НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) от 05.07.2018 № 3А-22/18

Дело № 3а-22/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 05 июля 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Ноговицыной Е.И.,

с участием прокурора Рязанской А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «МАКСИМУС» к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я), Государственному казенному учреждению «Агентство субсидий» РС(Я), Государственному комитету по ценовой политике РС(Я) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункт 5.2.7 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 №112 с момента его вступления в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

ООО «МАКСИМУС» обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному и региональному законодательству, недействующим пункт 5.2.7 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 16.04.2015 №112 (далее – Порядок № 112 ) с момента его вступления в законную силу.

В обоснование административного искового заявления указано, что Порядок № 112 утвержден Постановлением Правительства РС(Я) от 16.04.2015 №112 и вступил в силу 16.04.2015, однако оспариваемым пунктом 5.2.7, которым предусмотрено, что при определении размера субсидий расчетным периодом является период действия установленных экономически обоснованных тарифов, действию Порядка № 112 придается обратная сила, поскольку Государственным комитетом по ценовой политике по Республике Саха (Якутия) установлен период действия экономически обоснованных тарифов с 01.01.2015 по 31.12.2015. Таким образом, как указывает истец, Порядок № 112 вступил в силу 16 апреля 2015 года, а расчеты субсидий в соответствии с нормами Порядка № 112 производятся за период с 01 января 2015 года на основании оспариваемого пункта, что не соответствует требованиям как федерального, так и регионального законодательства.

В судебное заседание не явился представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я), надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела. С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного Министерства.

В судебном заседании представитель ООО «МАКСИМУС» Романов М.И. поддержал исковые требования и пояснил, что до принятия Порядка № 112 действовал Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги субсидий, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 08 августа 2011 года №373 (далее Порядок № 373). Пунктом 2.1 Порядка № 373 была установлена формула определения размера субсидии на поставку тепловой энергии в целях отопления домов, подключенных к центральной системе отопления, которая в том числе включала объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда. В декабре 2015 года обществу была перечислена субсидия в размере .......... руб. в возмещение недополученных доходов по двойному остеклению за период с 01 января 2015 года по 15 апреля 2015 года. Однако в связи с принятием оспариваемого Порядка № 112 и на основании выводов проверки Министерства финансов РС(Я), Агентство субсидий РС(Я) потребовало возвратить необоснованно полученную сумму субсидии. При этом, в качестве обоснования этого требования, Агентство субсидий РС(Я) сослалось на то, что пунктом 5.2.5 Порядка № 112 установлена формула определения размера субсидии, не включающая в расчет тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда. В обоснование применения Порядка № 112 к правоотношениям, возникшим с 01 января 2015 года по 15 апреля 2015 года, Агентство субсидий сослалось на пункт 5.2.7 Порядка № 112, которым установлено, что расчетный период определяется периодом действия экономически обоснованных тарифов. Поскольку период действия экономически обоснованных тарифов по коммунальным услугам установлен Государственных комитетом по ценовой политике РС(Я) с 01 января 2015 года, ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий» пришло к выводу о необоснованности предоставления субсидий обществу по возмещению недополученных доходов по двойному остеклению. Пункт 5.2.7 Порядка № 112, по мнению истца, противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а также части 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)», которой предусмотрено, что правовые акты Главы и Правительства республики, имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня их опубликования, если в самом правовом акте не указан иной порядок вступления его в силу. Таким образом, как указывает представитель истца, оспариваемая норма создает двоякость толкования и неопределенность в понимании нормы о вступлении в силу положений Порядка № 112, ввиду того, что устанавливает иной порядок вступления в силу положений Порядка № 112, без прямого на то указания в самом Порядке № 112.

Представитель ответчика Правительства РС(Я) Глазков С.М. в возражении на исковое заявление указал, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием постановления Правительства РС(Я) от 27.09.2017 № 310 «О признании утратившим силу постановления Правительства РС(Я) от 16. 04.2015 г. № 112». Истец может защитить свои права не путем оспаривания нормативного правового акта, утратившего силу к моменту его обращения в суд, а обжалуя основанные на нем решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним. В связи с этим считает, что производство по делу следует прекратить. В судебном заседании представитель Правительства РС(Я) Глазков С.М. иск не признал и пояснил, что субсидии на возмещение недополученных доходов, в связи с государственным регулированием тарифов на коммунальные услуги могут быть предоставлены только с учетом тарифов, которые действовали в период, в которой предоставлялась коммунальная услуга.

В письменных возражениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) указано, что согласно ч.4 ст. 17 Закона РС(Я) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не указан иной порядок вступления его в силу. Считает, что оспариваемой нормой придана обратная сила Порядку № 112, что не противоречит ни федеральному, ни региональному законодательству.

Представитель ГКУ РС(Я) «Агентства субсидий» Емельянова М.Н. считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку субсидии предоставляются организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, в связи с чем период расчета субсидии должен соответствовать периоду действия тарифов на коммунальные услуги.

Представитель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Татаринова М.Г. считает, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемая норма не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. ООО «Максимус» осуществляет подачу тепловой энергии для потребителей МО МР «Нерюнгринский район» и для МО МР «Верхнеколымский район» РС(Я). Постановлениями Государственного комитета по ценовой политике – Региональной Энергетической комиссии РС(Я) от 15 декабря 2014 № 245 и №255 соответственно, были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям МО МР «Верхнееколымский улус (район)» РС(Я) и МО МР «Нерюнгринский улус (район) в 2015-2017 годы. Пунктом 2 этих постановлений определено, что тарифы, установленные пунктом 1 постановления, действуют с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «МАКСИМУС» является подача тепловой энергии. Из пояснений представителя Госкомцен РС(Я) и представителя ООО «Максимус» следует, что общество поставляло тепловую энергию потребителям Нерюнгринского и Верхнеколымского районов Республики Саха (Якутия), то есть имело право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

По мнению истца, оспариваемый пункт Порядка № 112 ограничивает его право на полное возмещение недополученных доходов, препятствуют получению такой субсидии, поскольку придает нормативному правовому акту, согласно которому обществу не полагается возмещение недополученных доходов, обратную силу.

В принятии искового заявления ООО «МАКСИМУС» судом было отказано, со ссылкой на то, что оспариваемый нормативный акт утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 27.09.2017 № 310 «О признании утратившим силу постановления Правительства РС(Я) от 16. 04.2015 г. № 112. Однако определение Верховного Суда РС(Я) об отказе в принятии искового заявления судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РС(Я) отменено с указанием, что оспариваемый нормативный акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивает его права и законные интересы. В связи с указанным доводы представителя Правительства РС(Я) о необходимости прекращения производства по делу нельзя признать обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).

Пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1389-З N 331-V (ред. от 14.10.2015) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в случае государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги.

Субсидии, указанные в части 1 настоящей статьи, предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия), которые должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 2 части 2 статьи 8 Закона РС(Я) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").

В целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 № 373 были утверждены Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов и Методика расчета субсидий, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях возмещения недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению в связи с государственным регулированием тарифов.

Пунктом 2.1 Методики № 373 предусмотрена формула определения размера субсидии на поставку тепловой энергии в целях отопления домов, подключенных к центральной системе отопления, которая включает объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.

С учетом выводов Счетной Палаты Республики Саха (Якутия), сделанных при осуществлении бюджетного контроля, проведенного в 2014 году, Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 16.04.2015 № 112 утвердило новый Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 112 постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 № 373 признано утратившим силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт утвержден Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", то есть принят уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Порядок № 112 устанавливает категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, и положение об обязательной проверке распорядителем бюджетных средств, представляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Пунктом 5.2.5 Порядка № 112 установлена формула определения размера субсидии, не включающая в расчет объем тепловой энергии на потери, связанные с двойным остеклением окон жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 5.2.7 Порядка № 112 при определении размера субсидий расчетным периодом является период действия установленных экономически обоснованных тарифов.

Поскольку на момент принятия Порядка № 112 действовали экономически обоснованные тарифы, установленные Государственным комитетом по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия), период действия которых был определен с 01.01.2015 по 31.12.2015 (постановления Государственного комитета по ценовой политике – РЭГ РС(Я) от 15.12. 2014 № 245 и № 255), Агентство субсидий РС(Я) пришло к выводу о том, что измененная формула расчета субсидий действует с 01 января 2015 года, а не с 16 апреля 2015 года и предъявило иск к ООО «МАКСИМУС» о взыскании необоснованно полученной последним суммы субсидии за период с 01 января 2015 по 15 апреля 2015 года в возмещение расходов по двойному остеклению.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ООО «МАКСИМУС» оспаривает приведенный пункт 5.2.7 Порядка № 112, как допускающий применение положений Порядка № 112 к правоотношениям, возникшим до 16 апреля 2015 года и тем самым нарушающим права общества на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемой нормы пункту 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, нельзя признать обоснованными, поскольку к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность применения к бюджетным правоотношениям норм гражданского законодательства. Соответственно, нормы статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируют оспариваемые финансовые правоотношения.

Истец в обоснование своих требований также ссылается на пункт 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)», которым установлено, что постановления Государственного Собрания, правовые акты Главы и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня их опубликования, если в самом правовом акте не указан иной порядок вступления его в силу.

Требования истца не могут быть удовлетворены на основании приведенной нормы регионального законодательства по следующим основаниям.

Пунктом 5.1.1. Порядка № 112 определено, что предоставление субсидий производится на основании соглашений на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, заключенных между Агентством и организациями (далее - Соглашение).

Согласно пункту 5.2.4.Порядка предоставления субсидий размер субсидии учитывается в соглашениях как сумма субсидий в расчетном периоде по всем видам коммунальных ресурсов (услуг) и отражается в плане финансирования помесячно равными долями.

Таким образом, отношения по предоставлению субсидий с определением их размера и видов коммунальных ресурсов возникают на основании заключенных соглашений. Заключение таких соглашений является обязательным в силу приведенных выше норм.

Между Агентством субсидий РС(Я) и ООО «МАКСИМУС» было заключено соглашение от 14 июля 2015 года о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2014 - 1 полугодие 2015 г., 31 июля 2015 года дополнительное соглашение к соглашению от 14 июля 2015 года. Пунктом 1 дополнительного соглашения от 31 июля 2015 года определено, что в связи с исключением объемов по двойному остеклению, размер субсидии 1 полугодия 2015 г., определенный в соглашении от 14 июля 2015 года равным .......... рублям снижен до .......... руб.

Указанные соглашения о предоставлении субсидий ООО «МАКСИМУС» за первое полугоде 2015 года заключены 14 июля 2015 года и 31 июля 2015 года, то есть в период действия Порядка № 112. Таким образом, расчет субсидий должен был осуществляться в соответствии с правилами, установленными Порядком № 112.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

При том, что соглашения, в силу которых между сторонами возникли отношения по предоставлению субсидий за 1 полугодие 2015 года, были заключены в период действия Порядка № 112, доводы общества о том, что Порядку № 112 была придана обратная сила и что оспариваемая норма нарушает права общества на возмещение недополученных доходов, нельзя признать обоснованными.

Следует также учесть, что исходя из специфики правовых отношений в сфере поставки тепловой энергии, а также в силу предмета таких отношений, определение размера субсидий по возмещению недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов в указанной сфере невозможно без учета экономически обоснованных тарифов, в связи с чем и расчетный период при определении размера субсидий должен определяться периодом действия этих тарифов.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, прав административного истца не нарушает, оснований для его признания недействующим в части у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «МАКСИМУС» о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим пункт 5.2.7 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.04.2015 №112 с момента его вступления в законную силу, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья З.С. Дьяконова

Решение изготовлено в окончательной форме 05 июля 2018 г.