем ГКУ РС(Я) «Сунтарское лесничество», которым надлежащая работа по привлечению сил и средств, координации работы лесопожарных служб и органов местного самоуправления не проведена, ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности, за не привлечение соответствующих сил и средств, предусмотренных Сводным планом при тушении лесного пожара.

Численность сил и средств, предусмотренных Сводным планом при возникновении лесного пожара № ... должна была определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Не принятие своевременных и достаточных мер для тушения этих пожаров ответственным лицом ФИО1 в период с 31 мая 2021 года по 08 июня 2021 года привело к увеличению площади лесного пожара № ... - с 10 га до 134 га.

Вместе с тем, полагаю обоснованным довод об отсутствии оснований для применения максимального размера административного штрафа в отсутствие отягчающих обстоятельств.

Руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывая отсутствие обстоятельст отягчающих административную ответственность и наличие смягчающего обстоятельства – совершение административного правонарушения впервые полагаю возможным изменить постановление административного орган и решение суда первой инстанции в части назначенного наказания, назначив админи стративный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ – 25000 рублей.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сунтарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) № ... от 25 июня 2021 года и решение судьи Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2022 года в отношении должностного лица - руководителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сунтарское лесничество» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

снизить размер назначенного должностному лицу ФИО1 административного штрафа до 25 000 рублей.

В остальной части состоявшиеся акты по делу об административном правонарушении оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики ФИО3 Никодимов