НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 15.03.2018 № 7/2-73/2018

Судья Билюкина И.Г. Дело № 7/2-73/2018

РЕШЕНИЕ

город Якутск 15 марта 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» Борисова Г.И. на решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2017 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум»,

установил:

Постановлением № ... заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Н. от 10 мая 2017 года Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» (далее ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 57 128,30 руб.

Решением Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 12 июля 2017 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, законный представитель ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» Борисов Г.И. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отмене постановления и отмене штрафа.

Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 материалы №№ ... от 10 мая 2017 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» объединены в одно производство.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 года постановления заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) №№ ..., решения Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 12 июля 2017 года и 13 июля 2017 года изменены, административное наказание по ст.15.14 КоАП РФ на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ назначено в виде административного штрафа в размере 134 011,29 руб.

Постановлением и.о. Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2017 г. указанные определение и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2017 г. отменены, дело об административном правонарушении в отношении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» направлено на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании представители лица, в отношении которого ведется производство по делу, ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» Петров В.Н., Стручкова Р.Р. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят отменить постановление административного органа и решение суда, производство по делу прекратить. Кроме того, пояснили, что в настоящее время Борисов Г.И. уволен с должности ******** ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум», в подтверждение представила приказ Министра образования и науки РС (Я) о назначении ******** ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» от 14.09.2017 № ....

Представитель Министерства финансов РС (Я) Егоров Н.В. с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу, Петрова В.Н., действующего на основании Приказа Министерства образования и науки РС (Я) от 11.12.2017 г., Стручковой Р.Р., действующей на основании доверенности от 05.03.2018 г., представителя Министерства финансов РС (Я) Егорова Н.В., действующего на основании доверенности от 07.08.2017 г., свидетеля М., представляющего интересы министра образования и науки РС (Я) на основании доверенности от 19.01.2018 г., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу ст.38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно ст.69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии с п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведена выездная проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания, использования средств, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение государственного задания и на иные цели за период в 2015 -2016 годы и истекший период 2017 года в отношении ГБПОУ «Транспортный техникум», в ходе которой установлено следующее.

15 января 2016 года между Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) (учредитель) и ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» (учреждение) заключено Соглашение № ... о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), согласно пункта 1 которого, предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в размере .......... рубль.

В соответствии с п. 2.3.1 Соглашения, учреждение обязалось осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании.

Утвержденное государственное задание ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» на 2015 год включает в себя оказание трех государственных услуг:

- реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена на базе среднего общего образования по укрепленной группе направлений подготовки и специальностей;

- реализация дополнительных общеразвивающих программ;

- обеспечение жилыми помещениями в общежитиях.

В соответствии с п.15 Постановления Правительства PC (Я) от 13.10.2015 №370 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Постановление № 370), базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из базового норматива:

а) затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

б) затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

При определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), в том числе постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. № 218 «О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. № 219 «О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)», а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере (далее - стандарты услуги).

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются: затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (далее - начисления на выплаты по оплате труда); затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

В соответствии с п.19 Постановления №370, в базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи); затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества; суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги; затраты на прочие общехозяйственные нужды.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки в отношении ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум», проведенной с 22 марта 2017 года по 21 апреля 2017 года на основании приказа Министра финансов РС (Я) от 20.03.2017 г. № ... установлено, что в 2016 году ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) по бюджетной классификации 225 «работы, услуги по содержанию имущества» осуществлены капитальные вложения в основные средства в размере .......... руб.

1. На основании локальной сметы № ... от 14 июля2016 года и договора б/н с ИП С. на сумму .......... руб. возведен фундаментздания учебного полигона.

Денежные средства перечислены платежным поручением № ... от 14 июля 2016 года на основании выставленного счета № ... от 14 июля 2016 года. Между сторонами 31 июля 2016 года составлен акт о приемке выполненных работ № ....

2. На основании локальной сметы № ... от 14 июля 2016 года и договора б/н с ИП С. на сумму .......... руб. произведеныстроительные работы (установка стоек, обвязка из брусьев, обшивкакаркасных стен досками, устройство перекрытий, установка кровельразличных типов из металлочерепицы и др.) в здании учебного полигона.

Денежные средства перечислены платежным поручением № ... от 14 июля 2016 года на основании выставленного счета № ... от 14 июля 2016 года. Между сторонами 31 июля 2016 года составлен акт о приемке выполненных работ № ....

Также проверкой установлено, в 2016 году за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных слуг (выполнения работ) по статье бюджетной классификации 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» осуществлены капитальные вложения в основные средства: приобретены строительные материалы для строительства учебного полигона для хранения инвентаря на общую сумму .......... руб., в том числе:

На основании договора от 13 мая 2016 года у ИП Р. приобретены доски обрезные на общую сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 13 мая 2016 года).

На основании договора от 06 июля 2016 года № ... с ЗАО «********» приобретен пенополистерол на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 06 июля 2016 года).

На основании договора от 14 июня 2016 года б/н с ИП В. приобретены краски, эмали, кисти, валики на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 07 июля 2016 года).

На основании договора от 29 июня 2016 года б/н с ИП Ф. приобретены трубы, арматуры, сетки кладочные на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 07 июля 2016 года).

На основании договора от 26 мая 2016 года б/н с ИП В. приобретены саморезы, профили и др. на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 07 июля 2016 года).

На основании договора от 07 июля 2016 года б/н с ИП И. приобретены профлисты на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 07 июля 2016 года).

На основании договора от 13 июля 2016 года б/н с ИП И. приобретены окна ПВХ на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 14 июля 2016 года).

На основании договора от 13 июля 2016 года б/н с ИП И. приобретены изоспаны, саморезы и др. на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 14 июля 2016 года).

На основании договора от 28 июля 2016 года б/н с ИП И. приобретены изовер и комплект откосов на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 29 июля 2016 года).

На основании договора от 29 июля 2016 года б/н с ИП Б. приобретены дверина сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 29 июля 2016 года).

На основании договора от 10 августа 2016 года б/н с ИП И. приобретены фанеры, краски на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 10 августа 2016 года).

На основании договора от 09 августа 2016 года № ... с ИП П. приобретены пленки, провода и др. на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 10 августа 2016 года).

На основании договора от 24 августа 2016 года б/н с ИП Ф. приобретены ДВП, изоспаны и др. на сумму .......... руб. (платежное поручение № ... от 24 августа 2016 года), и другие.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2013 года № 2443 утверждена Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014-2019 годы».

В перечень объектов капитального строительства, финансируемых в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования на 2014 - 2019 годы» по интенсивному варианту здание учебного полигона ГБПОУ РС (Я) «********» не включено.

Не включено здание учебного полигона ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» и в Инвестиционную программу развития Республики Саха (Якутия) на 2015 год, утвержденную постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2014 года № ....

Данные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами имеющиеся в материалах дела, которые получили оценку суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение указанного выше Соглашения произведено нецелевое использование субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) на строительство здания учебного полигона для хранения инвентаря и приобретение строительных материалов (капитальные вложения в основные средства) на общую сумму .......... руб.

Факт совершения ГБПОУ PC (Я) «Транспортный техникум» вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; выпиской из акта выездной проверки от 21 апреля 2017 года; соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15 января 2016 года; заключенными договорами, актами приема-передачи, платежными поручениями.

Доводы жалобы относительно выводов о виновности ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» в совершении правонарушения не опровергают, фактически сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым ранее была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Таким образом, действия ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум» в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ и является минимальным, а именно пять процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления административного органа и решения суда не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2017 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Транспортный техникум» - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева