НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 26.11.2018 № 3А-18/18

Дело № 3а-18/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 26 ноября 2018 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием:

представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Киселева А.Н.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Домрачевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364,

установил:

приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364 утвержден лесохозяйственный регламент Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл (далее также лесохозяйственный регламент).

Приказами Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 31 декабря 2010 года № 467, от 25 декабря 2014 года № 543 в лесохозяйственный регламент были внесены изменения. Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 16 декабря 2015 года № 601 лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции. Приказами Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 27 июля 2018 года № 424, от 28 августа 2018 года № 481 в лесохозяйственный регламент внесены изменения.

Актуальная редакция лесохозяйственного регламента опубликована на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии
и охраны окружающей среды Республики Марий Эл
http://mari-еl.gov.ru/minles/Pages/Лесное хозяйство.aspx в разделе «Информация о деятельности органа власти/Лесное хозяйство».

Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора (далее прокурор) обратился в суд с административным иском об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, ссылаясь на их несоответствие федеральному законодательству.

В обоснование требований указал, что согласно подпункту 1.1.6 пункта 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента на территории Кокшайского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории (далее ООПТ), в таблице приведен их перечень с указанием номеров лесных кварталов и их частей.

В структуре лесохозяйственного регламента в главе 1 имеется таблица 3 «Распределение лесов Кокшайского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Кокшайского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные с указанием номеров кварталов и их частей. При этом к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки, расположенные на ООПТ.

Согласно доводам прокурора неправомерное отнесение лесохозяйственным регламентом к эксплуатационным лесам лесов, расположенных на ООПТ, фактически разрешает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для ООПТ, что противоречит как правовому режиму защитных лесов (статьи 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), так и правовому режиму ООПТ.

На основании изложенного прокурор просил признать недействующей с момента принятия таблицу 3 главы 1 лесохозяйственного регламента в части включения в эксплуатационные леса лесных кварталов <...>.

Кроме того, в административном исковом заявлении прокурор указал, что Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» упразднены понятия, указывающие на специализацию портов (торговые, рыбные, специализированные), и введено единое понятие «морской порт». Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации также дает единое понятие «речной порт» для всех портов, расположенных на внутренних путях Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

Между тем согласно таблице 5 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 главы 1, пункту 2.13 главы 2, абзацу 31 подпункта 2.17.2 «Требования к защите лесов от вредных организмов» пункта 2.17 главы 2 лесохозяйственного регламента такие виды деятельности допускаются для специализированных портов, то есть объектов, не предусмотренных ЛК РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим прокурор просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в части слов «специализированных портов» таблицу 5 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 главы 1, пункт 2.13 главы 2, абзац 31 подпункта 2.17.2 «Требования к защите лесов от вредных организмов» пункта 2.17 главы 2 лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364.

В административном исковом заявлении указано, что Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой по данным основаниям Министру природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл был принесен протест от <дата>
<№>, по результатам рассмотрения которого требования прокуратуры признаны подлежащими удовлетворению (письма Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от <дата>, <дата>, <дата>). Вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены, изменения в лесохозяйственный регламент не внесены.

Приведенные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл выразило несогласие с заявленными прокурором требованиями, указав, что отнесение лесов к защитным и эксплуатационным, а также установление и изменение их границ, обеспечение проектирования лесов являются полномочиями Рослесхоза. Приказом от 8 июня 2018 года № 477 «Об установлении границ Килемарского, Кокшайского, Новоторъяльского, Сернурского, Юринского лесничеств Республики Марий Эл, об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ, признании утратившими силу некоторых положений приказов Рослесхоза от 26 июня 2008 года № 182, от 13 мая 2010 года № 190, от 26 октября 2010 года № 401, от 30 сентября 2014 года № 366» Рослесхоз утвердил защитные леса – «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» на площади <...> га. Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 27 июля 2018 года № 424 в лесохозяйственный регламент внесены изменения, согласно которым таблица 3 «Распределение лесов Кокшайского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы 1 изложена в новой редакции, в соответствии с которой в категорию защитных лесов в раздел «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» включены памятники природы республиканского значения, отнесенные к ООПТ, ранее отнесенные к эксплуатационным лесам. Поскольку квартальная сеть реки <...> и государственный природный биологический заказник республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» изначально были включены в категорию защитных лесов в раздел «леса, расположенные в водоохранных зонах», внесение изменений в этой части в лесохозяйственный регламент не требовалось. Лесохозяйственный регламент и все приказы министерства, которыми вносились изменения в него, не были зарегистрированы в уполномоченном органе, но опубликованы в сети Интернет на портале министерства. В настоящее время их регистрация нецелесообразна ввиду введения в действие с 1 января 2019 года нового лесохозяйственного регламента. Исключение спорных кварталов в полном объеме из перечня эксплуатационных лесов не будет соответствовать действующему законодательству и повлечет ущемление интересов третьих лиц, в частности арендаторов и пользователей лесных участков, на которых распространяются запреты и ограничения, налагаемые на леса с целевым назначением «защитные леса». В силу того, что границы всех заказников и памятников природы в настоящее время определены и документально зафиксированы, в приказе Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 27 июля 2018 года
№ 424 в таблице 3 главы 1 допускается формулировка «части кварталов», что не противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Киселев А.Н. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364, которым утвержден лесохозяйственный регламент Кокшайского лесничества, не прошел государственную регистрацию и официально опубликован не был, также как и последующие приказы, которыми вносились изменения в названный лесохозяйственный регламент.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Домрачева О.В. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Определением суда от 26 ноября 2018 года производство по административному делу в части требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими в части слов «специализированных портов» таблицы 5 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 главы 1, пункта 2.13 главы 2, абзаца 30 подпункта 2.17.2 «Требования к защите лесов от вредных организмов» пункта 2.17 главы 2 лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364, прекращено на основании пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), о чем вынесено определение.

В остальной части заявленных прокурором требований суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что лесохозяйственный регламент Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл был утвержден приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364 (с изменениями, внесенными приказами от 31 декабря 2010 года № 467, от 25 декабря 2014 года № 543). Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 16 декабря 2015 года № 601 лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции, действующей в настоящее время с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 27 июля 2018 года № 424, от 28 августа 2018 года № 481.

Данные приказы опубликованы на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл http://mari-el.gov.ru/minles/Pages/Лесное хозяйство.aspx в разделе «Информация о деятельности органа власти/Лесное хозяйство».

В структуре действующей редакции лесохозяйственного регламента в главе 1 имеется таблица 3 «Распределение лесов Кокшайского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Кокшайского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные с указанием номеров кварталов и их частей (л.д. <...>). Раздел «эксплуатационные леса» разбит на подразделы по наименованиям участковых лесничеств: Черноозерское, Уржумское, Таирское, Шуйское. Данные подразделы включают в себя названия лесных участков (Черноозерский, Красноярский и т.д.), номера кварталов и их частей, площадь в га и основания деления леса по целевому назначению.

Эксплуатационные леса расположены, в том числе на:

- частях лесных кварталов <...>,

- частях лесных кварталов <...>,

- частях лесных кварталов <...>,

- части лесного квартала <...>.

Вместе с тем, как следует из подраздела 1.1.6 раздела 1.1 главы 1 лесохозяйственного регламента, на вышеперечисленных лесных кварталах на территории Кокшайского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории (заказники и памятники природы):

- Государственный природный биологический заказник республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» (постановление Совета Министров Марийской АССР от 30 апреля 1982 года № 290 «Об организации государственного озерного заказника «<...>»), площадь <...> га: кварталы <...>

- памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» (постановление Совета Министров Марийской АССР от 15 июля 1987 года № 353, постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2014 года № 284), площадь <...> га: кварталы <...>

- памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» (постановление Совета Министров Марийской АССР от 15 июля 1987 года № 353, постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2014 года № 284), площадь <...> га: кварталы <...>

- памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» (постановление Совета Министров Марийской АССР от 15 июля 1987 года № 353, постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2014 года № 284), площадь <...> га: кварталы <...>

- памятник природы республиканского значения Республики Марий Эл «<...>» (постановление Совета Министров Марийской АССР от 15 июля 1987 года № 353, постановление Правительства Республики Марий Эл от 4 июня 2014 года № 284), площадь <...> га: квартал <...>

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на ООПТ; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса (часть 2 статьи 102 ЛК РФ).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

Лесное законодательство в силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов.

Судом установлено, что с 1 января 2007 года Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл являлось органом исполнительной власти Республики Марий Эл в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (Указ Президента Республики Марий Эл от 14 декабря 2006 года № 222 «Об образовании Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл»).

Подпунктом 4 пункта 11 Положения о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 апреля 2015 года № 169, министерство было наделено полномочием по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, за исключением лесохозяйственных регламентов, указанных в части 3 статьи 87 ЛК РФ.

В соответствии с Указом Главы Республики Марий Эл от 27 октября 2017 года № 262 «О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл» Министерство лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл переименовано в Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что полномочия на утверждение лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества и на внесение в него изменений у Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл имелись. В настоящее время этими полномочиями наделено Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

Форма и вид, в которых должен приниматься оспариваемый нормативный правовой акт, соответствуют установленным требованиям.

Исследуя вопрос о соблюдении процедуры его принятия, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» нормативный правовой акт Республики Марий Эл - письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

В соответствии с разъяснениями, содержащими в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Таким образом, учитывая, что лесохозяйственный регламент издан уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц (граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества), рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, он является нормативным правовым актом.

Вопросы государственной регистрации и вступления в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл регулируются постановлением Правительства Республики
Марий Эл от 30 апреля 2009 года № 106 «О порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл».

Согласно пункту 2 Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл (далее Положение), утвержденного указанным постановлением Правительства Республики Марий Эл, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, за исключением нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Марий Эл, которое ведет реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл (пункт 3 Положения в редакции, действовавшей до 24 апреля 2018 года). В настоящее время Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики
Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2009 года № 106 органам исполнительной власти Республики Марий Эл предписано в трехмесячный срок представить для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Марий Эл ранее изданные нормативные правовые акты с соблюдением требований, изложенных в Положении о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл; исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее и не опубликованных в установленном порядке (пункт 3).

Таким образом, приказ Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364, которым утвержден лесохозяйственный регламент Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Марий Эл с <дата> как нормативный правовой акт органа исполнительной власти Республики Марий Эл, затрагивающий права, свободы и обязанности любых (не определенных индивидуально) граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Министерством внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл в ответе от 22 ноября 2018 года на запрос суда сообщено, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364 на государственную регистрацию не представлялся. Данное обстоятельство не отрицал в судебном заседании и представитель административного ответчика, также подтвердивший, что все последующие приказы министерства, которыми вносились изменения в лесохозяйственный регламент, не зарегистрированы в установленном порядке.

Кроме того, на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Марий Эл, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364 официально опубликован не был, актуальная редакция нормативного правового акта, изменения в лесохозяйственный регламент размещены на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при выяснении вопроса о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, суду следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке.

Учитывая вышеизложенное, в нарушение правил введения в действие нормативных правовых актов, оспариваемый нормативный правовой акт не прошел обязательной процедуры государственной регистрации, не опубликован в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Республики Марий Эл.

Согласно разъяснению пункта 17 ранее названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года
№ 48, если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Таким образом, установленные обстоятельства являются самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части. При этом необходимости в исследовании содержания оспариваемого акта суд не усматривает, принимая во внимание оставшийся период его действия.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 3, 4 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были, реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку до вынесения судом решения лесохозяйственный регламент Кокшайского лесничества применялся, на его основании реализованы права граждан и организаций, о чем пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, он подлежит признанию недействующим в части отнесения в таблице 3 главы 1 лесохозяйственного регламента к эксплуатационным лесам лесных кварталов <...> со дня вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

В рассматриваемом случае суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Марий Эл

решил:

административный иск первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующей в части таблицы 3 «Распределение лесов Кокшайского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы 1 лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364, удовлетворить.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицу 3 «Распределение лесов Кокшайского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы 1 лесохозяйственного регламента Кокшайского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 18 декабря 2008 года № 364, в части включения в эксплуатационные леса:

лесных кварталов <...>,

лесных кварталов <...>

лесных кварталов <...>,

лесного квартала <...>.

Обязать Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года