НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 13.02.2020 № 3А-17/20

Дело № 3а- 17/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 13 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Яковлевой Н.А.,

с участием прокурора Марковой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Саха (Якутия) о признании недействующим постановление Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 25 октября 2019 года № 119 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП «ЖКХ» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) на 2019 год»,

установил:

25 октября 2019 г. Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее ГКЦ РС(Я)) постановлением №119 установил тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую Государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Саха (Якутия) (далее ГУП «ЖКХ» РС(Я)) потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на 2019 год, которое было опубликовано на официальном сайте httr://tdb.regportal-tariff/ru (база тарифных решений).

С указанным постановлением №118 ГУП «ЖКХ» РС(Я) не согласилось, поскольку при расчете нормативной численности работников скважины «********» ГКЦ РС(Я) не принял в состав необходимой валовой выручки расходы на оплату труда работников нормативной численностью 8,537 единиц. В состав необходимой валовой выручки ответчиком включены расходы на оплату труда работников 942,29 тыс. исходя из 1,9 единиц работников скважины.

В связи с указанным ГУП «ЖКХ» РС(Я) обратилось в суд с данным иском и просит отменить постановление ГКЦ РС(Я) по следующим основаниям.

По мнению истца, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП «ЖКХ РС (Я)» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район)» РС (Я) на 2019 год, установлены с нарушением принципов регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», пунктов 38, 41 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, заявленные суммы расходов по статьям затрат неправомерно уменьшены, поскольку при определении расходов на оплату труда не была учтена среднесписочная нормативная численность работников скважины «********», рассчитанная предприятием с учетом Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 N 66 (далее - Рекомендации Госстроя N 66, Приказ Госстроя № 66) и положений трудового законодательства.

Нормативная численность работников скважины «********» принята органом регулирования в количестве 1,90 (1,23 машиниста, 0,10 водораздатчика, 0,57 обходчика) против заявленных предприятием 8,537 единиц (5,534 машиниста, 0,686 водоразтатчика, 0,726 обходчика, 0,865 слесаря- ремонтника, 0,629 слесаря КИПиА, 0,097 начальника участка). Расчет численности приведен в Приложении № 1 к исковому заявлению. Перечень должностей, приведенный в расчете, соответствует перечню, указанному в Приказе Госстроя № 66.

В судебном заседании представители административного истца Самсонова Н.В.. и Порциян Л.В., имеющие высшее юридическое образование и действующие на основании соответствующих доверенностей, поддержали иск по изложенным в ней основаниям, просят его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Алексеева С.К., имеющая высшее юридическое образование и действующая на основании доверенности, с требованиями административного истца не согласилась и пояснила, что органом регулирования предложенная численность не была принята ввиду отсутствия данных по фактической численности персонала. Регулируемой организацией не были представлены формы федеральной статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»; данные по фактическому замещению должностей с указанием должностных обязанностей служащих; данные по заключенным трудовым договорам; иные материалы, подтверждающие наличие трудоустроенных в водопроводном хозяйстве Витимского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» штатных единиц. Таким образом, определить фактическую численность работников не представлялось возможным, в связи с чем численность работников скважины «********» определена согласно приказу Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства», исходя из производительности насосной станции, протяженности водопроводных сетей, количества обслуживаемых сооружений и оборудования. При этом, ввиду значительного отклонения фактических числовых значений технических показателей объектов водоснабжения от предельных, предусмотренных Рекомендациями № 66 нормативная численность определена методом интерполяции равной 1,90 штатных единиц. Применив метод интерполяции орган регулирования исключил экономически необоснованные затраты из НВВ регулируемой организации.

В судебном заседании по ходатайству представителей истца был допрошен в качестве свидетеля А., начальник отдела труда и заработной платы ГУП «ЖКХ РС(Я)», который пояснил, что нормативная численность персонала скважины «********» предприятием была определена в количестве 8,54 штатных единиц. Расчет был произведен исходя из Рекомендаций, утвержденных Приказом Госстроя № 66 от 22.03.1999 (таблица 16, пункт 2.2.1). Органом регулирования была принята нормативная численность 1,90, поскольку этот орган разделил численность персонала пропорционально относительно мощности насосной станции, не соблюдая установленного норматива. Предприятием только машинистов насосной установки запрашивалось 5,5, тогда как на скважине должны работать еще и слесари- ремонтники. Нормативная численность слесарей определена в таблице 22 вышеназванных Рекомендаций и составляет, как минимум, 3 человека. Указывает, что при такой численности персонала, какая установлена органом регулирования предприятие не сможет соблюдать требования трудового законодательства.

По ходатайству представителя ответчика в качестве свидетеля был допрошен С., главный специалист Департамента регулирования организации коммунального комплекса РС(Я). Из пояснений свидетеля следует, что расчет нормативной численности персонала произведен с учетом Рекомендаций, утвержденных Приказом Госстроя № 66 от 22.03.1999 (таблица 16, пункт 2.2.1) с применением метода интерполяции. При этом принимались показатели технических параметров, то есть производительность насоса, протяженность сетей, количество ёмкостей. В Таблице 16 Рекомендаций приведены предельные значения производительности насосных станций, то есть если производительность – до 15 м3 в сутки, то машинистов предусмотрено 5-6. В данном случае производительность насоса 2,2 м3 в сутки, она расположена в котельной, там же скважина. То есть в одну скважину, расположенной на территории котельной, погружен один насос, который работает автоматически. Следить за работой насоса могут операторы котельной, работающие круглосуточно, за определенную доплату, необходимости в 5 машинистах для работы на одном насосе не имеется. Согласно Примечанию к пункту 2.2.7 (Таблица 22) при расположении скважин на территории насосной станции дополнительное число рабочих, необходимое для эксплуатации подземных водозаборов, не предусматривается, так как в этих случаях их обслуживание производится персоналом насосной станции. Также указывает, что согласно пункту 2.2.6 Рекомендаций дополнительное число слесарей-ремонтников насосных станций предусмотрена только для отдельно стоящих насосных установок.

При дополнительном допросе свидетель С. пояснил, что ввиду значительного отклонения фактических числовых значений технических показателей объектов водоснабжения от предельных, определенных в Рекомендации № 66, а именно ввиду того, что объём фактической реализации воды Витимским филиалом ГУП «ЖКХ РС(Я)» составляет 18,17 тыс.куб.м. в год, то есть 0,05 тыс. куб.м в сутки, что ниже в 300 раз предельных значений, нормативная численность персонала скважины «********» определена с применением метода интерполяции, допускаемой приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68. Метод интерполяции применяется в случае, если числовые значения отличаются от предельных интервалов. При производительности насосной установки в 2,52 тыс. куб.м в сутки, что ниже в 6 раз определенной Рекомендациями № 66 предельной производительности, не может быть принята численность машинистов 5 единиц, при протяженности сетей в 5 с лишним раз короче – обходчика 3 шт. ед., при объеме поднимаемой воды в 500 раз меньше – начальника 2 шт. ед.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, а также прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему выводу.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения в сфере отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О водоснабжении и водоотведении"к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Полномочия органа регулирования тарифов на территории Республики Саха (Якутия) осуществляет Государственный комитет по ценовой политике, действующий на основании соответствующего Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 г. № 468.

Согласно п. 3.1.21. Положения Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) осуществляет, в том числе, полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, указанные в статье 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 2 статьи 31 названного закона регулированию подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

25 октября 2019 г. Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее ГКЦ РС(Я)) постановлением №119 установил тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую Государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Саха (Якутия) (далее ГУП «ЖКХ» РС(Я)) потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район)» Республики Саха (Якутия) на 2019 год. Постановление № 119 было опубликовано на официальном сайте httr://tdb.regportal-tariff/ru (база тарифных решений).

Согласно приложению к названному постановлению одноставочный тариф на питьевую воду с 01 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. для прочих потребителей установлен в размере 125,89 руб./м3, для населения (с учетом НДС) 151,07 руб./м3.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

ГУП «ЖКХ» РС(Я) является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории муниципального образования «поселок Витим» Ленского района РС(Я) регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании заявления ГУП «ЖКХ» РС(Я) приказом ГКЦ РС(Я) открыто дело об установлении тарифов, выборе метода регулирования тарифов; также специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных предприятием документов и подготовлено экспертное заключение, согласно которому указанные тарифы установлены с применением метода экономически обоснованных затрат, при установлении тарифов на 2019 г. в составе НВВ предприятия снижены затраты по статье расходы на оплату труда.

Органом регулирования при установлении тарифа на питьевую воду выбран метод регулирования - метод экономически обоснованных затрат, исходя из того, что оспариваемый тариф установлен впервые, поскольку потребителям поселка Витим Ленского района РС(Я) ГУП «ЖКХ» РС(Я) отпускает питьевую воду с октября 2019 года.

Обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением, ГУП «ЖКХ» РС(Я) указывало на допущенное тарифным органом нарушение порядка расчета расходов на оплату труда, что привело к установлению экономически необоснованных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

Предприятием был представлен расчет расходов на оплату труда работников скважины «********» исходя из нормативной численности 8,537 единиц. В подтверждение расчета было представлено штатное расписание и расчет нормативной численности работников водопроводного хозяйства.

Из экспертного заключения следует, что учтено 1,9 штатных единиц основного персонала водопроводного хозяйства, в том числе 1,6 шт.ед. машиниста насосных установок, 0,71 шт.ед. обходчика, 0,13 шт. ед. водораздатчика, 0,005 шт. ед. начальника участка. Ввиду значительного отклонения фактических числовых значений технических показателей объектов водоснабжения от предельных, предусмотренных Рекомендациями № 66 по нормированию труда работников, нормативная численность определена методом интерполяции согласно таблице, приведенной в экспертном заключении. Выведены пропорции: 5 х 2,52/15 = 0,84, с учетом коэффициента невыходов -1,06, где 5 – нормативная численность, указанная в Таблице 16 Рекомендаций № 66 при производительности насосных станций до 15 тыс. куб.м. в сутки, 2,52 тыс. куб. м. в сутки- фактическая производительность насосной установки Витмского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)».

Размер фонда оплаты труда определяется согласно Методическим указаниям с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52 Основ ценообразования).

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

В приложении 2.2 Методических указаний предусмотрено, что при расчете расходов на оплату труда применяется среднесписочная численность.

Согласно данным предприятия среднесписочная нормативная численность работников водопроводного хозяйства по Витимскому филиалу составила 8,537 единиц (5,534 машиниста, 0,686 водораздатчика, 0,726 обходчика, 0,865 слесаря-ремонтника,0,629 слесаря КИПиА, 0,097 начальника участка).

Нормативная численность работников скважины «********» принята органом регулирования в количестве 1,90 (1,23 машиниста, 0,10 водораздатчика, 0,57 обходчика).

При этом, как истец, так и ответчик в обоснование установления нормативной численности ссылается на приказ Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Пунктом 2.2.1 « Насосные станции водопровода» Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя России от 22.03.99 № 66 предусмотрен примерный перечень работ, а также примерный перечень профессий: Машинист насосных установок, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-ремонтник. Установлено, что при производительности насосной станции до 15 тыс. куб.м. нормативная численность работников составляет 5-6 штатных единиц.

Исходя из Примечания к пункту 2.2.7 «Водозаборы подземных вод» Рекомендаций № 66, которым предусмотрено что при расположении скважин на территории насосной станции дополнительное число рабочих, необходимое для эксплуатации подземных водозаборов, не предусматривается, так как в этих случаях их обслуживание производится персоналом насосной станции, орган регулирования не предусмотрел дополнительное число рабочих для обслуживания скважины «********». Скважина «********» расположена на территории насосной установки, которая, в свою очередь, расположена на территории котельной.

При определении нормативной численности работников насосной станции, тарифный орган применил метод интерполяции. Применение метода интерполяции орган регулирования обосновывает ссылкой на значительное отклонение фактических числовых значений технических показателей объектов водоснабжения от предельных, предусмотренных Рекомендациями № 66 по нормированию труда.

Возможность применения метода интерполяции предусмотрено пунктом 1.13 приказа Госстроя Российской Федерации от 03 апреля 2000 г. N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий" (далее – Рекомендации № 68), в соответствии с которым если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Орган регулирования указывает, что числовые значения, представленные регулируемой организацией значительно отличаются от предельного интервала, установленного Рекомендациями № 66. Так, предельный интервал производительности насосной станции по Рекомендациям № 66 – 15 тыс. куб. м. в сутки. Производительность насосной установки Витимского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я) – 2, 52 тыс. куб. м., что ниже в 6 раз определенной Рекомендациями № 66 предельной производительности, протяженность сетей в 5 с лишним раз короче нормативной, объем поднимаемой воды в 500 раз меньше норматива. Указанные выводы органа регулирования истцом не оспариваются.

Суд приходит к выводу, что применение органом регулирования метода интерполяции в данном случае обоснованно. Установлено, что работает одна насосная установка, которая качает воду из одной скважины, расположенной в котельной. Производительность установки 2,52 тыс. куб. м. в сутки. Вывод органа регулирования о том, что для обслуживания установки с такой производительностью нет необходимости в 5 машинистах, представляется обоснованным.

Довод представителей истца, что Рекомендации № 68 не подлежат применению в данном случае, поскольку ими установлены нормативы для электроэнергетических предприятий, не может служить основанием для вывода о необоснованном применении метода интерполяции органом регулирования, поскольку речь идет об общих подходах тарифного регулирования.

В соответствии с пунктами 4 и 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении к числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения относятся достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Определение расходов на оплату труда работников скважины «********» ГУП «ЖКХ РС(Я) с учетом предложенного регулируемой организацией среднесписочного состава 8, 537 шт. ед. приведет к необоснованному росту тарифов для потребителей ГУП «ЖКХ РС(Я)», и, соответственно несоблюдению принципов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Республики Саха (Якутия) к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании недействующим постановление от 25 октября 2019 года № 119 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую ГУП «ЖКХ» потребителям муниципального образования «поселок Витим» МР «Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) на 2019 год» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2020 года.