НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 07.10.2021 № 12-33/2021

Судья Тарабукин А.П. № 7/2-341/2021

дело №12-33/2021

РЕШЕНИЕ

город Якутск 7 октября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Протодьяконов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя государственного казённого учреждения «********» Голикова И.И.,

установил:

17 июня 2021 года заместителем прокурора Сунтарского района в отношении руководителя государственного казённого учреждения «********» (далее - ГКУ «********») Голикова И.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

25 июня 2021 года постановлением № ... начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сунтарскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) Голиков И.И. признан виновным в совершении данного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

4 августа 2021 года решением Сунтарского районного суда постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В протесте помощник прокурора Сунтарского района Максимова И.А. просит отменить решение и вынести новое решение. Полагает, что у суда не имелось оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу, поскольку Голиков И.В., являясь должностным лицом, ответственным за организацию тушения лесных пожаров, не выполнил мероприятия, предусмотренные сводным планом тушения лесных пожаров.

В письменном возражении Голиков И.И., указывая, что в должностные обязанности лесничего не входит организация и привлечение к тушению пожаров необходимых сил и средств, предусмотренных Сводным планом, в силу своих полномочий им проведены телефонные разговоры с главами МО о мобилизации людей и техники для тушения лесных пожаров, проведены заседания оперштаба лесничества и КЧС района по тушению лесных пожаров, специальные службы «Авиалесохрана» и «Якутлесресурс» были оповещены о возникших лесных пожарах на территории Сунтарского района. Просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании Голиков И.И. (посредством видеоконференц-связи) и его защитник Кузьмин А.-Д.С. просили оставить решение районного суда без изменения. Ходатайство защитника о приобщении к материалам дела обращения общественников на имя Главы республики удовлетворено.

Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещён, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Частью 2 данной статьи Кодекса установлено, что те же действия, совершённые в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 14 мая 2021 года распоряжением главы МР «Сунтарский улус (район)» с 14 мая 2021 года введён особый противопожарный режим.

31 мая 2021 года в 16 час. 45 мин. на территории МО «.......... наслег» (.......... участковое лесничество, квартал № ..., выдел № ...) Сунтарского района обнаружен лесной пожар, которому присвоен № ..., площадью 10 га.

8 июня 2021 года лесной пожар № ... ликвидирован. Площадь пожара составила 134 га.

Прокуратурой Сунтарского района по результатам проверки соблюдения законодательства при тушении лесного пожара № ... установлено, что Голиков И.И., являясь должностным лицом, ответственным за организацию тушения лесных пожаров, не выполнил мероприятия, предусмотренные Сводным планом тушения лесного пожара, выразившиеся:

- в назначении руководителем тушения пожара П., не имеющего стажа работы руководителя тушения лесных пожаров;

- в условиях увеличения площади пожара не принятии своевременных мер для координации работы лесопожарных служб и органов местного самоуправления и иных служб для привлечения мобилизованных групп и лесопожарной техники к тушению пожара - в связи с отсутствием парома 1 июня 2021 года на берегу реки .......... со стороны с........... простояли 2 бульдозера, моторная лодка была доставлена только 1 июня 2021 года, с 1 по 6 июня 2021 года 95 – 98 человек обеспечено только 50 РЛО (ранцевый лесной огнетушитель), не использовалась воздуходувка.

Прокурором в вину должностного лица Голикова И.И. вменялось то, что он имел объективную возможность для привлечения со стороны органов местного самоуправления, иных служб необходимого количества сил, техники и оборудования для тушения лесного пожара № ..., при осуществлении которого могли и должны были начаться своевременные работы по тушению лесного пожара, проведению первичных мероприятий по опашке кромки леса, что не было организовано.

За совершение указанного бездействия лесничий ГКУ "********" Голиков И.И. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ.

Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд исходил из того, что Голиков И.И. не является ответственным лицом за назначение руководителем тушения лесных пожаров П., в должностные обязанности Голикова И.И. не входит разрешение вопроса о привлечении и координации всех сил и средств пожаротушения района, предусмотренного Сводным планом в одном наслеге, что Сводным планом количество сил пожаротушения определено в 10 человек, тогда как в течение 15 мин. после обнаружения пожара были задействованы на тушение пожара 20 человек, ответственным лицом по обеспечению воздуходувкой является глава МО «.......... наслег».

Проанализировав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что районным судом нарушен принцип полноты и всесторонности рассмотрения дела, закреплённый в статье 24.1 КоАП РФ.

Так, объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 8.32.3 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящие в невыполнении мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, при этом бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ либо законами субъектов Российской Федерации, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними.

В соответствии с частью 3 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта России утверждается высшим должностным лицом субъекта России (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Сводный план тушения лесных пожаров формируется из планов тушения лесных пожаров.

Согласно пункту 13 раздела II приказа Минприроды России от 8 июля 2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров» организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (п.8).

При действии на территории лесничества или лесопарка нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества или лесопарка (далее - Оперативный штаб). В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества или лесопарка и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров. Оперативный штаб создаётся решением руководителя лесничества или лесопарка ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания (п.9).

В период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб лесничества или лесопарка действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (п.10).

Руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества или лесопарка (п.11).

Оперативный штаб:

а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;

б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;

в) организует межведомственное взаимодействие;

г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.

В случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций (п.13).

В случае, когда руководитель тушения крупного лесного пожара отсутствует (не определён), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба (п.18).

16 марта 2021 года Главой Республики Саха (Якутия) утверждён Сводный план тушения лесных пожаров на территории республики на период пожароопасного сезона 2021 года (далее - Сводный план).

Согласно Сводного плана к тушению лесного пожара в Сунтарском районе могут быть привлечены силы и средства в количестве 190 человек, 1 лесопожарная автоцистерна, 1 плуг ПКЛ, 4 бульдозера, 2 трейлера, 1 воздуходувка, 2 беспилотных летательных аппарата, 1 зажигательный аппарат, 2 гусеничных трактора, 32 мотопомпы, 30 бензопил, 16 колёсных тракторов, 9 пожарных автоцистерн, 27 пожарных ёмкостей, 258 РЛО, 251 лопаты (л.д.40).

Согласно Сводного плана руководитель ГКУ «********» Голиков И.И. назначен ответственным за организацию тушения лесных пожаров на территории МО «Сунтарский улус (район)» (л.д.26-31).

При таких данных вывод о том, что Голиков И.И. не является ответственным лицом за назначение руководителем тушения лесных пожаров П., и что в должностные обязанности не входит разрешение вопроса о привлечении и координации всех сил и средств пожаротушения Сунтарского района, предусмотренного Сводным планом в одном наслеге, нельзя признать законным и обоснованным.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа полноты и всесторонности рассмотрения дела, закреплённого в статье 24.1 КоАП РФ, и о существенном нарушении процессуальных требований, содержащихся в статье 26.11 названного Кодекса.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду надлежит обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, исследовать все представленные доказательства, принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение Сунтарского районного суда Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2021 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.32.3 КоАП РФ, в отношении Голикова И.И. направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья