Судья Сабирьянов Р.Я. дело № 7р-8/2021 (7р-363/2020)
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 19 января 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 ноября 2020 года, вынесенное по жалобе ФИО1 на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Йошкар-Оле № 3605 от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении главного бухгалтера ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» ФИО1, родившейся <дата> года в <...>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле № 3605 от 22 июня 2020 года ФИО2 главный бухгалтер ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» (далее – ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ», учреждение) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл ФИО3 от 16 июля 2020 года, вынесенным по жалобе ФИО1, вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 ноября 2020 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. ФИО1 освобождена от административной ответственности с объявлением ей устного замечания.
На указанный судебный акт в Верховный Суд Республики Марий Эл поданы жалобы ФИО1 и врио начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле ФИО4
Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 января 2021 года производство по жалобе врио начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 ноября 2020 года прекращено.
В жалобе на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл ФИО1 выражает несогласие с основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении, указывая, что отсутствует факт неоприходования денежных средств в кассу образовательного учреждения, то есть состав административного правонарушения, в связи с чем просит изменить мотивировочную и резолютивную части судебного акта. Позицию основывает на том, что в конце каждого рабочего дня поступление денежных средств в столовую учреждения оформлялось приходными кассовыми ордерами, а записи о выручке в этот же день вносились в кассовую книгу образовательного учреждения, что свидетельствует о полноте учета выручки, полученной с применением ККТ. При этом необходимость ведения столовой отдельной кассовой книги отсутствует, поскольку столовая учреждения не является его обособленным подразделением, она территориального не обособлена от самой организации, находится с ней на одном земельном участке, является вспомогательной структурой учреждения, включенной в единый образовательный процесс посредством организации питания обучающихся и педагогов в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
На рассмотрение жалобы ФИО1 не явилась, была извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие и отсутствие ее защитника.
Изучив жалобу, выслушав объяснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле ФИО5,
ФИО6, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл ФИО7, полагавших, что отсутствуют основания для удовлетворения жалобы ФИО1, поскольку доказанным является факт отнесения столовой техникума к обособленному подразделению юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Срок давности за данное нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения Банком России принято Указание от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У), которое распространяется на всех юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы собственности.
В соответствии с пунктами 2 и 4.1 Указания № 3210-У в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, кассовые операции (прием наличных денег, выдача наличных денег) оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В силу пункта 4.6 Указания № 3210-У в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Записи в кассовой книге осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверяет записи в кассовой книге подписью.
В силу абзаца седьмого пункта 4.6 Указания N 3210-У в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом, с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, обязанность вести кассовую книгу, где должны быть отражены поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги, распространяется и на обособленное подразделение юридического лица, а самим юридическим лицом устанавливается лишь порядок передачи копий листов кассовой книги в бухгалтерию предприятия.
Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Согласно пункту 5.3 Указания Банка России № 3210-У в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по приходному кассовому ордеру.
Следовательно, неоприходование в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при ее поступлении в обособленное подразделение, в том числе не оформление приходных кассовых ордеров и не внесение записей по приходу наличности в кассовую книгу.
Как следует из материалов дела, в вину главному бухгалтеру ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ» вменено неоприходование выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, в кассовую книгу обособленного подразделения юридического лица (столовой ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ»), что является нарушением пунктов 4.1, 4.6, пунктов 5, 5.1, 5.3 Указаний ЦБ РФ от 11 марта 2014 года
№ 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Так, на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Йошкар-Оле № 13 от 18 марта 2020 года в отношении ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ» проведена проверка полноты учета выручки при осуществлении расчетов за период с 1 октября 2019 года по 18 марта 2020 года.
В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки № 0014 от 28 мая 2020 года, что учреждение осуществляет образовательную деятельность, оказывает различные услуги, в том числе услуги общественного питания в столовой по адресу: г<адрес>.
Кассовые документы, кассовая книга ведутся с применением технических средств.
ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ» имеет зарегистрированную в налоговом органе контрольно-кассовую технику, при этом два ККТ с адресом места установки в столовой по вышеуказанному адресу.
В ходе контрольных мероприятий, проведенных выборочным методом, в обособленном подразделении – столовой выявлено нарушение порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании в кассовую книгу обособленного подразделения денежной наличности в день ее поступления в связи с отсутствием кассовой книги обособленного подразделения. Нарушения выявлены за 14, 17, 18, 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28 февраля, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18 марта 2020 года.
16 июня 2020 года государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок ИФНС России по г. Йошкар-Оле в отношении главного бухгалтера ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ» ФИО1 составлен протокол № 3441 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
В письменных объяснениях к протоколу ФИО1 выражала несогласие с вмененными нарушениями, указывая, что столовая не является обособленным подразделением.
22 июня 2020 года по результатам рассмотрения материалов административного дела начальник ИФНС России по г. Йошкар-Оле вынес постановление № 3605 о назначении главному бухгалтеру учреждения административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Данное постановление было обжаловано ФИО1 в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, должностное лицо которого решением от 16 июля 2020 года постановление оставил без изменения.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы ФИО1 на вышеуказанное постановление должностного лица согласился с его выводами о наличии в рассматриваемом случае события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, вместе с тем усмотрел основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ – признания совершенного правонарушения малозначительным.
Обжалуя решение судьи, ФИО1, не оспаривая фактические обстоятельства дела, не соглашается с мотивировочной частью судебного акта, в которой установлены событие и состав административного правонарушения, указывая, что столовая учреждения не является его обособленным подразделением.
Доводы об этом были предметом проверки должностных лиц налоговых органов и суда, который рассматривал жалобу ФИО1 Оснований не согласиться с суждениями, которые даны в вынесенных постановлениях по данному спорному вопросу с учетом понятия обособленного подразделения, данного в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, не усматривается.
Вместе с тем на момент нахождения в производстве Верховного Суда Республики Марий Эл настоящего дела было установлено наличие оснований для отмены обжалуемого судебного решения.
Указанием Банка России от 5 октября 2020 № 5587-У в Указание Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» внесены изменения, которые вступили в силу с 30 ноября 2020 года.
В соответствии с новой редакцией Указаний № 3210-У абзац седьмой подпункта 4.6 дополнен предложением следующего содержания: «В случае если обособленное подразделение юридического лица не осуществляет хранение наличных денег и по окончании проведения кассовых операций сдает наличные деньги в кассу юридического лица, кассовую книгу <№> такому обособленному подразделению юридического лица допускается не вести.».
Таким образом, в соответствии с действующей в настоящее время редакцией Указаний № 3210-У, если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании кассовых операций сдает их в кассу юридического лица, оно может не вести кассовую книгу.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, в конце каждого рабочего дня поступление денежных средств в столовую ГБПОУ Республики Марий Эл «ЙОСТ», расположенную по адресу:
<адрес>, оформлялось приходными кассовыми ордерами, а записи о выручке в этот же день вносились в кассовую книгу образовательного учреждения.
Учитывая изложенное, на сегодняшний день деяние, совершенное ФИО1, которое признавалось административным правонарушением на момент рассмотрения дела должностным лицом налогового органа и судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, перестало являться таковым.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При этом изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года
№ 2735-О).
Положения части 2 статьи 1.7 «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» и пункта 5 части 1 статьи 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Вместе с тем данное условие в рассматриваемом случае неприменимо, поскольку постановление должностного лица административного органа о назначении ФИО1 административного наказания отменено, она освобожден от административной ответственности с объявлением ей устного замечания, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9
КоАП РФ.
Устное замечание, которым в соответствии с указанной нормой ограничился суд, административным наказанием не является.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, которой руководствуется суд при пересмотре дела в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1, подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 19 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья Э.И. Салихова