Судья Иванова А.И. дело № 7/1-267/2023
дело № 5-1676/2023
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 7 ноября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 на определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2,
установила:
5 мая 2022 года постановлением заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) (далее – Прокуратура) в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство), предоставляющим субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, условий их предоставления.
2 июня 2022 года Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) вынесено постановление, которым ФИО2 признана виновной в совершении данного правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
21 июля 2023 года решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года по настоящему делу оставлено без изменения, жалоба защитника привлекаемого лица - без удовлетворения.
16 августа 2023 года постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 июня 2022 года и решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
22 сентября 2023 года определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) дело об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2 переданы по подведомственности в Счетную палату Республики Саха (Якутия).
Не согласившись с указанным определением, председатель Счетной палаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой указывает, что Счетная палата не является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Ни Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иные законы не предоставляют право контрольно-счетному органу рассматривать дела об административных правонарушениях и соответственно, не вправе осуществлять процессуальные действия, предусмотренные главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Счетная палата не рассматривает дела об административных правонарушениях и в том случае, когда дело возбуждено должностным лицом Счетной палаты. Таким образом, с учетом обязательности исполнения судебных актов, дальнейшее движение дела без обжалования определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года невозможно.
В судебном заседании председатель Счетной палаты Республики Саха (Якутия) ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Защитник привлекаемого лица ФИО3 поддержала доводы, изложенные в жалобе в полном объёме, просила определение городского суда отменить и направить на новое рассмотрение.
Прокурор Местникова Л.Н. также поддержала доводы жалобы председателя Счетной палаты Республики Саха (Якутия), указав, что Счетная палата не является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, выслушав явившихся по делу лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, которое влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой по обращению ИП С. проведена проверка соблюдения Министерством бюджетного законодательства при предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, по результатам которой выявлены нарушения порядка проведения конкурсного отбора, выразившиеся в следующем.
Приказом министра образования и науки Республики Саха (Якутия) от 10.01.2022 года № ... утверждено Извещение о проведении отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Извещение), согласно которому период проведения отбора установлен с 30.12.2021 года по 29.01.2022 года, то есть, менее 30 календарных дней после размещения извещения (20 календарных дней с 10 по 29 января 2022 года).
Помимо этого, в Извещении, размещённом на официальном сайте Министерства, не указан адрес электронной почты Министерства, отсутствует информация о порядках отзыва заявок участников отбора, возврата заявок участников отбора, определяющих, в том числе основания для возврата заявок участников отбора, внесения изменений в заявки участников отбора.
ИП С. 13.01.2022 года направлена заявка на участие в отборе и иные документы, в том числе отчёт о размерах фактически произведённых затрат за январь 2022 года в размере .......... рублей.
Далее, в связи с дополнительно понесёнными расходами ИП С. 31.01.2022 года в соответствии с пунктом 2.8 Порядка дополнительно направлены платёжные поручения от 31.01.2022 года № ... и № ... на сумму .......... рублей, подтверждающие перечисление НДФЛ за декабрь 2021 года, при этом, названные документы Министерством при определении получателей субсидии фактически не рассмотрены.
Приказом Министерства от 01.02.2022 года № ... определены получатели субсидии за январь 2022 года.
Между Министерством и ИП С. 09.02.2022 года заключено соглашение № ... о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, согласно которому предпринимателю предоставлена субсидия на возмещение затрать за январь 2022 года в размере .......... рублей. Необоснованно сжатые сроки проведения конкурсного отбора повлекли за собой получение ИП С. субсидии на сумму .......... рублей, размер которой не соответствует фактически понесённым расходам в отчётный период (.......... рублей).
Дополнительно представленные платёжные поручения на сумму .......... рублей в силу сроков проведения отбора не были учтены при определении суммы субсидии. При правильном установлении срока отбора (30 календарных дней) расходы в размере .......... рублей, представленные ИП С. 31.01.2022 года, подлежали включению в сумму субсидии на возмещение затрат за январь 2022 года.
22 сентября 2023 года определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) дело об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2 переданы по подведомственности в Счетную палату Республики Саха (Якутия).
Судья городского суда установил, что дело, возбужденное заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2 по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми материалами подлежало направлению прокурором в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Разрешение вопроса о передаче дела на рассмотрение судье по правилам части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в компетенцию прокурора не входит, в связи с чем, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение в Счетную палату Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, данный вывод нельзя признать обоснованным.
В соответствии с часть. 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий).
Счетная палата Республики Саха (Якутия) таким органом не является, в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), которая определена Указами Главы Республики Саха (Якутия) от 28.09.2018 года N 5, от 27.02.2023 года N 2783, с 05.10.2023 года - Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 02.10.2023 года N 8, не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 года 976-3 N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и подотчетна ему.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Федеральный закон от 21.12.2021 года N 414-ФЗ не относит контрольно-счётные органы (статья 38 закона) к системе исполнительных органов (глава 4 закона).
Частью 3 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2021 года N 414-ФЗ система и структура исполнительных органов субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2021 года N 78-АД21-11-КЗ.
Таким образом, вывод судьи городского суда о том, что настоящее дело об административном правонарушении подлежало передаче на рассмотрение в Счетную палату Республики Саха (Якутия), не основан на нормах закона.
При таких обстоятельствах определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2023 года не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене, а дело возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Министерство Финансов РС(Я)).
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) ФИО2, - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Г.А. Федорова