НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 17.05.2017 № 7Р-178/2017

Судья Крутихина С.Н. 7р-178/2017

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 17 мая 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Пайгельдиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Шашаева В.А. на решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Исправительная колония
№ 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» Шубинец Е. Ю., <дата> года рождения, уроженки <адрес><...>, проживающей по адресу: <...>, <адрес>,
<адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

установила:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Шашаева В.А. № 08-30-07/16-13 от 27 сентября 2016 года должностное лицо – главный бухгалтер федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл) Шубинец Е.Ю. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 декабря 2016 года постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл оставлено без изменения, жалоба Шубинец Е.Ю. – без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 06 февраля 2017 года решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 декабря 2016 года отменено, дело по жалобе Шубинец Е.Ю. на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 27 сентября 2016 года возвращено на новое рассмотрение в Советский районный суд Республики Марий Эл.

Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года жалоба Шубинец Е.Ю. удовлетворена, постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 27 сентября 2016 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием в действиях Шубинец Е.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Шашаев В.А. просит отменить решение судьи, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, указывает, что вывод судьи о возможности признания факта хозяйственной жизни без первичных документов, каковыми являются путевые листы, противоречит требованиям законодательства, при проведении проверки путевые листы представлены не были, Положение об учетной политике не должно противоречить законодательству, искажение бюджетной отчетности доказано материалами дела, дальнейшие действия Шубинец Е.Ю. не исключают состав административного правонарушения. Также указывает, что в кассовых чеках должна быть указана стоимость топлива в соответствии с контрактом, а не розничная стоимость топлива на АЗС, в случае, если данные отчетов по транзакциям за произведенную заправку топлива не совпадают с данными кассовых и терминальных чеков, должен составляться акт сверки по существу выявленных расхождений, в связи с чем в Отчете можно указывать достоверную информацию только после проставления в кассовых чеках цены контракта или после устранения ошибки в результате произведенного акта сверки.

В возражениях на жалобу Шубинец Е.Ю. просит оставить жалобу без удовлетворения, приводит доводы в поддержку решения судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2017 года.

Выслушав объяснения представителей Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л., Кропотовой Е.Г.,
Коневой И.В., поддержавших доводы жалобы, объяснения Шубинец Е.Ю. и ее защитника Ериной Т.В., поддержавших представленные возражения, изучив жалобу, возражения на жалобу, исследовав материалы жалобного производства, материалы дела об административном правонарушении <№>, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по непредставлению или представлению с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, во втором случае для привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 15.15.6 КоАП РФ необходимо установить, в чем заключается предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Как усматривается из материалов дела, <дата> в ходе проведения должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл выездной проверки использования средств федерального бюджета на обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в 2015 году в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл, главным бухгалтером которого является Шубинец Е.Ю., установлено нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности, а именно:

- в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункта 102 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации допущено искажение (завышение) данных отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <...> по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости.

Проверкой соответствия кассовых и терминальных чеков, отчетов по транзакциям актам за произведенную заправку топлива за 2015 год установлено, что отпускная цена бензина и дизельного топлива, отраженная в чеках и в счетах по транзакциям, не соответствует цене, отраженной в актах за произведенную заправку топлива, в результате чего в журнале операций № 4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» стоимость полученного бензина и дизельного топлива оказалась завышенной;

- также допущено искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на <дата> в графе 8 «Итого» по строке 080 «Материальные запасы» на сумму <...> по причине завышения стоимости остатка бензина на <дата> (не подтверждено данными путевых листов) на сумму <...> и списания в 2015 году на расходы стоимости бензина без подтверждающих документов на сумму <...>

В соответствии с пунктом 3.8 должностной инструкции, утвержденной начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл Богдановым Ю.А. от <...>, главный бухгалтер обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения.

Согласно выписке из приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл от <дата><№>-лс Шубинец Е.Ю. назначена на должность главного бухгалтера ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл.

Должностным лицом административного органа сделаны выводы о том, что действия главного бухгалтера ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл Шубинец Е.Ю. как должностного лица, на которое возложена обязанность по учету бюджетных обязательств, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы Шубинец Е.Ю. судьей районного суда установлено следующее.

В соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл <№> от <дата> утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл (далее – Положение), в соответствии с которым событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности. Событие после отчетной даты (факт хозяйственной жизни) признается существенным, если без знания о нем пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния. Существенность события после отчетной даты ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл определяет самостоятельно, исходя из установленных требований к отчетности. Решение об отражении событий после отчетной даты принимается главным бухгалтером. Существенное событие после отчетной даты отражается в учете и отчетности за отчетный год независимо от его положительного или отрицательного характера для учреждения.

Судья районного суда, установив, что сданные путевые листы за период <...> являются фактами хозяйственной жизни учреждения, как событие после отчетной даты, пришел к выводу, что искажение данных Баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по состоянию на <дата> в графе 8 «Итого» по строке 080 «Материальные запасы» на сумму <...> по причине завышения стоимости остатка бензина на <дата> (не подтверждено данными путевых листов) на сумму <...> и списания в 2015 году на расходы стоимости бензина без подтверждающих документов на сумму <...> не допущено, поскольку они отнесены главным бухгалтером Шубинец Е.Ю. к событиям после отчетной даты и признаны фактами хозяйственной жизни, отражены в учете следующего за отчетным годом периода, что подтверждается текстовой частью Пояснительной записки (ф 0503160) за 2015 год и материалами дела.

В отношении выявленных административным органом нарушений, заключающихся в том, что отпускная цена бензина и дизельного топлива, отраженная в чеках и в счетах по транзакциям, не соответствует цене, отраженной в актах за произведенную заправку топлива, в результате чего в журнале операций <№> «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» стоимость полученного бензина и дизельного топлива оказалась завышенной, в связи с чем допущено искажение (завышение) данных отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <...> по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости, судья районного суда указал следующее.

В соответствии с условиями государственных контрактов № <...> от <дата> и № <...> от <дата> на поставку топлива в 2015 году, заключенных ФСИН России (государственный заказчик) с ООО «<...>» (поставщик), поставщик обязуется поставить грузополучателям государственного заказчика бензин и дизельное топливо, а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату топлива согласно условиям контракта.

Согласно пунктам 1.2.8, 1.2.9 указанных государственных контрактов терминальный чек – финансовый документ, являющийся подтверждением получения топлива в системе отпуска топлива, на котором указывается: номер карты, дата и время заправки, количество полученного топлива, номер чека, подпись предъявителя карты и оператора АЗС. Кассовый чек – первичный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между сторонами расчета с использованием карт, содержащий сведения о расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов. Кассовый чек учитывает количество полученного топлива, стоимость топлива определяется по результатам проведенного аукциона в электронной форме.

В силу пунктов 3.2 вышеназванных государственных контрактов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

Судья районного суда, установив, что при сверках по транзакциям, актов приема-передачи и кассовых, терминальных чеков, которые проводились только по количеству заправленного топлива, расхождения по представленным отчетам не было, пришел к выводу, что на основании представленных кассовых чеков учитывается только количество полученного топлива, а стоимость определяется по результатам проведенного аукциона в электронной форме и стоимости, установленной государственными контрактами, в связи с чем нарушения со стороны главного бухгалтера Шубинец Е.Ю. при составлении отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» в графе 5 «Поступление (увеличение). Всего» и в графе 8 «Выбытие (уменьшение). Всего» по строке 193.03 «Бензин и дизельное топливо» на сумму <...> по причине принятия к учету и списания бензина и дизельного топлива, полученных в рамках централизованного снабжения, по завышенной стоимости отсутствуют.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Советского районного суда Республики Марий Эл пришел к выводу, что в действиях Шубинец Е.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Оснований не соглашаться с данным выводом судьи, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Доводы жалобы, что противоречит требованиям законодательства вывод о возможности признания факта хозяйственной жизни без первичных документов, каковыми являются путевые листы, нельзя признать состоятельными. Судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что сданные путевые листы за период <...> являются фактами хозяйственной жизни учреждения, как событие после отчетной даты, данные события отражены в учете следующего за отчетным годом периода в соответствии с текстовой частью Пояснительной записки (ф 0503160) за 2015 год.

Ссылка в жалобе на то, что при проведении проверки путевые листы представлены не были, искажение бюджетной отчетности доказано материалами дела, дальнейшие действия Шубинец Е.Ю. не исключают состав административного правонарушения, подлежит отклонению. Судьей районного суда при рассмотрении жалобы Шубинец Е.Ю. была дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам, в том числе пояснениям Шубинец Е.Ю. в ходе судебного заседания о том, что путевые листы были подшиты в номенклатурном деле за 2014 год, при проведении проверки указанные документы не запрашивались, представитель административного органа в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл не выезжал. В письменных объяснениях, имеющихся в материалах административного дела, данных при проведении проверки, Шубинец Е.Ю. указала, что произошло списание ГСМ за предыдущий период по причине несвоевременного представления подтверждающих документов в бухгалтерию (за <...> водителем <...>С.). В дальнейшем Шубинец Е.Ю. также последовательно утверждала, что путевые листы за период <...> сданы в бухгалтерию в январе 2015 года после сдачи годовой бухгалтерской отчетности, копии путевых листов на <...> листах были представлены в Советский районный суд Республики Марий Эл при первоначальном рассмотрении жалобы Шубинец Е.Ю. на постановление о назначении административного наказания (том 1 л.д. 101-147).

Указание в жалобе на противоречие Положения об учетной политике законодательству не может быть принято во внимание, поскольку названное Положение утверждено приказом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл <№> от <дата>, и оно не могло являться предметом рассмотрения и проверки на соответствие законодательству при рассмотрении жалобы Шубинец Е.Ю. судьей районного суда.

Довод жалобы о том, что в кассовых чеках должна быть указана стоимость топлива в соответствии с контрактом, а не розничная стоимость топлива на АЗС, в связи с чем ссылка в Отчете на цену контракта без предоставления правильно оформленного первичного учетного документа (кассового чека) является искажением бухгалтерской отчетности, поскольку в Отчете можно указывать достоверную информацию только после проставления в кассовых чеках цены контракта или после устранения ошибки в результате произведенного акта сверки, не может повлечь отмену обжалуемого решения судьи районного суда. В соответствии с пунктами 1.2.9 государственных контрактов № <...> от <дата> и
<...> от <дата> кассовый чек учитывает количество полученного топлива, стоимость топлива определяется по результатам проведенного аукциона в электронной форме. В силу пунктов 3.2 вышеназванных государственных контрактов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Как следует из представленных кассовых чеков, в них также содержится указание на то, что сумма и скидка определены договором. На основании изложенного, установив, что сверка проводилась по количеству заправленного топлива, в результате сверок расхождение не выявлено, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения со стороны главного бухгалтера Шубинец Е.Ю. при составлении отчета ф. 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов».

Таким образом, нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного судьей решения, а также обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения дела, не имеется. Жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья,

решила:

решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от
20 марта 2017 года оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Шашаева В.А. без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Э.И. Салихова