НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 29.06.2021 № 3-35/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 3а – 53/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саранск Республика Мордовия 29 июня 2021 г.

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонова,

при секретарях С.В. Ермаковой, А.И. Малыгиной,

с участием:

административного истца – Г.А. Алукаевой, его представителя Т.В. Деминой,

административного ответчика – Правительство Республики Мордовия, его представителя Е.А. Должниковой,

старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П. Шитовой, прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.В. Умновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алукаевой Галии Абдулловны о признании не действующим второго предложения части первой пункта 5 Положения о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г. № 449,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г. № 449 «О порядке выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия, и определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет» утверждено Положение о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет (далее также – Положение № 449 от 19 октября 2009 г.).

Пункты 2 – 4 указанного Положения устанавливают порядок определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет.

Так, пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев замещения государственной должности Республики Мордовия, должности государственной гражданской службы (далее – расчетный период), предшествующих дню её прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Пунктом 5 Положения (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия № 101 от 24 февраля 2015 г.) указано, что рассчитанное таким образом среднемесячное денежное содержание берётся в расчёт для определения размера пенсии за выслугу лет. Размер страховой (трудовой) пенсии, при этом, берётся на сопоставимую дату в соответствии с действующим пенсионным законодательством, кроме случая, когда расчётным периодом выбран период, предшествующий дню достижения пенсионного возраста.

13 февраля 2017 г. Правительством Республики Мордовия принято постановление № 110 «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет» (далее – Постановление № 110 от 13 февраля 2017 г.)

Пунктом 1 указанного выше постановления внесены изменения в Положение № 449 от 19 октября 2009 г.:

– второе предложение части первой пункта 5 изложено в следующей редакции: «Размер страховой (трудовой) пенсии, среднемесячное денежное содержание и стаж государственной службы при этом берутся на сопоставимую дату в соответствии с действующим пенсионным законодательством».

Г.А. Алукаева обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения, просила признать не действующим с 1 января 2017 г. второе предложение части первой пункта 5 Положения о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г. № 449 «О порядке выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Мордовия и лицам, замещавшим государственные должности Республики Мордовия, и определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет», в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. № 110 «О внесении изменений в Положение о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет».

Указывает, что она являлась государственным гражданским служащим <данные изъяты> Республики Мордовия до <дата> г., и ей была назначена пенсия за выслугу лет на основании оспариваемого нормативного правового акта.

По мнению административного истца, действующее на момент назначения Г.А. Алукаевой пенсии за выслугу лет оспариваемое правовое регулирование, нарушает её права на пенсионное обеспечение, противоречат положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части первой статьи 20 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия», поскольку, исходя из обжалуемого акта, стаж государственной гражданской службы берётся на сопоставимую дату в соответствии с действующим законодательством.

В результате принятия указанного нормативного правового акта для расчета её пенсии за выслугу лет, в отличие от ранее действующего правового регулирования, не принимается стаж государственной гражданской службы Республики Мордовия за период с момента наступления пенсионного возраста <дата> г. до дня увольнения с должности государственной гражданской службы Республики Мордовия <дата> г., что составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. Приведя в обоснование расчёты пенсии за выслугу лет полагает необходимым осуществлять указанный расчёт, исходя из среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев государственной службы, предшествующих дню достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости.

Административный ответчик Правительство Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просило отказать в удовлетворении административного иска. Указывает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт бюджетных средств, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Обжалуемый нормативный правовой акт не изменяет установленные федеральным законодательством условия о продолжительности стажа государственной службы, влияющей на назначение пенсии за выслугу лет, а устанавливает порядок определения размера среднемесячного денежного содержания, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет. Административный истец необоснованно отождествляет право гражданского служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством и право государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации на пенсию за выслугу лет. При изменении правил исчисления дополнительных выплат, предоставляемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и их размера право на социальное обеспечение не нарушается. Отмечает, что расчёт размера пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до принятия оспариваемого нормативного правого акта, будет, по сути, идентичен расчёту, по которому административному истцу произведено начисление пенсии за выслугу лет. В дополнениях указывает, что пенсионное обеспечение федеральных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не может быть идентично по всем параметрам, использование стажа государственной гражданской службы является не единственным отличием механизма предоставления пенсии за выслугу лет. Статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определят стаж государственной гражданской службы применительно к назначению и начислению пенсии за выслугу лет федеральным гражданским служащим. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт бюджетных средств, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Представленный административным истцом расчёт пенсии на основании ранее действующего Положения недействительный.

В отзыве на возражения представитель административного истца Г.А. Алукаевой – адвокат Т.В. Демина указала, что вопреки доводам представителя Правительства Республики Мордовия административный истец не отождествляет право гражданского служащего на пенсионное обеспечение и право государственного служащего субъекта Российской Федерации на пенсию за выслугу лет. Административный истец не оспаривает определение права на назначение пенсии, а оспаривает порядок исчисления размера пенсии за выслугу лет на определенную дату, поскольку считает, что стаж следует исчислять исходя из продолжительности периода на день увольнения. Право выбора размера пенсии за выслугу лет административному истцу не предоставлялось. Отмечает, что при расчёте пенсии за выслугу лет необходимо учитывать именно общую суммарную продолжительность периодов осуществления государственной гражданской службы на день увольнения, которая не может быть произвольно сокращена законодательством субъекта.

В судебном заседании административный истец Г.А. Алукаева и его представитель – адвокат Т.В. Демина административный иск поддержали по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Республики Мордовия Е.А. Должикова относительно административного иска возразила по основаниям, содержащимся в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании прокурор Е.В. Умнова дала заключение, в котором полагала, что административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Проверив на основании части седьмой статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого нормативного правового акта в полном объёме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой настоящей статьи, в полном объёме (часть седьмая статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью восьмой указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела, Г.А. Алукаева, ранее замещавшая должность государственной гражданской службы Республики Мордовия – <данные изъяты> в <данные изъяты> Республики Мордовия, является получателем пенсии за выслугу лет, которая была ей назначена на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия <№> от <дата> г. в соответствии с Положением о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г., в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. № 110, исходя из стажа государственной гражданской службы 25 лет и планового денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, с <дата> г. установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с учётом страховой пенсии по старости 75% планового денежного содержания, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 18 января 2018 г. № 19-УГ «О повышении должностных окладов в органах государственной власти Республики Мордовия» размер пенсии за выслугу лет был пересчитан с 1 января 2018 г. в 1,04 раза и составил <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек в месяц.

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 7 октября 2019 г. № 236-УГ «О повышении должностных окладов в органах государственной власти Республики Мордовия» размер пенсии за выслугу лет был пересчитан с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза и составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц.

В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия от 25 сентября 2020 г. № 288-УГ «О повышении должностных окладов в органах государственной власти Республики Мордовия» размер пенсии за выслугу лет был пересчитан с 1 октября 2020 г. в 1,03 раза и составил <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в месяц.

В настоящее время размер выплаты пенсии за выслугу лет Г.А. Алукаевой не изменился.

Таким образом, административный истец, являющийся получателем пенсии за выслугу лет в силу части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании не действующим оспариваемого нормативного правового акта и обратилась в суд в период его действия.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому в соответствии с целями социального государства (часть первая статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части первая, вторая статьи 39).Согласно пунктам «ж» и «н» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также социальная поддержка граждан пожилого возраста относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово – экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации) устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Названным законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2).

Пунктом 11 части первой статьи 52 поименованного Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются, в числе прочего, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно – правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» относит правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть шестая статьи 2).

Из приведенных положений федерального законодательства усматривается, что субъект Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам определения условий, порядка и размера пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вопросы государственной гражданской службы Республики Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия».

Согласно пункту 2 статьи 20 вышеуказанного Закона определение размера среднемесячного денежного содержания государственного служащего, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, производится в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Республики Мордовия.

В пункте 1 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-З «О Правительстве Республики Мордовия» закреплено, что Правительство Республики Мордовия на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в пределах своей компетенции издает правовые акты - постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории Республики Мордовия.

Правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия (пункт 2 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-З «О Правительстве Республики Мордовия»).

Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия подписывает и обнародует Председатель Правительства Республики Мордовия по уполномочию Главы Республики Мордовия (пункт 1 статьи 24).

В силу пункта 1 Указа Главы Республики Мордовия от 14 ноября 2002 г. № 152-УГ «О порядке осуществления полномочий по руководству деятельностью Правительства Республики Мордовия» Председатель Правительства Республики Мордовия уполномочен подписывать и обнародовать постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия.

Постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия опубликовываются и вступают в силу в соответствии с законом Республики Мордовия (пункт 4 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 г. № 42-З).

Согласно пункту 28 Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, утверждённых Указом Главы Республики Мордовия от 6 мая 2003 г. № 66-УГ, нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории Республики Мордовия в день их официального опубликования, если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г. № 449 опубликовано в печатном издании «Известия Мордовии» от 23 октября 2009 г. № 160. Данный документ вступил в силу со дня его официального опубликования, 23 октября 2009 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Постановление Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. № 110 было официально опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 16 февраля 2017 г., а также в печатном издании «Известия Мордовии» от 17 февраля № 18-7. Данный документ вступил в силу 16 февраля 2017 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

С учётом приведённых норм федерального и регионального законодательства постановление Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 № 449 с изменениями, внесенными в него постановлением правительства республики от 13 февраля 2017 г., принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, согласно части второй статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия», что не оспаривается в рамках настоящего дела, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путём опубликования в одном из официальных источников.

Проверяя нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд исходит из следующего.

Оспаривая приведённую выше норму, административный истец полагает их не соответствующими пункту 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», части первой статьи 20 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия».

Согласно пункту 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет продолжительность стажа, дающего права на получение государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет.

Аналогичные правовые предписания содержатся в части первой статьи 20 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия».

Вместе с тем, оспариваемое второе предложение части первой пункта 5 Положения о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г., в редакции постановления от 13 февраля 2017 г. № 110 не содержит норм, устанавливающих или конкретизирующих условия, необходимые для определения права на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем, не может противоречить пункту 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», части первой статьи 20 Закона Республики Мордовия от 26 января 1996 г. № 10-З «О государственной службе Республики Мордовия».

Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт не изменяет установленные вышеуказанным законодательством условия о продолжительности стажа государственной службы, влияющей на назначение пенсии за выслугу лет, а устанавливает порядок определения размера среднемесячного денежного содержания, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, в связи с чем оспариваемое Положение не может быть проверено на соответствие приведённым нормам, так как они содержат различное правовое регулирование.

Следует отметить, что как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые – впредь до принятия соответствующего федерального закона, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счёт собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим, включая ежемесячную доплату к страховой пенсии (определения от 3 апреля 2007 г. № 332-О-П, от 15 января 2008 г. № 107-О-О и 108-О-О, от 2 апреля 2009 г. № 473-О-О).

Раскрывая правовую природу ежемесячных доплат к пенсиям, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что они являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации и законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счёт собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, как и других видов обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, предоставляемым за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что не противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем обращено внимание, что региональный законодатель, взяв на себя определённое социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии, не может действовать произвольно; при изменении правового регулирования пенсионного обеспечения названной категории граждан должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, а также принимать во внимание его социально – экономическое положение и возможности бюджета (определения от 3 апреля 2007 г. № 332-О-О, от 15 января 2008 г. № 107-О-О и 108-О-О, от 2 апреля 2009 г. № 473-О-О, от 1 декабря 1999 г. № 189-О, от 11 мая 2006 г. № 88-О).

Указанная пенсия за выслугу лет является дополнительным обеспечением лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы области, порядок и условия которого не регламентируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 854.

Как следует из приведённых выше норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление порядка и условий дополнительных выплат лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации является правом законодателя такого субъекта, который полномочен не только устанавливать, но и в последующем изменять порядок, условия, размеры данных выплат, что само по себе не противоречит федеральному законодательству и не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В связи с изложенным, доводы административного истца с представленными расчётами пенсий за выслугу лет об ухудшении её положения в связи с изданием оспариваемых положений, не могут быть приняты во внимание.

Следует отметить, что вопреки доводам административного истца размер пенсии, рассчитанный на основе Положения № 449 от 19 октября 2009 г., до внесения в него изменений Постановлением № 110 от 13 февраля 2017 г., идентичен размеру пенсии за выслугу лет, установленному Г.А. Алукаевой Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия <№> от <дата> г.

С учётом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного иска административного истца Г.А. Алукаеовой о признании не действующим второго предложения части первой пункта 5 Положения о порядке определения размера среднемесячного денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Мордовия и лиц, замещавших государственные должности Республики Мордовия, необходимого для исчисления размера пенсии за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 октября 2009 г. № 449.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов

Мотивированное решение суда составлено 7 июля 2021 г.