НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 07.11.2023 № 5-1489/2023

Судья Луковцев А.А. Дело № 7/1-265/2023

№5-1489/2023

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 7 ноября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А.,

с участием Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В.,

прокурора Местниковой Л.Н.,

представителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании протест Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2,

установила:

28 июля 2023 г. заместителем природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2

13 сентября 2023 года постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением суда, в протесте исполняющим обязанности Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. ставится вопрос о его отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судом в нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не учтены документы и обстоятельства дела, подтверждающие наличие состава правонарушения в действиях министра, а именно: ФИО3 вменялись ненадлежащий контроль за работой заместителей министра, ненадлежащая работа в целом, ненадлежащая организация работы и руководство им по рассмотрению требования природоохранной прокуратуры от 17.04.2023 года о проведении проверки законности и обоснованности уменьшения Окружной администрацией г. Якутска площади городских лесов со сроком исполнения до 28.04.2023 года; неполнота предоставленной информации по требованию от 08.05.2023 года; неисполнение требования от 03.07.2023 года о выделении специалиста для проверки Хангаласского лесничества по жалобе жителей с. Чаран; требование от 08.05.2023 года о ненадлежащем рассмотрении представления об устранении нарушений законодательства от 20.03.2023 года в сфере охраны лесов от пожаров.

Также в протесте прокурора указано, что, вышеперечисленные нарушения ранее не вменялись первому заместителю министра экологии Республики Саха (Якутия) Х., что время и событие правонарушения допущенные Х. и ФИО2 не являются тождественными, что также не было учтено судом.

На данный протест представителем министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) – ФИО1 в суд направлено возражение на данный протест.

В судебном заседании прокуроры Шибина А.В. и Местникова Л.Н., поддержали доводы протеста, просили отменить постановление судьи городского суда.

Представитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) – ФИО1, с доводами протеста не согласился, просил оставить постановление городского суда без изменения, протест прокурора без удовлетворения.

ФИО2 о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив, согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В силу статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Приведенные правовые нормы в их единстве указывают на вывод о том, что ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к рассматриваемому делу наступает при доказанности факта умышленного невыполнения законных требований прокурора, изложенных в представлении.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

Из материалов дела следует, что 20 марта 2023 года Якутской природоохранной прокуратурой на имя и.о. министра экологии Республики Саха (Якутия) ФИО2 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № ..., с требованием: безотлагательно в срок до 01.04.2023 года рассмотреть представление с участием представителя природоохранной прокуратуры и принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствовавших; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о месте и времени рассмотрения представления уведомить Якутскую природоохранную прокуратуру. О результатах рассмотрения представления сообщить в Якутскую природоохранную прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

4 апреля 2023 года Министерством представление прокуратуры было рассмотрено с участием и.о. Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. Данный факт сторонами не оспаривается.

В письме от 21 апреля 2023 года исх. № ..., подписанном первым заместителем министра экологии Республики Саха (Якутия) Х., дан ответ на вышеуказанное представление прокуратуры.

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило непредоставление информации в месячный срок:

о принятых мерах по снижению высокой степени изношенности лесопожарной техники;

не дана оценка ненадлежащему учету лесопожарной техники, ее пересортице, некорректному учету в районах и филиалах ГАУ Республики Саха (Якутия) «********», никакой сверки и проверки по аналогичным фактам не проведено;

не дана оценка доводу о ненадлежащей работе радиостанций в Ленском филиале ГАУ Республики Саха (Якутия) «********» и отсутствию страхования на лесопожарную технику;

оставлен без рассмотрения довод о бездействии Минэкологии Республики Саха (Якутия) по факту нехватки финансирования на тушение и мониторинг лесных пожаров с учетом увеличенной зоны охраны лесов на 22 тыс.га. и потребности в создании 4 авиаотделений;

отсутствует информация по вопросу ненадлежащего контроля со стороны Минэкологии Республики Саха (Якутия) за составлением подведомственными учреждениями государственного задания в сфере охраны лесов;

отсутствует информация по планированию мероприятий по наращиванию параметров государственного задания в сфере охраны лесов по противопожарному обустройству лесов;

оставлен без рассмотрения довод об отсутствии на уровне Минэкологии Республики Саха (Якутия) правового акта, регулирующего порядок контроля за исполнением лесопользователями работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом или приобретенном лесном участке.

В связи с ненадлежащим рассмотрением представления от 20 марта 2023 года и неполнотой предоставленной информации в Министерство внесено требование от 8 мая 2023 года исх. № ... о повторном рассмотрении вышеуказанного представления в срок до 12 мая 2023 года.

Повторное рассмотрение и принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона в установленный требованием срок не осуществлено, результаты их рассмотрения в срок не сообщены.

Ответ Министерства на требование от 08.05.2023 года о результатах рассмотрения вышеуказанного требования поступил 17.05.2023 года, то есть с нарушением установленного требованием срока на 5 (пять) дней.

При этом в ответе на требование от 17.05.2023 года Минэкологией Республики Саха (Якутия) не была дана оценка доводу, приведенному в представлении прокуратуры о бездействии Минэкологии Республики Саха (Якутия) по инициированию внесения изменений в федеральные нормативы обеспеченности Республики Саха (Якутия) лесопожарными формированиями, техникой, оборудованием и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, установленные распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 года №1605-р ввиду того, что федеральные нормативы не учитывают фактическое увеличение штатной численности охраняемой территории в 2023 года на 22.205,00 тыс.га.

28 июля 2023 года заместителем природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 полагая, что являясь уполномоченным должностным лицом, умышленно не принял какие-либо меры по устранению выявленных нарушений, при этом заведомо зная, что представление прокуратуры обязательно к исполнению. Таким образом, ФИО2 осознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел его вредные последствия и относился к ним безразлично.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суд в постановлении указал, что при квалификации действий ФИО2 и Х. по статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывались одни и те же обстоятельства, составляющие объективную сторону составов указанного административного правонарушения и за неисполнение представления Якутской природоохранной прокуратуры Республики Саха (Якутия) к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Х.

Вывод судьи первой инстанции нахожу правильным, основанным на всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

В указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения протеста.

Доводы протеста прокурора на ненадлежащий контроль со стороны министра за работой заместителей министра, ненадлежащая организация работы и руководство им по рассмотрению требований прокурора от 17.04.2023 года, 08.05.2023 года, 03.07.2023 года, прямо вытекающих из представления прокурора от 20.03.2023 года, а также указание прокурора на ненадлежащую работу Министерства в целом, является необоснованными, опровергающимися материалами дела.

Так, в соответствии с пунктами 1, 14 п. 5.6 (5.9) Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденные постановлением Правительства РС(Я) от 30.08.2022 года №549, министр:

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- издает приказы, распоряжения и иные акты по вопросам организации деятельности Министерства.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения о Министерстве заместители министра в пределах своих компетенций несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия) установлено, что заместители министра несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также то, что служебные обязанности должностных лиц, а именно заместителей министра, распределяются министром.

Согласно пунктам 1.3., 2.2. Должностной инструкции министра экологии Республики Саха (Якутия) от 03.02.2023 года, утвержденной Председателем Правительства Республики Саха (Якутия) Т., министр на принципах единоначалия руководит деятельностью Министерства, обеспечивает решение стоящих перед ним задач. В случае отсутствия Министра его обязанности исполняет первый заместитель министра.

Так, на период ежегодного отпуска ФИО2 с 13 марта по 07 апреля 2023 года исполнение обязанностей министра были возложены на первого заместителя министра Х., что подтверждается копией приказа № ... от 02.03.2023 года.

Представление прокурора от 20.03.2023 года № ..., поступило в Министерство - 23 марта 2023 года, вх. № ..., что подтверждается принтскрином с ЕСЭД.

Рассмотрение данного представления поручено Х. курирующему заместителю министра К., который согласно п.п.3.1.5.,3.2. Должностной инструкции главного лесничего Республики Саха (Якутия) непосредственно координирует, курирует и контролирует деятельность Министерства при осуществления полномочий в области лесных отношений в Республики Саха (Якутия) и несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

4 апреля 2023 года представление прокурора рассмотрено с участием и.о. Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В., под председательством заместителя министра К. посредством видеоконференц-связи.

21 апреля 2023 года ответ Министерства за подписью первого заместителя министра Х. направлен на электронные почты ******** письмом от 21.04.2023 года № ....

Вместе с тем, 08.08.2023 постановлением Якутского городского суда первый заместитель министра Х. привлечен к административной ответственности по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту неисполнения требований прокурора по представлению от 20.03.2023 года, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Также 30.08.2023 года постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) дело в отношении заместителя министра экологии Республики Саха (Якутия) К., привлеченного по постановлению прокурора по статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также по аналогичному требованию прокурора по факту неисполнения представления от 20.03.2023 года и вытекающих из него требований, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Таким образом, доводы протеста не содержат законных оснований для отмены постановления судьи, поскольку они, по сути, направлены на переоценку доказательств, а потому не могут быть признаны состоятельными.

Руководствуясь статьями 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2, оставить без изменения, протест - без удовлетворения

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова