НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 11.05.2021 № 3А-26/2021

Дело № 3а-26/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 11 мая 2021 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Слепцовой Е.Д.,

с участием прокурора Рязанской А.Д.,

представителя административного истца Павловой Е.В., представителя административного ответчика Стручковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «РНГ» о признании недействующим Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) №01-05/1-550 от 28.08.2020 «Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации», в части,

установил:

АО «РНГ» обратилось с вышеуказанным административным исковым заявлением к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Минприроды РС(Я), в котором просит признать недействующим Приказ Минприроды РС(Я) №01-05/1-550 от 28.08.2020 «Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Приказ №01-05/1-550) в части его применения к договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, взыскать с Минприроды РС(Я) государственную пошлину в размере 4500 руб. В обоснование ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, в которой он устанавливает региональный коэффициент для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не соответствует Лесному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади земельного участка, находящегося в федеральной собственности». Указывает, что в силу статьи 73, 81, 82, 83 Лесного кодекса РФ ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены Правительством РФ, такое полномочие органу государственной власти субъектов РФ не передано. АО «РНГ» имеет лицензию на разведку и добычу природного сырья на территории Мирнинского района РС(Я), между административным истцом и административным ответчиком заключен договор аренды лесных участков. Согласно расчету, при определении арендной платы, в том числе применен региональный коэффициент равный 1,5, который не должен применяться к лесным участкам, находящимся в федеральной собственности. Применение указанного коэффициента увеличивает затраты арендатора лесных участков - административного истца и нарушает его права.

В отзыве на административный иск и дополнении к отзыву представитель административного ответчика выражает несогласие с исковыми требованиями. Указывает, что Минприроды РС(Я) является органом государственной власти субъекта РФ, исполняющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории РС(Я). Приказ №01-05/1-550 принят в целях совершенствования экономических методов управления лесопользованием, привлечения дополнительных источников финансирования затрат на осуществление полномочий в области лесных отношений. Данный приказ направлялся в Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я), и предписаний и решений об его отмене не принималось.

В отзыве ответчик также указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом не вносятся изменения ни в формулу расчета минимального размера арендной платы, ни в ставки, определяемые постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310. Федеральным законодательством не запрещено органу исполнительной власти субъекта РФ устанавливать повышающие коэффициенты к минимальному размеру арендной платы лесного участка. Напротив, Бюджетным кодексом РФ, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 23.09.2019 №118 предусмотрена возможность установления превышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы, формирование неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда. Типовой формой договоров аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30.07.2020 №542, предусмотрено разделение платы на федеральный и региональный бюджеты. Ответчик со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ указывает, что орган государственной власти субъектов РФ в рамках осуществления полномочий по предоставлению в аренду лесных участков также определяет размер арендной платы. Считает, что статьей 73 Лесного кодекса РФ не установлено, что арендная плата должна быть равна минимальному размеру. В соответствии с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ с 04.02.2021, федеральные органы исполнительной власти в настоящее время не уполномочены устанавливать дополнительные коэффициенты к минимальному размеру арендной платы за лесной участок. Минприроды РС(Я) устанавливает коэффициент как арендодатель при

реализации переданного им полномочия по предоставлению в аренду лесных участков.

В возражении на отзыв представитель административного истца ссылается на то, что действующим в настоящее время Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.12.2020 №1205 определен закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений. В данном перечне отсутствует полномочие органов государственной власти субъектов РФ по установлению регионального коэффициента к размеру арендной платы. Приказом Рослесхоза от 23.09.2019 №1184, утратившим силу, на который ссылается административный истец, такое полномочие также не было передано. Оспаривая доводы административного истца указывает, что типовая форма договора лесного участка предусматривает взимание арендной платы в минимальном размере, применение иных коэффициентов формой типового договора не предусмотрено. Органы государственной власти субъектов РФ заключают договоры аренды лесных участков по типовой форме без права внесения изменений. Как видно из представленного договора № ... от 18.01.2021, расчет арендной платы противоречит условиям договора об определении арендной платы на основе минимальной арендной платы с поправкой на коэффициент на соответствующий календарный год. Считает, что отсутствие денежных средств в региональном бюджете не является основанием для установления дополнительного экономического бремени на арендаторов.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении и в возражениях на отзыв ответчика, основаниям. Просит удовлетворить иск, признать оспариваемый нормативный акт недействующим в части, с момента его принятия.

Представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований по изложенным в письменном отзыве основаниям.

Прокурор дал заключение об удовлетворении требований истца, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, поскольку принят с превышением полномочий и нарушает права истца.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Указом Главы РС(Я) от 03 октября 2018 г. № 39 утверждено Положение о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) и его коллегии. Согласно Положению Минприроды РС(Я) является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в том числе в области лесных отношений (абзац 2 п. 1.1 Положения).

К полномочиям Министерства в области лесных отношений отнесено предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (п. 3.11.20.4), заключение договоров аренды лесных участков (п. 3.11.20.7), администрирование неналоговых платежей за пользование лесным фондом (п. 3.11.20.16), на осуществление иных полномочий, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) (п. 3.11.22).

28 августа 2020 г. заместителем Министра Минприроды РС(Я) издан Приказ №01-05/1-550 об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ, вместе с Порядком применения регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.

Приказом №01-05/1-550 утвержден региональный коэффициент индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ, в размере 1,5 и порядок его применения в Приложении №1 к указанному Приказу.

Согласно Приложению N 1 региональный коэффициент применяется к договорам аренды лесного участка, которые в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ заключаются без проведения торгов. Региональный коэффициент применяется следующим образом: Арендная плата1 = минимальный размер арендной платы2 * 1,53, где: 1 - арендная плата по договору аренды лесного участка в год. 2 - минимальный размер арендной платы лесного участка, определяемый в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, уплачиваемый в федеральный бюджет. 3 - региональный коэффициент, утвержденный настоящим приказом, уплачиваемый в бюджет РС(Я).

Указано, что Приказ №01-05/1-550 издан на основании статьи 434 Гражданского кодекса РФ, статьи 57 Бюджетного кодекса РФ, статьи 83 Лесного кодекса РФ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1184 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов", пунктов 3.11.11, 3.11.18, 3.11.20.4, 3.11.20.9, 3.11.20.16 Положения Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2018 года N 39.

Оценив содержание Приказа №01-05/1-550, суд считает, что он обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, поскольку он издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые подлежат неоднократному применению; направлен на урегулирование лесных правоотношений.

Нормативный правовой акт опубликован 17 сентября 2020 г. в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Судом установлено, что Управлением по недропользованию по РС(Я) АО «РНГ» выдана лицензия серии ***№ ... НЭ от 03 сентября 2015 года сроком до 31 декабря 2029 г. для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр на территории Мирнинского района РС(Я).

18 января 2021 г. между Минприроды РС(Я) (Арендодатель) и АО «РНГ» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых № ..., по условиям которого Арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Согласно п. 2.1 арендная плата по договору составила в 2021 г. – .......... руб. в год, в 2022 г. – .......... руб., в 2023 – .......... руб. Арендная плата определена в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ на основе минимального размера арендной платы.

Расчет арендной платы приведен в Приложении №3 к договору № .... При расчете арендной платы применены следующие коэффициенты: 1,5*2*2,35*1,5.

Полагая незаконным при расчете арендных платежей применение регионального коэффициента в размере 1,5, установленного Приказом №01-05/1-550, АО «РНГ» обратилось с настоящим административным иском в суд.

В силу пунктов "д" и "к" части 1 "статьи 72 Конституции РФ природопользование и лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам "д", "з" статьи 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (подпункт "г" части 1 статьи 114 Конституции РФ).

В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации право предоставлять лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (подпункт 1 части 1).

Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 настоящей статьи для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Вопрос об определении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности урегулирован Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление Правительства РФ №310) в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса РФ.

Толкование вышеприведенных положений норм права позволяет сделать вывод, что правом устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды, наделено только Правительство Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации правом устанавливать ставки арендной платы в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не наделен.

Проанализировав вышеназванные нормы во взаимосвязи, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что, утверждая региональный коэффициент индексации минимального размера арендной платы в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вышел за пределы предоставленных ему полномочий.

В пункте 2 статьи 82 Лесного кодекса РФ прописано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды

Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочен устанавливать ставки арендной платы в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, а в отношении земель лесного фонда не наделен таким правом. Ставки арендной платы за пользование лесным участком, находящимся в федеральной собственности, уполномочено устанавливать только Правительство Российской Федерации.

Являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что согласно внесенным изменениям в Лесной кодекс РФ, исключены полномочия федеральных органов исполнительной власти по установлению ставок платы за аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности.

Действительно, до 04.02.2021 статьей 81 Лесного кодекса РФ было определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды (пункт 27). Согласно внесенным Федеральным законом от 04.02.2021 N 3-ФЗ изменениям вышеназванный пункт 27 из статьи 81 Лесного кодекса РФ исключен. Между тем пункт 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ изложен в следующей редакции: «к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления».

Нельзя согласиться с утверждением административного ответчика о том, что Минприроды РС(Я), являясь Арендодателем, вправе устанавливать дополнительный коэффициент в отношении земель лесного фонда. Данное полномочие органу исполнительной власти субъекта не передано. Минприроды РС(Я), осуществляя полномочия по распоряжению лесным фондом исполняет не собственные полномочия, а полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральной собственностью. Установление регионального коэффициента для аренды земель лесного фонда не соответствует Постановлению Правительства РФ №310 и части 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ.

Поскольку оспариваемый Приказ 01-05/1-550 в части применения регионального коэффициента в отношении федеральной собственности принят уполномоченным органом за пределами его компетенции, противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, регулирующего лесные правоотношения, то административный иск подлежит удовлетворению, оспариваемый нормативный правовой акт в этой части должен быть признан недействующим.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Приказ 01-05/1-550 не применялся, арендная плата в установленном данным Приказом размере не оплачивалась. В связи с указанным, суд приходит к выводу о признании оспариваемого акта недействующим с момента его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно платежному поручению ПАО «Росбанк» административным истцом уплачена государственная пошлина за подачу административного иска в размере 4500 руб. Принимая во внимание указанное, суд взыскивает с административного ответчика – Минприроды РС(Я) в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «РНГ» к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) №01-05/1-550 от 28.08.2020 «Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации», в части его применения к договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, с момента его принятия.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.

Взыскать с административного ответчика Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в пользу административного истца акционерного общества «РНГ» государственную пошлину в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РС(Я): З.С.Дьяконова

Решение суда принято в окончательной форме 11 мая 2021 года.