НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 16.08.2012 № 3-11/2012

Дело № 3-11 / 2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 августа 2012 года город Йошкар-Ола

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл В.В. Братухина,

при секретаре Волковой Т.Д.

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Республики Марий Эл А.А. Назарова, представителей Костенко С.А. Пуртовой М.С. и Хорошавиной О.Г., представителя Правительства Республики Марий Эл О.П. Кадыковой, представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл А.С. Мелединой и А.И. Хвата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Костенко С.А. о признании противоречащей закону и недействующей со дня принятия позиции 26 Приложения №1 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» (в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года №150, 18 марта 2011 года №81, 07 марта 2012 года №67) приняты на государственную охрану объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенные на территории Республики Марий Эл, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, согласно приложению №1 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану» (пункт 1 постановления).

Костенко С.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей закону и недействующей с момента принятия позиции 26 приложения №1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл», согласно которой «Дом крестьянина», 1927 года, находящийся по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, дом 143, включен, как памятник истории, в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану.

В обоснование заявления и дополнения к нему Костенко С.А. сослался на то, что ему принадлежит на праве собственности нежилое здание, литер А, этажность 2, назначение нежилое, общей площадью 656,3 кв.м., расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 143, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 12 MP №147628 от 1 мая 2007 года. О внесении указанного здания в перечень объектов культурного наследия Республики Марий Эл ему стало известно в начале июня 2012 года при подготовке строительно-разрешительной документации на проведение реконструкции данного здания.

Заявитель полагает, что причисление здания к объектам памятников истории не соответствует положениям Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статей 3 и 4) и пункту 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865.

Подпункт «а» пункта 2 названного выше Положения, действовавшего на момент принятия оспариваемой части постановления Правительства Республики Марий Эл, относит к памятникам истории - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, укреплением международной солидарности, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. Однако нежилое здание «Дом крестьянина» исторической ценности не представляет, с ним не связаны важнейшие исторические события, в отношении здания не имеется заключения экспертизы, не заключен охранный договор, на здании отсутствует охранная доска.

Заявитель также полагает, что при решении вопроса об отнесении здания к памятникам истории не были соблюдены требования, установленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203.

Кроме того, указанное здание уже принималось на государственную охрану по постановлению Правительства Республики Марий Эл от 03 сентября 1992 года №382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл», однако постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 1995 года №331 «О снятии памятника истории с государственной охраны» здание было снято с государственной охраны в связи с аварийным состоянием.

Нахождением здания под государственной охраной нарушаются интересы заявителя, поскольку здание находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в реконструкции. При этом, расходы на реконструкцию в связи с таким статусом здания значительно увеличиваются, поскольку проект реконструкции и саму реконструкцию могут выполнять только организации, имеющие соответствующую лицензию. Таких организаций в Республике Марий Эл нет.

В отзыве на заявление представитель Правительства Республики Марий Эл Кадыкова О.П. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на следующее.

Правовое регулирование охраны памятников истории и культуры основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл», оспариваемое в части, принято правительством в соответствии с названным выше федеральным законодательством в пределах его полномочий, установленных также Законом Республики Марий Эл от 04 декабря 2003 года №50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл» и Законом Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл». На основании статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом.

В отзыве на заявление исполняющий обязанности министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Актанаев В.И. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие ценность с точки зрения истории.

Положение об историко-культурной экспертизе вступило в силу в 2009 году, первые аттестованные эксперты были утверждены приказом Минкультуры Российской Федерации №448 от 10 декабря 2010 года, следовательно, на момент принятия под государственную охрану объекта культурного наследия регионального значения «Дом крестьянина» проведение соответствующей экспертизы не представлялось возможным. Принятие данного объекта на государственную охрану проводилось в соответствии с положениями Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203. В соответствии с требованиями данной инструкции на объект культурного наследия «Дом крестьянина» были составлены учетная карточка и паспорт объекта культурного наследия, послужившие основанием для его постановки на государственную охрану. Один экземпляр учетной карточки передан в Центр научной документации Научно-методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия согласно статье 27 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» возлагается на собственников объектов.

Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 года №37 и вступило в силу только с 1 января 2010 года.

Согласно пункту 3 статьи 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия «Дом крестьянина» отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации с последующей регистрацией данного объекта в реестре и подлежит государственной охране в соответствие с данным законом.

Кроме того, согласно статье 23 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объектов культурного наследия регионального значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие при участии его представителей Пуртовой М.С. и Хорошавиной О.Г.

В судебном заседании представители Костенко С.А. Пуртова М.С. и Хорошавина О.Г. поддержали заявление, дополнительно пояснили, что события, наличием которых обусловлено отнесение здания «Дом крестьянина» к памятникам истории, не имеют особого значения. В частности, нет доказательств того, что Симонов К.М. что-либо написал здесь. Большую часть времени в здании находилась гостиница, имеются расхождения по дате постройки, указанной в паспорте памятника истории и техническом паспорте здания. Составитель паспорта памятника истории искусствовед Р.М.Д. имел техническое образование, что ставит под сомнение его компетентность в вопросах истории.

Представитель Правительства Республики Марий Эл Кадыкова О.П. с заявлением не согласилась. Поддержала доводы отзыва на заявление, указала на значимость событий, указанных в паспорте памятника истории «Дом крестьянина», для истории республики.

Представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Меледина А.С. и Хват А.И. с заявлением не согласились, поддержали доводы отзыва на заявление. Дополнительно пояснили, что представленные суду паспорт и учетная карточка памятника истории, несмотря на снятие «Дома крестьянина» с государственной охраны в 1995 году, являются действительными в соответствие с пунктом 10 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года. Составление охранного обязательства носит заявительный характер. Составитель паспорта памятника Р.М.Д. по образованию архитектор, являлся работником проектной организации. Другой составитель паспорта С.А.Ф. являлся краеведом, работником Министерства культуры Марийской АССР, закончил историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Крупской, участвовал в качестве ответственного за выпуск каталога «Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл», издание 3-е, дополненное и переработанное, 1993 год.

Выслушав объяснения представителей Костенко С.А. Пуртовой М.С. и Хорошавиной О.Г., поддержавших заявление, представителей Правительства Республики Марий Эл Кадыковой О.П., Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Мелединой А.С. и Хвата А.И., возражавших против удовлетворения заявления, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего требование о признании недействующей с момента принятия оспариваемой части постановления Правительства Республики Марий Эл неподлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

Правовое регулирование отношений по охране памятников истории и культуры на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 9.2 данного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением.

Такие же полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены в положениях статей 2 и 3 Закона Республики Марий Эл от 04 декабря 2003 года №50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл».

Пунктом 1 статьи 3 названного выше закона Республики Марий Эл установлено, что Правительство Республики Марий Эл непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный Правительством Республики Марий Эл в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее именуется - уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Полномочия Правительства Республики Марий Эл также установлены в Законе Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года №23-З «О Правительстве Республики Марий Эл».

В соответствии со статьей 15 настоящего закона, определяющей основные полномочия Правительства Республики Марий Эл в области прав человека и в социальной сфере, Правительство разрабатывает и осуществляет политику в области образования, здравоохранения, социальной защиты и труда, культуры, спорта, туризма.

Нормами статьи 12 данного закона установлено, что Правительство Республики Марий Эл на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.

Исполняя полномочия по охране памятников истории и культуры, установленные названными выше нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, в рамках своей компетенции Правительство Республики Марий Эл приняло постановление от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» (в редакции постановлений Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года №150, 18 марта 2011 года №81, 07 марта 2012 года №67), оспариваемое в части Костенко С.А.

Указанным постановлением в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия Республики Марий Эл и в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Республики Марий Эл «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенные на территории Республики Марий Эл, приняты на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения согласно приложению №1 (пункт 1 постановления). Согласно приложению №1 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану», в соответствии с позицией 26 в него включен, как памятник истории, «Дом крестьянина», 1927 г., находящийся в городском округе «город Йошкар-Ола», ул. Комсомольская, д. 143.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл №7 (151) от 26 июля 2007 года, (статья 358), вступил в силу.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 года №314-III «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл», пунктом 2 Указа Президента Республики      Марий Эл от 24 июля 1996 года №231 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл», действовавших на момент принятия оспариваемого постановления Правительства, Собрание законодательства Республики Марий Эл, периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник» являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются постановления Правительства Республики Марий Эл.

С учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 9, 21), названное постановление Правительства Республики Марий Эл по своему содержанию и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.

Статьей 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Данной статьей также определено, что объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, которым, в том числе, отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

Статья 4 данного Федерального закона разделяет объекты культурного наследия на категории в зависимости от значения таких объектов. По данному критерию различаются объекты федерального, регионального и местного значения.

При этом в силу указанной правовой нормы под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

Оспариваемой частью постановления Правительства Республики Марий Эл «Дом крестьянина», 1927 г., находящийся в городском округе «город Йошкар-Ола», ул. Комсомольская, д. 143, включен в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану, как памятник истории.

В настоящее время нежилое здание литер А, этажность 2, назначение нежилое, общей площадью 656,3 кв.м., расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 143 принадлежит на праве собственности заявителю Костенко С.А., что подтверждается договором купли-продажи нежилого здания от 12 апреля 2007 года и свидетельством о государственной регистрации права серия 12 MP №147628 от 1 мая 2007 года.

Земельный участок по указанному адресу, общей площадью 1078,0 кв.м., предназанченный для размещения и обслуживания данного здания, предоставлен Костенко С.А. в аренду на неопределенный срок на основании договора от 19 июня 2007 года №3414/2007н, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», действующим от имени муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл 05 июля 2012 года.

В соответствии с пунктами 2 и 8 статьи 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из объяснений представителей Правительства Республики Марий Эл и заинтересованных лиц следует, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении здания не проводилась ввиду отсутствия нормативного правового акта, регламентирующего проведение такой экспертизы. Положение о государственной историко-культурной экспертизе было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года №569.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865 (СП СССР, 1982, №26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 13 указанного выше Положения государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, пунктом 9 которой также установлено, что государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

В соответствии с пунктом 12 данной инструкции при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

При этом действовавшее законодательство не предъявляло каких-либо требований по форме заключения экспертизы.

Кроме того, положениями пунктов 14, 15 и 16 инструкции установлено, что государственные органы охраны памятников организуют обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ.

Частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суду представлены учетная карточка от 24 октября 1991 года и паспорт от 15 ноября 1991 года, составленные в отношении памятника истории «Дом крестьянина», находящегося по адресу Марийская АССР, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 143.

Согласно сведениям, содержащимся в учетной карточке, памятник истории «Дом крестьянина», находящийся по адресу Марийская АССР, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 143, датирован 1925-1971, 1941-1946, 1935 годами. В этом здании в годы эвакуации находился штаб Ленинградской военно-воздушной академии и бывали советские поэты и писатели Долматовский Е.А. и Симонов К.М. В кратком описании указано, что это одно из первых зданий, построенных специально для политического и культурного центра крестьян. Двухэтажное деревянное здание расположено в центральной, исторической части города. В основе плана – четырехстенный сруб, с прямоугольным прирубом с северной стороны. Каждый этаж имеет Г - образный коридор. По главному фасаду, над парадным входом, деревянный балкон. Над крышей выступает четырехугольный фонарь-мансарда. Сруб срублен из сосновых бревен с остатком, диаметром до 30 см. Размер здания в плане 28,60х16.30 м. Мемориальная доска отсутствует.

В паспорте памятника истории «Дом крестьянина», находящегося по адресу Марийская АССР, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 143, указано следующее.

В связи с превращением г. Йошкар-Олы в начале 1920-х годов в административный, политический и культурный центр, происходил быстрый рост населения. Рост города требовал строительства «Дома крестьянина».

Строительство здания завершилось в конце 1924 года и сдано в эксплуатацию 21 января 1925 года. «Дом крестьянина» был построен на ул. Зарубинская, 49 (с 1938 года улица называется Комсомольская). Автор проекта неизвестен, заказчиком выступал горкомхоз.

«Дом крестьянина» в то время выполнял ряд функций: во-первых, был гостиницей для крестьян, приезжающих в город; во-вторых, был юридически-правовым центром, защищающим интересы крестьян; в-третьих, здесь устраивались ежегодные сельскохозяйственные выставки достижений народного хозяйства Марийской автономной области и производились различные совещания по вопросам развития сельскохозяйственного производства. Так, с 5 по 8 мая 1925 года в нем проходило второе областное агрономическое совещание Маробласти.

В годы Великой Отечественной войны по директиве от 24 июля 1941 года Ленинградская военно-воздушная академия переведена в г. Йошкар-Олу. Штаб академии разместился в «Доме колхозника», а факультеты были размещены в 22 зданиях города. В ноябре-декабре 1941 года были подготовлены первые офицеры летчики. За годы эвакуации было подготовлено более 200 научных работ. В апреле-мае 1945 года академия вернулась в г. Ленинград. 10 июня 1945 года она награждена орденом Красного Знамени. В настоящее время академия называется «Военный Краснознаменный институт им. А.Ф. Можайского».

В 1935 году в «Доме колхозника» проживали: русский, советский поэт Евгений Аронович Долматовский (р. 1915), публицист., лирика, поэмы, тексты песен; сборники «Слово о завтрашнем дне» (1949; Гос. Прем. СССР, 1950), «Годы и песни» (1963), «Было. Записки поэта» (кн. 1-2, 1973 – 1979); русский, советский писатель Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979), Герой. Соц. Труда (1974), поэмы, сборники лирики, повести, в т.ч. «Дни и ночи» (1943-44); роман-трилогия «Живые и мертвые» (1959-71; Лен. прем., 1974); дневники военных лет, пьесы, публицист., критика).

В 1955 году «Дом крестьянина» переименовывают в «Дом колхозника», а в 1971 году здесь размещается гостиница «Колос».

В 1976 году гостиница была закрыта, а в здании разместилось «объединение общественного питания Управления Общественного питания при Совете Министров Марийской АССР» и республиканское отделение ОСВОД.

Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника дана как одному из первых зданий, построенных специально для политического и культурного центра крестьян, связанного с деятельностью в годы эвакуации штаба Ленинградской военно-воздушной академии и пребыванием советского поэта Е. Долматовского и сов. писателя К. Симонова. Рекомендовано принять под охрану, как памятник истории местного значения.

В паспорте памятника истории также содержится его описание, указаны библиография, архивные источники получения соответствующей информации.

Также в паспорте указано, что проект охранных зон памятников истории и культуры г. Йошкар-Ола, включающий и настоящий объект, выполнен в 1988 – 1991 годах институтом Ленгипрогор. К настоящему времени проект находится на стадии согласования.

К паспорту приложены фотографии «Дома крестьянина» за 1989 и 1991 годы, планы первого и второго этажей здания, Генплан: Марийская АССР, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 143 «Дом крестьянина», 1925 – 1971.

Суду представлены копии библиографических и архивных материалов, подтверждающих наличие событий, указанных в паспорте памятника истории «Дом крестьянина» - статьи «Жилищно-коммунальное строительство», журнал М.А.О., №4-6, 1978 г.; статьи «Добрая память», опубликованной в газете «Марийская правда» от 2 июня 1978 года; фрагмента сборника Е. Долматовского «Было. Записки поэта. Новые страницы.», Москва, Советский писатель, 1988 г.

Сами паспорт и учетная карточка памятника составлены искусствоведом Р.М.Д. и инспектором по охране памятников С.А.Ф.

Из документов, представленных суду представителями Правительства Республики Марий Эл и Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, следует, что Р.М.Д. работал в Средневолжском филиале института «Спецпроектреставрация» с 08 декабря 1981 года по 04 сентября 1998 года в должности техника-архитектора, с 1993 года – в должности инженера (исх. №141 от 16 августа 2012 года Средневолжского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» на запрос министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл). Из кадровых дел Министерства культуры Марийской АССР в отношении С.А.Ф. следует, что С.А.Ф. имел высшее образование, закончил в 1963 году Марийский государственный педагогический институт им. Крупской по специальности история, марийский язык и марийская литература, в период с 1970 года по 1993 год работал в должностях ст. инспектора Министерства культуры Марийской АССР, директора Марийского республиканского краеведческого музея, ответственным секретарем Марийского отделения ВООПиК, инженера-экономиста планово-финансового отдела Министерства культуры Марийской АССР. В 1993 году С.А.Ф. участвовал в качестве ответственного за выпуск каталога «Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл», издание 3-е, дополненное и переработанное.

При указанных выше обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии историко-культурной экспертизы объекта не могут служить основанием для признания незаконным включения «Дома крестьянина» в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану. Вышеназванные паспорт памятника истории и учетная карточка памятника истории с достоверностью подтверждают историко-культурную ценность объекта «Дом крестьянина» как памятника истории Республики Марий Эл, по существу содержат заключение специалистов об историко-культурной ценности объекта. Оснований сомневаться в компетентности и квалификации Р.М.Д. и С.А.Ф. не усматривается.

Также у суда не имеется сомнений в отношении значимости указанных в паспорте и учетной карточке памятника истории «Дом крестьянина» событий для истории Республики Марий Эл, соответствия их характера требованиям статьи 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что Правительством Республики Марий Эл, Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл представлены достаточные доказательства, подтверждающие характер «Дома крестьянина», находящегося по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, 143, как памятника истории в смысле, придаваемом данному понятию положениями статей 3 и 4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также законность и обоснованность принятия его под государственную охрану постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл».

Положенные в обоснование заявления доводы о том, что указанное здание уже принималось на государственную охрану по постановлению Правительства Республики Марий Эл от 03 сентября 1992 года №382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл», однако постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 октября 1995 года №331 «О снятии памятника истории с государственной охраны» здание было снято с государственной охраны в связи с аварийным состоянием, о неудовлетворительном состоянии здания в настоящее время (процент износа здания согласно справке филиала по Республике Марий Эл ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 07 августа 2012 года №1201/2-7272 составляет 71%, по отдельным позициям 80%), подлежат отклонению, поскольку данные обстоятельства не имеют существенного значения по настоящему делу. Они не предусмотрены законом в качестве оснований для признания недействительным нормативного правового акта о принятии объекта культурного наследия под государственную охрану. В 2012 году в отношении отдельных помещений нежилого здания по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, дом 143 было заключено 9 договоров арены с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предложения об их расторжении в связи необходимостью проведения существенной реконструкции здания направлены арендаторам лишь 01 июня 2012 года.

Не имеет значения для разрешения данного дела тот факт, что сравнение планов 2-го этажа здания, находящихся в паспорте памятника истории и техническом паспорте нежилого здания по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, дом 143 (2002 год), показывает изменение планировки двух внутренних помещений, поскольку на невозможность восстановления первоначальной планировки представителями заявителя не указывается.

В силу положений пункта 10 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года, согласно которым документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников, факт снятия «Дома крестьянина» с государственной охраны в 1995 году не влияет на достоверность сведений, содержащихся в учетной карточке и паспорте данного памятника истории, не делает указанные документы недействительными.

Незаключение охранного договора, неустановка на здании охранной доски не свидетельствуют об отсутствии историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Факт различия в дате постройки, указанной в паспорте памятника истории «Дом крестьянина» г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, дом 143 (1925 год) и техническом паспорте нежилого здания по адресу г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, дом 143 (1927 год) не свидетельствует о том, что данные объекты являются разными зданиями, поскольку из остальных материалов дела видно, что это одно и тоже здание.

Как пояснила представитель Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл А.С. Меледина, в настоящее время единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации находится в процессе формирования.

Само по себе отсутствие регистрации объекта культурного наследия в едином государственном реестре не является в силу закона основанием для лишения объекта соответствующего статуса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения права пользования объектами культурного наследия установлены в нормах Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статьи 30, 35, 44 и другие настоящего закона).

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании вышеизложенного суд полагает, что в удовлетворении заявления Костенко С.А. о признании противоречащей закону и недействующей с момента принятия позиции 26 приложения №1 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» следует отказать.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Костенко С.А. о признании противоречащей закону и недействующей со дня принятия позиции 26 приложения №1 «Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принимаемых на государственную охрану» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года №162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл В.В. Братухин