НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 30.11.2020 № 7Р-313/20

Судья Сабирьянов Р.Я. 7р-313/2020

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 30 ноября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Суворовой Е.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 30 июня 2020 года № 08-15-07/2020-20, решение судьи Йошкар‑Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Суворовой Е.Н., <дата> года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 30 июня 2020 года
№ 08-15-07/2020-20 начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности – главный бухгалтер Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Суворова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 24 сентября 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Суворовой Е.Н. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Суворова Е.Н. просит решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что отчетность министерства за 2019 год не исказила достоверное представление о финансовом положении на отчетную дату по состоянию на 31 декабря 2019 года и не повлияла на экономические решения пользователей информации, искажение данных баланса получателя бюджетных средств в размере 36% от строки баланса не повлекло искажение информации об активах, обязательствах и о финансовом результате. Полагает, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, либо имеются основания для признания его малозначительным.

Изучив жалобу, выслушав объяснения Суворовой Е.Н. и ее защитника Бочаровой Л.Ю., поддержавших жалобу, объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л., полагавшего постановленные решения законными и обоснованными, исследовав материалы жалобного производства, дело об административном правонарушении № 08-18-13, материалы проверки № 18‑08, судья приходит к следующему.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ в редакции, действующей с 9 июня 2019 года, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

При этом в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Согласно пунктам 5, 6 части 1 статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

По смыслу части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Из положений частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) следует, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 статьи 13 Закон о бухгалтерском учете).

Пунктом 23 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н (далее - Инструкция) предусмотрено, что объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах), признается их первоначальной стоимостью, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией.

Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 257н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее – Федеральный стандарт).

Согласно пункту 7 Федерального стандарта основными средствами признаются являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Пунктом 38 Инструкции предусмотрено, что счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Федерального стандарта материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее - объект основных средств) при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (далее - критерии признания объекта основных средств).

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (абзац 2 пункта 10 Федерального стандарта).

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 18 февраля 2020 года № 46 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл» проведена выездная проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология» за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

В ходе проверки выявлено нарушение статей 162, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 23, 38 Инструкции, пунктов 8, 10 Федерального стандарта, выразившееся в допущении искажения данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) за 2019 год по состоянию на 1 января 2020 года на сумму 176 300 рублей, а именно в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 010 «Основные средства» данные занижены на сумму 176 000 рублей, что составляет менее 1% от строки Баланса, а по строке 080 «Материальные запасы» данные завышены на сумму 176 300 рублей, что составляет 36% от строки баланса, по причине невключения в сумму фактических затрат по приобретению лодки алюминиевой «Тактика-490 DC» расходов по дополнительной комплектации лодки.

Ввиду того, что искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) за 2019 год по состоянию на 1 января 2020 года составило в сумме 176 300 рублей или 36% от строки Баланса, то есть более 10%, это послужило основанием для составления должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл протокола об административном правонарушении от 16 июня 2020 года по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Бюджетная отчетность за 2019 год подписана министром природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Киселевым А.Н. и главным бухгалтером Суворовой Е.Н., представлена в Министерство финансов Республики Марий Эл 20 января 2020 года.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл от 30 апреля 2015 года № 31-лс «О назначении и перемещении гражданских служащих» Суворова Е.Н. с 1 мая 2015 года назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера.

В соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года № 262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл» Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл переименовано в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

Согласно пункту 1.4 Учетной политики Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, утвержденной приказом министра от 11 апреля 2019 года № 159, бюджетный учет ведется структурным подразделением – отделом бухгалтерского учета и финансирования, возглавляемым начальником отдела – главным бухгалтером.

Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Суворовой Е.Н. пришло к выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, выразившегося в искажения данных Баланса получателя бюджетных средств, которое составило 36% от строки Баланса, то есть более 10%.

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы Суворовой Е.Н. согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, установив и указав в решении, что искажение данных Баланса получателя бюджетных средств составило в сумме 176 000 рублей или 36% от строки Баланса.

Вывод о наличии в действиях Суворовой Е.Н. состава вмененного административного правонарушения считаю преждевременным, поскольку его нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1
КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

Как указано по тексту выше, в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10%;

не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Таким образом, для правильной квалификации нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ необходимым условием является искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое, в частности, привело к искажению информации об активах более чем на 10%. При этом в статье не раскрывается, что понимать под информацией об активах.

Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения, а также при обжаловании постановления Суворова Е.Н. последовательно ссылалась, в том числе на то, что искажение информации об активах более чем на 10% ею не допущено, поскольку совершенная ею ошибка привела к искажению данных Баланса получателя бюджетных средств более чем на 10% в строке Баланса, но не к искажению информации об активах более чем на 10%, так как в разделе «Активы» Баланса итоговая сумма строки 190 по разделу 1 «Нефинансовые активы» не искажена, указание суммы 176 000 рублей в строке 080 «Материальные запасы» вместо ее указания в строке 110 «Основные средства (балансовая стоимость)» не повлияло на итоговую сумму по данному разделу (строка 190).

Этот и другие доводы незаслуженно оставлены без внимания как административным органом, так и судом, рассматривавшим жалобу Суворовой Е.Н., которые не мотивировали в своих решениях несогласие с доводами лица, в отношении которого ведется производству по делу, и на чем оно основано. В судебном заседании представитель административного органа также не смог привести правовых аргументов, подтверждающих правомерность избранной Управлением Федерального казначейства по Республике Марий Эл позиции, от которой зависит правильность выводов о наличии в действиях лица состава вмененного административного правонарушения.

Таким образом, судьей городского суда при рассмотрении жалобы Суворовой Е.Н. допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности для привлечения лица к административной ответственности не истек, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 24 сентября 2020 года отменить, дело по жалобе
Суворовой Е.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 30 июня 2020 года № 08-15-07/2020-20 возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Э.И. Салихова