Судья Кочкина А.А. Дело № 7/2-786/18
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 08 ноября 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Местниковой С.А., единолично
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу, Матвеева С.И. на решение Якутского городского суда РС(Я) от 11 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» Матвеева Семена Ивановича,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) ФИО5 от 20 июня 2018 года № ...А по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» Матвеева Семена Ивановича оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителя Якутского УФАС России Петуховой М.Н., представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Николаева В.И., суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) ФИО5 от 20 июня 2018 года № ...А должностное лицо - директор ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» Матвеев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Якутского городского суда РС(Я) от 11 сентября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Матвеев С.И. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене постановления административного органа, решения суда в связи с тем, что ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» финансируется за счет средств государственного бюджета РС(Я). Нарушение сроков оплаты по контрактам допущено по независящим от должностного лица обстоятельствам. Надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие введения режима экономии средств государственного бюджета РС(Я). Считает, что производство по делу подлежит прекращению в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку им, как руководителем, предпринимались все меры по исполнению условий контракта.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав пояснения участников процесса, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из материалов дела следует, что 01.11.2017 между ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» и ИП ФИО7 заключен государственный контракт N 19 на выполнение работ по возведению забора с ценой в размере 385 000 руб.
В силу п. 3.5 названного государственного контракта оплата производится в течение 20 дней со дня подписания акта приема-передачи товара.
03.11.2017 между сторонами подписан Акт о приемке выполненных работ, то есть оплата выполненных работ должна быть произведена не позднее 23.11.2017.
Платежное поручение № ... на сумму 385 000 руб. сформировано заказчиком и направлено для оплаты только 22.12.2017 (с нарушением срока).
27.03.2017 между ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» и ГБУ ФИО10 заключен государственный контракт № ...-Л4-Э-1 на предоставление эксплуатационных услуг в административном здании с ценой в размере 4 243 317,12 руб.
Согласно п. 3.3 контракта оплата пользователем оказанных услуг производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на основании выставленного счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг на лицевой счет балансодержателя.
Акты о приемке выполненных работ подписаны сторонами 31.10.2017, 30.11.2017, 25.12.2017 на общую сумму 353 609,76 руб. Платежные поручения №№ ...,№ ... на сумму 353 609,76 руб. каждый сформированы заказчиком и направлены для оплаты только 22.12.2017, то есть также по истечении установленного срока.
15.03.2017 между ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» и ГБУ РС(Я) «ПЭСАЗ «Лена» заключен государственный контракт № ...-Л4-К-4 на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг с ценой в размере 563 964,80 руб.
Согласно п. 3.3 контракта возмещение пользователем оплаты коммунальных услуг производится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на основании выставленного счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг на лицевой счет балансодержателя.
Согласно счетам-фактурам и актам об оказании услуг от 31.10.2017, 30.11.2017, 25.12.2017 оплате подлежала сумма в размере 46 577,26 руб. Между тем, платежные поручения №№ ..., № ... на сумму 46 577,26 руб. каждый сформированы заказчиком и направлены для оплаты только 22.12.2017, то есть по истечении срока, установленного контрактом для оплаты.
Таким образом, фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами. В нарушение условий государственных контрактов, ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» в установленные контрактами сроки оплата не произведена.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом Министра труда и социального развития РС(Я) № ...-ок от 15.04.2010 Матвеев С.И. назначен на должность руководителя ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)».
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 статьи 2 данного Федерального закона.
Материалами дела установлено, что Матвеев С.И., являясь должностным лицом - руководителем ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)», обязанным надлежащим образом организовать заключение и исполнение государственного контракта, в том числе в части соблюдения сроков оплаты государственного контракта, не обеспечил своевременную оплату по контрактам, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Представленные доказательства по делу, в том числе о направлении платежных поручений с нарушением срока, установленного контрактом для оплаты, не свидетельствуют о принятии руководителем ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» достаточных мер для выполнения условий контракта.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд обоснованно признал правомерным оспариваемое постановление административного органа.
Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения Матвеева С.И. к административной ответственности за совершение данного правонарушения, его виновность подтверждаются материалами дела.
Доводы жалобы о том, что в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, поскольку Матвеевым С.И. предпринимались надлежащие меры к исполнению обязательств в срок по контракту, нарушения в оплате допущены по независящим от него обстоятельствам, задержка оплаты по государственному контракту вызвана отсутствием финансирования, подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В силу ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям, в том числе относятся ассигнования на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ предусматривают прекращение производства по делу при наличии обстоятельств, свидетельствующих об участии должностных лиц, относящихся к руководителям органов управления, имеющих установленные законом полномочия, в формировании бюджетного проекта, а также обстоятельств, свидетельствующих о невыделении соответствующих бюджетных ассигнований.
Доказательства того, что руководитель ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» вносил или направлял в соответствии с порядком и сроками составления проекта государственного бюджета РС(Я) предложения о выделении бюджетных ассигнований по государственным контрактам, а также наличие у него таких полномочий, в материалах дела отсутствуют.
Предпринимаемые руководителем меры, в том числе направление платежных поручений, сформированных с нарушением срока, установленного контрактом для оплаты, нельзя расценивать как участие учреждения либо его руководителя в составлении проекта государственного бюджета РС(Я).
Таким образом, положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Дело рассмотрено судом в соответствии с предусмотренным процессуальным законом порядком рассмотрения административного дела. Действия должностного лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ. Мера наказания назначена судом в соответствии с указанной нормой права с учетом всех отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств. Принимая во внимание совершение должностным лицом правонарушения в силу сложившихся обстоятельств, независящих от него, а именно в связи с отсутствием надлежащего финансирования, административный орган правильно назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Данное обстоятельство не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности. Оно может повлиять лишь на размер меры наказания, как смягчающее его ответственность обстоятельство.
При таких обстоятельствах судья находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 11 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)» Матвеева Семена Ивановича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я): С.А. Местникова