дело № 3а-8/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 15 апреля 2016 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Жуковой Г.В.,
при участии прокурора – помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В.,
с участием:
представителя общества с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» ФИО1 (<...>),
представителей Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл ФИО2 (<...>), ФИО3 (<...>),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» о признании приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и не соответствующим пунктам 2, 13 и 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пунктам 7 и 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, возложении на Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» (далее – регулируемая организация, ООО «МТсК») обратилось в суд с административным иском о признании приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» (далее – приказ № 242 т) в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года, недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и не соответствующим пунктам 2, 13 и 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пунктам 7 и 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э. В обоснование иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.
ООО «МТсК» осуществляет деятельность по реализации тепловой энергии и теплоносителя в г. Волжске Республики Марий Эл на основании тарифов, утверждаемых Министерством экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее – Министерство, орган регулирования).
Приказом № 242 т были установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО «МТсК», на 2016-2018 годы согласно приложению № 2.
Данный приказ был опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл и вступил в силу с 1 января 2016 года.
В соответствии с приложением № 2 к приказу № 242 т были установлены одноставочные тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 52,85 рублей / куб. м., на период с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года с применением повышающих индексов к базовому тарифу в размере 52,85 рублей / куб. м. (на период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года – 55,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - 58,02 рублей / куб. м.
Приложением № 2 к приказу № 242 т были также установлены одноставочные тарифы на теплоноситель для населения с учетом НДС (18 %) на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 62,36 рублей / куб. м. (52,85 рублей / куб. м. + 18 %), на период 01.07.2017 года по 31.12.2018 года с применением повышающих индексов к тарифу в размере 62,36 рублей / куб. м. (на период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года - 65,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - 68,46 рублей / куб. м.
Из выписки из протокола заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 следует, что на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года для ООО «МТсК» был установлен размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ) от поставки теплоносителя в размере 35756170 рублей, а объем полезного отпуска теплоносителя в размере 676506,2 куб. м.
ООО «МТсК» считает, что приказ № 242 т в части приложения № 2 к приказу, установившего одноставочные тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 52,85 рублей / куб. м., с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года в размере 55,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года в размере 58,02 рублей / куб. м., а также одноставочные тарифы на теплоноситель для населения на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 62,36 рублей / куб. м., с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года в размере 65,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года в размере 68,46 рублей / куб. м., противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания).
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В силу абзаца 1 пункта 12 Методических указаний определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются, в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с действующим правовым регулированием ООО «МТсК» произвело собственный расчет НВВ, которая необходима административному истцу, как регулируемой организации, для поставки потребителям теплоносителя в период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в объеме полезного отпуска, учтенного при установлении тарифов на теплоноситель для ООО «МТсК» на обозначенный период регулирования и отраженного в выписке из протокола заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 (676506,2 куб. м.).
Административным ответчиком из значения НВВ от поставки теплоносителя были полностью исключены расходы по налогу на прибыль (1623680 рублей), а также расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя (6494700 рублей).
ООО «МТсК» считает, что корректный размер необходимой валовой выручки, которая необходима административному истцу, как регулируемой организации, для поставки потребителям теплоносителя в период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в объеме полезного отпуска, учтенного при установлении тарифов на теплоноситель для ООО «МТсК» на обозначенный период регулирования и отраженного в выписке из протокола заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 (676506,2 куб. м.) составляет 43874540 рублей.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Руководствуясь приведенным правилом и используя рассчитанное правильное значение необходимой валовой выручки (43874540 рублей) и объем полезного отпуска теплоносителя, указанный в выписке из протокола заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 (676506,2 куб. м.), ООО «МТсК» произвело собственный расчет корректного значения тарифа на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 64,85 рублей / куб. м. (43874540 рублей (НВВ) / 676506,2 куб. м. (объем полезного отпуска теплоносителя). Неправильность определения административным ответчиком базового тарифа на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года влечет за собой некорректность значений тарифов на теплоноситель на период с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года (в связи с определением соответствующих значений путем индексирования базового тарифа), а также тарифов на теплоноситель для населения на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года (в связи с определением соответствующих значений путем индексирования базового тарифа и прибавления НДС (18%).
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности приказа № 242 т в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года, и противоречии вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые положения приказа № 242 т нарушают права и законные интересы общества, в частности, конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, право на получение прибыли в полном объеме от осуществляемой предпринимательской деятельности (статья 2 ГК РФ).
Оспариваемый нормативный правовой акт, установивший для ООО «МТсК» заниженные тарифы на теплоноситель на период с 1.07.2016 года по 31.12.2018 года, нарушает права административного истца в части возможности осуществления регулируемого вида деятельности в соответствии с экономически обоснованным объемом необходимой валовой выручки и статей расходов.
Так, при отсутствии достаточного финансирования ряда важных статей расходов ООО «МТсК» не сможет в полном объеме осуществлять деятельность по горячему водоснабжению г. Волжска Республики Марий Эл. Сокращение или отсутствие расходов по иным статьям расходов в рамках НВВ в целом ухудшает деятельность ООО «МТсК», делает невозможным осуществление горячего водоснабжения г. Волжска Республики Марий Эл в полном объеме.
В дополнениях к административному исковому заявлению ООО «МТсК» более подробно излагает свою позицию по административному делу, выражает несогласие с доводами возражений административного ответчика, приводит свою оценку материалам тарифного дела, а также просит в соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ возложить на Министерство обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ № 242 т в оспариваемой части.
В письменных возражениях Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл выражает несогласие с административным иском и указывает, что представленный ООО «МТсК» расчет необходимой валовой выручки за период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года, необходимый ему для поставки потребителям теплоносителя, ничем не обоснован. Признание приказа № 242 т недействующим в части приложения № 2 не приведет к пересмотру тарифного решения в целом. Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями. Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов. Согласно пункту 33 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально. В силу пунктов 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Первичные учетные документы, по которым ООО «МТсК» производило расчет необходимых затрат и которые бы подтверждали расходы, связанные с производством теплоносителя, Министерству в рамках тарифного дела не представлены. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам, отражающим расходы и доходы, также не представлены. План счетов бухгалтерского учета (приложение № 1 к учетной политике организации) не выделяет субсчета либо номенклатурные группы, отражающие доходы и расходы по регулируемым видам деятельности. Вид деятельности - производство теплоносителя в бухгалтерской и статистической отчетностях не выделен. Не представлено распределение по статьям затрат «Цеховые расходы» и «Общехозяйственные расходы» по регулируемым видам деятельности. Кроме того, представленные ООО «МТсК» в рамках тарифного дела, как обоснование, сводные таблицы с расшифровкой по оспариваемым статьям затрат не относятся к первичным учетным документам. Министерством в порядке, установленном пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов), проведена экспертиза поступившего от ООО «МТсК» предложения об установлении цен (тарифов) на теплоноситель на предмет определения экономической обоснованности. При проведении экспертизы рассматривались и принимались во внимание все представленные документы. ООО «МТсК» в административном исковом заявлении указывает, что регулятором при расчете необходимой валовой выручки на производство теплоносителя были полностью исключены расходы по налогу на прибыль (1623680 рублей), а также расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя (6494700 рублей). По результатам анализа представленных ООО «МТсК» материалов Министерство, руководствуясь пунктом 33 Правил регулирования цен (тарифов), предложило исключить ряд предложенных организацией расходов из расчета тарифа на теплоноситель, как экономически необоснованных. ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма по статье затрат «Выпадающие (недополученные) доходы» по производству теплоносителя, связанные с изменением объемов реализации теплоносителя за отчетный период регулирования (2014 год), в размере 44228,50 тыс. руб. Позднее данная статья затрат (письмо ООО «МТсК» от 19 ноября 2015 г. вх № 588) была скорректирована организацией до 6494,7 тыс. руб. Данные расходы не приняты к учету Министерством как экономически необоснованные. По данному виду регулируемых услуг по итогам 2014 года организация получила валовую прибыль в размере 48329 тыс. руб. Наряду с фактически полученными в расчетном периоде регулирования доходами у организации согласно бухгалтерскому балансу имелась дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2014 года в размере 89648,0 тыс. руб., указывающая на то, что соответствующие доходы организаций могут быть получены в будущем. Кроме того, на 2014 год для ООО «МТсК» были установлены тарифы на горячую химически очищенную воду. Тарифы на теплоноситель не утверждались. ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма налога на прибыль в размере 11193,55 тыс. руб. без обосновывающих материалов (отсутствуют расчет налога на прибыль, налоговые декларации по налогу на прибыль). Позднее сумма налога на прибыль (письмо ООО «МТсК» от 19 ноября 2015 г. вх. № 588) была скорректирована организацией до 2798,40 тыс. руб. Министерством в расчет необходимой валовой выручки по производству теплоносителя на 2016 год не включены суммы налога на прибыль ввиду отсутствия налогооблагаемой базы.
В отзыве и письменных объяснениях Федеральная антимонопольная служба России в лице заместителя руководителя ФИО4 указывает, что оспариваемый в части приказ № 242 т не нарушает права, свободы и законные интересы ООО «МТсК», отмечает, что действующим законодательством предусмотрен учет расходов, понесенных регулируемой организацией в предшествующие периоды регулирования, в случае их соответствующего обоснования. В связи с этим, административный истец не лишен права представить в адрес Министерства документы, подтверждающие ведение заявителем раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат рассмотрению органом регулирования тарифов и учету в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в следующих периодах регулирования цен (тарифов). В ином случае определить корректный экономически обоснованный фактический объем выпадающих доходов ООО «МТсК» не представляется возможным.
В судебных заседаниях представитель ООО «МТсК» ФИО1 административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что при расчете НВВ не учтены расходы, связанные с доведением воды до установленных параметров качества теплоносителя, расходы по налогам на прибыль. Все необходимые документы в части выпадающих доходов были представлены регулятору. Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством параметров качества теплоносителя - это и есть выпадающие доходы. Об этих выпадающих доходах речь идет в приказе ФСТ от 9 декабря 2014 года, письме Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, письме ФАС России от 10 марта 2016 года. Приказ ФСТ от 9 декабря 2014 года является обязательным при установлении тарифов на 2016 и последующие годы. При установлении тарифов на предыдущий период регулирования выпадающие доходы 2013 года частично были включены в состав необходимой валовой выручки 2015 года. Выпадающие доходы 2014 года регулятор должен был включить в состав необходимой валовой выручки 2016 года. Требование ответчика о предоставлении первичных учетных документов является необоснованным, поскольку недополученный доход обусловлен снижением объема полезного отпуска, то есть отпустили ресурса меньше, чем было заложено при установлении тарифа. Министерством должна была быть учтена и включена в НВВ расчетная предпринимательская прибыль, при этом предоставление дополнительных документов не предусмотрено. Оспариваемый приказ является незаконным, по выпадающим доходам у регулятора есть обязанность включать их в НВВ.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл ФИО2 с административным иском не согласилась, дала пояснения в соответствии с отзывами, дополнительно пояснила, что первоначально заявленная величина необходимой валовой выручки на производство теплоносителя на 2016 год по данным ООО «МТсК» составила 91584000 руб. В ходе анализа экономической обоснованности величины необходимой валовой выручки ООО «МТсК» скорректировало свою заявку, снизив величину до 45000000 руб. В приказе ФСТ от 9 декабря 2014 года № 2189-д о частичном удовлетворении требований указано, что в случае документального подтверждения факта недосбора ООО «Марийская Теплосетевая Компания» в 2013 и 2014 году необходимой валовой выручки осуществить его учет в порядке, установленном абзацем третьим пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. По результатам экономической деятельности по теплоносителю ООО «МТсК» за предшествующий период регулирования получило прибыль, что отражено в протоколе заседания правления от 25 ноября 2015 года. Таким образом, Министерство установило экономически обоснованный расчет в размере 35756250 руб., это величина необходимой валовой выручки, которая необходима для осуществления регулируемой деятельности в 2016 году. На 2014 год для ООО «МТсК» были установлены тарифы на горячую химически очищенную воду. Тарифы на теплоноситель не утверждались. ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма налога на прибыль в размере 11193,55 тыс. руб. без обосновывающих материалов, отсутствует расчет налога на прибыль, отсутствуют налоговые декларации по налогу на прибыль. Позднее сумма налога на прибыль организацией была скорректирована до 2798,40 тыс. руб. (письмо ООО «МТСК» от 19 ноября 2015 года). Министерством в расчет необходимой валовой выручки по производству теплоносителя на 2016 год не включены суммы налога на прибыль ввиду отсутствия налогооблагаемой базы. Все расходы должны быть подтверждены первичными документами. Факт недосбора не был подтвержден документально. Все заявления ООО «МТсК» основаны на расчетных таблицах, не подтвержденных первичной бухгалтерской и налоговой документацией. Необходимая валовая выручка по данному виду услуг, то есть при расчете теплоносителя, была утверждена на 2016 год методом индексации. Проиндексированы все статьи затрат, кроме выпадающих доходов, так как эти выпадающие доходы не подтверждены документально и организация за предыдущий период регулирования получила прибыль по этому виду услуг. Организация в целях документального подтверждения факта недосбора должна представить декларацию по налогу на прибыль с отметкой налогового органа, бухгалтерскую статистическую отчетность, сведения по ведению раздельного учета, платежные документы по населению в части подтверждения о недополученных объемах. ООО «МТсК» необходимо документально подтвердить, что в 2014 году организация недобрала необходимую валовую выручку к той выручке, которая была установлена в тарифах 2014 года путем снижения объемов практически на четверть. Все документы ООО «МТсК» представила в виде расчетных таблиц, не подтвержденных документально. Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством параметров качества теплоносителя, были скорректированы с 44228,50 тыс. руб. до 6494,7 тыс. руб. Данные расходы не приняты Министерством к учету как экономически необоснованные. По данному виду регулируемых услуг по итогам 2014 года организация получила валовую прибыль в размере 48329 тыс. руб. Наряду с фактически полученными в расчетном периоде регулирования доходами у организации согласно бухгалтерскому балансу имелась дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2014 года в размере 89648,0 тыс. руб., указывающая на то, что соответствующие доходы организацией могут быть получены в будущем периоде. Таким образом, выпадающих доходов не было, поэтому учитывать их не нужно. Выпадающие доходы не подтверждены документально. В соответствии с учетной политикой предприятие обязано вести как бухгалтерскую, так и налоговую отчетность. Одной из форм отчетности бухгалтерского учета является налоговый учет. Одна из форм бухгалтерской отчетности - это бухгалтерский баланс, который формируется на основании оборотно-сальдовых ведомостей. Оборотно-сальдовые ведомости являются подтверждением ведения организацией бухгалтерского учета. Все строки бухгалтерского баланса связываются с итогами оборотов за год по предприятию того или иного счета. В связи с этим любая цифра, подтверждаемая в бухгалтерском балансе, могла быть подтверждена оборотно-сальдовой ведомостью. Объемы могут быть отражены на 62, 76 либо ином счете, на котором отражается работа предприятия с потребителями в соответствии с учетной политикой. В подтверждение выпадающих доходов ООО «МТсК» никакие документы не представило. Из представленной бухгалтерской и статистической отчетности не видно выпадающих доходов. Запросы по документам не направляли, так как было все понятно. Из представленных документов не увидели снижение полезного отпуска. В части налога на прибыль. ООО «МТсК» не представила декларацию по налогу на прибыль за 2014 год. Бухгалтерский баланс ООО «МТсК» указывает общий учет, там нет раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности. В этом случае нельзя увидеть в бухгалтерском балансе, что у ООО «МТсК» имеется налог на прибыль по виду деятельности в части теплоносителя. Нормативный уровень прибыли не был указан в материалах ООО «МТсК». У организации была возможность дополнительно заявить о включении расходов на расчетную предпринимательскую прибыль.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, суду пояснила следующее.
ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма по статье затрат «Выпадающие (недополученные) доходы» по производству теплоносителя, связанные с изменением объемов реализации теплоносителя за отчетный период регулирования (2014 год), в размере 44228,50 тыс. руб., в том числе в обоснование по данной статье затрат ООО «МТсК» был представлен «Расчет недополученного дохода по горячей воде за 2013 год» на сумму 18282,8 тыс. руб. Позднее данная статья затрат была скорректирована организацией до 6494,7 тыс. руб. На заявленную по статье «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя» сумму в размере 6494,70 тыс. руб. ООО «МТсК» обосновывающие документы не представлены. В материалах тарифного дела имеется документ «Разногласия по тарифу на тепловую энергию и теплоноситель на 2016 год». Представленные сводные таблицы в подтверждение факта недосбора ООО «МТсК» необходимой валовой выручки за 2014 год «Полезный отпуск тепловой энергии и горячей воды за 2014 год» в связи со снижением объемов реализации горячей воды носят заявительный характер. Таким образом, по статье «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя» сумма в размере 6494,70 тыс. руб. не принята к учету Министерством как экономически необоснованная. По данному виду регулируемых услуг по итогам 2014 года организация получила валовую прибыль в размере 48329 тыс. руб. В качестве обоснования по данной статье ООО «МТсК» необходимо было представить следующие документы: копии оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 62, 76 плана счетов бухгалтерского учета, либо других счетов по расчетам с потребителями энергоресурсов, в соответствии с утвержденной учетной политикой организации (помесячно); копии счетов-фактур по выставленным счетам за потребленные энергоресурсы (помесячно). ООО «МТсК» указывает, что регулятором при расчете НВВ на производство теплоносителя были полностью исключены расходы по налогу на прибыль. ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма налога на прибыль в размере 11193,55 тыс. руб. Позднее сумма налога на прибыль (письмо ООО «МТсК» от 19 ноября 2015 года № 588) была скорректирована организацией до 2798,40 тыс. руб. ООО «МТсК» в исковом заявлении сумма налога на прибыль оспаривается в размере 1623,68 тыс. руб., но в расчетных материалах данная цифра нигде не прослеживается. Организацией были представлены только декларации по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу. Сам расчет налога на прибыль в рамках тарифного дела не представлен, ООО «МТсК» является плательщиком налога на прибыль.
Представитель Федеральной антимонопольной службы России, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО5 (доверенности от 15 марта 2016 года № ИА/16100/16, от 11 января 2016 года № 01-13/1) поддержала позицию ФАС России, изложенную в отзыве и письменных объяснениях.
Свидетель ФИО6 суду пояснил, что представитель ООО «МТсК» присутствовал на заседании правления, дело рассматривалось подробно, формат протокола заседания правления ничем не предусмотрен, до принятия тарифного решения организации высылалась смета, организация вплоть до заседания правления могла представить расчетные материалы.
Свидетель ФИО7 пояснила, что расчетные материалы по теплоносителю были заявлены в апреле 2015 года, впоследствии организация представляла дополнения, на заседаниях присутствовали ФИО8 и ФИО9, в разногласиях часть вопросов была снята, не были урегулированы только выпадающие доходы, налог на прибыль организация в расчетных материалах не заявляла, налоговая декларация не была представлена.
Свидетель ФИО9 пояснила, что идет резкое снижение полезного отпуска из-за перевода МКД на счетчики, расчет идет не по нормативам, разрыв более 30% от плана. Предприятие имеет право претендовать на компенсацию недополученных доходов в последующих трех периодах регулирования. Регулятор мог определить размер выпадающих доходов из представленных материалов.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Отношения в сфере теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – названный Федеральный закон).
В силу пункта 1 части 3 статьи 7 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с частью 3 статьи 8 названного Федерального закона регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1-2.3 настоящей статьи, следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) тарифы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года № 148, Министерство является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл и контроль (надзор) за их применением.
Согласно пункту 8 названного Положения к основным задачам Министерства относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Пунктом 14 названного Положения предусмотрено, что для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется правление Министерства общей численностью не более 9 человек.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл № 242 т от 25 ноября 2015 года «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» были установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО «МТсК», на 2016-2018 годы согласно приложению № 2.
В соответствии с приложением № 2 к приказу № 242 т были установлены одноставочные тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 52,85 рублей / куб. м., на период с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года с применением повышающих индексов к базовому тарифу в размере 52,85 рублей / куб. м. (на период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года – 55,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - 58,02 рублей / куб. м.
Приложением № 2 к приказу № 242 т были также установлены одноставочные тарифы на теплоноситель для населения с учетом НДС (18 %) на период с 01.07.2016 года по 30.06.2017 года в размере 62,36 рублей / куб. м. (52,85 рублей / куб. м. + 18 %), на период 01.07.2017 года по 31.12.2018 года с применением повышающих индексов к тарифу в размере 62,36 рублей / куб. м. (на период с 01.07.2017 года по 30.06.2018 года - 65,57 рублей / куб. м., с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - 68,46 рублей / куб. м.
Данный приказ был опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, внесен Министерством юстиции Республики Марий Эл в Реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Марий Эл 2 декабря 2015 года за регистрационным номером 121220150229 и вступил в силу с 1 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 г. № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» (в редакции закона от 21 марта 2012 г. № 2-З) официальным опубликованием нормативного правового акта Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Аналогичная норма содержится в пункте 10 Указе Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл».
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункты 9, 21), суд по своей инициативе проверяет, соблюдена ли процедура принятия и опубликования названного приказа, несмотря на отсутствие соответствующих доводов ООО «МТсК.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 90-ФЗ «О теплоснабжении», иными нормативными правовыми актами.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 названного Федерального закона).
Статья 8 названного Федерального закона предусматривает 9 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление тарифа на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 названного Федерального закона).
Согласно статье 3 названного Федерального закона общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5); обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7).
Часть 1 статьи 7 названного Федерального закона к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Статья 10 названного Федерального закона определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть 1); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, из которых следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (пункт 22).
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, определен Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее - Правила регулирования).
Из системного анализа положений пунктов 14, 15, 16, 26, 33 Правил регулирования, следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Раздел 4 Правил регулирования определяет порядок открытия дел об установлении цен (тарифов), который в том числе включает перечень необходимых материалов, представляемых при предложении об установлении цен (тарифов); порядок проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов); форму решения органа регулирования.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава ООО «МТсК» от 10 августа 2014 года предметом деятельности общества, в том числе являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Из сведений о юридическом лице - ООО «МТсК», содержащихся в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 февраля 2016 года, следует, что участниками общества являются иностранные юридические лица со страной происхождения Доминика, основным видом деятельности являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), общество имеет лицензию на ведение деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, по 10 объектам, расположенным в г. Волжске Республики Марий Эл.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, 28 апреля 2015 года ООО «МТсК» обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа на теплоноситель, поставляемый потребителям, на 2016 год, указав заявляемую величину НВВ 91584,1 тыс. рублей, метод регулирования тарифов – метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Приказом Министерства от 7 мая 2015 года № 110 открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы № 18-12/1.13-2015, определен метод регулирования – метод индексации установленных тарифов.
Правильность примененного Министерством метода регулирования ООО «МТсК» не оспаривается. Как указывалось стороной административного ответчика, примененный метод регулирования соответствует положениям Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
Сведения о том, что разногласия по выбору метода регулирования были рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, что предусмотрено пунктом 26 Правил регулирования, сторонами суду не представлены.
8 мая 2015 года в адрес заявителя органом регулирования было направлено уведомление об открытии дела об установлении тарифа на теплоноситель, реализуемый ООО «МТсК», на 2016-2018 годы методом индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу пункта 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Как предусмотрено пунктом 12 Методических указаний, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования. В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях), достигнутая регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет. Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Из материалов дела об установлении тарифа на поставляемый теплоноситель для потребителей ООО «МТсК» следует, что Министерством была проведена экспертиза предложения (заявления) регулируемой организации, в частности, проведены расчет необходимой валовой выручки и определение ее экономической обоснованности, расчет тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.
Согласно пункту 29 Правил регулирования, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Проанализировав указанное экспертное заключение, суд приходит к выводу о его соответствии в целом требованиям пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, так как оно содержит мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии. Ошибочное поименование выпадающих доходов в сумме 6494,7 тыс. руб. расходами по сомнительным долгам, что также зафиксировано в протоколе заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 само по себе не свидетельствует о незаконности данных актов, так как отказ во включении этой суммы в необходимую валовую выручку является по существу правильным. При этом в приложении № 2 к протоколу заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 указанные расходы поименованы верно.
Согласно выписке из протокола заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 на данном заседании рассматривался вопрос об установлении тарифа на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «МТсК» (вопрос 2), а также исследовалось указанное экспертное заключение.
Расчетные показатели на производство теплоносителя, поставляемого потребителям, приведены в приложении № 2 к протоколу № 36.
В соответствии с пунктом 31 Правил регулирования, решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:
а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.
Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования) (пункт 32 Правил регулирования).
Протокол заседания правления Министерства от 25 ноября 2015 года № 36 соответствует указанным критериям.
Из списка приглашенных на заседание правления Министерства от 25 ноября 2015 года следует, что заместитель генерального директора по экономике ООО «МТсК» ФИО8 была приглашена на заседание, ею был согласован проект приказа Министерства от 25 ноября 2015 года об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (справка согласования).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о соблюдении регулирующим органом установленного порядка принятия решения об установлении тарифа на тепловую энергию в отношении заявителя.
Проверяя доводы регулируемой организации о противоречии оспариваемого в части приказа № 242 т актам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
По утверждению ООО «МТсК», административным ответчиком из значения НВВ от поставки теплоносителя были незаконно исключены расходы по налогу на прибыль (1623680 рублей), расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя – выпадающие (недополученные) доходы (6494700 рублей), при этом все необходимые подтверждающие документы регулируемой организацией были представлены, а в случае необходимости Министерством могли быть запрошены недостающие документы.
Вышеуказанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, по расходам по налогу на прибыль ООО «МТсК», которое является плательщиком налога на прибыль, не были представлены: копии налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014 год, расчет налога на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) с отметкой налогового органа. Данное обстоятельство ООО «МТсК» не оспаривалось.
В связи с этим Министерством не были включены указанные расходы ввиду отсутствия налогооблагаемой базы. При этом, как следует из дополнений к возражениям №№ 2, 3 и 4, Министерство свою позицию обосновало следующим образом.
Статьей 47 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Расходами в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, затраты налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть реально понесенными, документально подтвержденными и экономически оправданными.
Кроме того, в соответствии с НК РФ в расходы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы, включаются внереализационные расходы, в частности, расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ) (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ и внереализационные расходы в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде (подпункт 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ).
Согласно статье 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Доходы определяются на основании первичных учетных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы, определяемые исходя из всех поступлений от реализации товаров (работ и услуг) и имущественных прав, а также всех внереализационных доходов.
Применительно к доводам административного истца, изложенным в пункте 3 дополнения № 2 к административному исковому заявлению от 24 марта 2016 г. в обоснование необходимости включения в состав необходимой валовой выручки расходов по налогу на прибыль, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), определяются в соответствии с НК РФ и включают в себя следующие основные группы расходов:
1) капитальные вложения (инвестиции), определяемые на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации;
2) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсации в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль, с учетом, в том числе, расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяются органом регулирования в размере, не превышающем 7% от запланированных на соответствующий расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организации.
Как следует из анализа подпункта 6 таблицы «Расчеты тарифа на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель ООО «МТсК» на 2016 год» (приложение 6.6.), расходы по статье «капитальные вложения» (инвестиции) и денежные выплаты социального характера ООО «МТсК» не заявляла (приложение к дополнению № 4 к возражениям на административный иск от 11 апреля 2016 года).
В связи с тем, что прибыль на поощрение была принята регулятором по варианту организации в значении «0», следовательно, и налог на прибыль в размере 20% от принимаемой к расчету прибыли равен нулевому значению.
Нормативный уровень прибыли, предусмотренный пунктом 41 Методических указаний, регулируемой организацией не был заявлен в качестве расхода, подлежащего включению в НВВ, что подтверждается материалами тарифного дела (л.д.92 (об.), 154 т.1).
В отношении расходов на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя – выпадающие (недополученные) доходы регулируемой организацией не были предоставлены подтверждающие документы – копии оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 62, 76 плана счетов бухгалтерского учета либо других счетов по расчетам с потребителями энергоресурсов, в соответствии с утвержденной учетной политикой организации (помесячно), копии счетов-фактур по выставленным счетам за потребленные энергоресурсы. Кроме того, регулируемой организацией не был представлен расчет с обоснованием размера выпадающих доходов в сумме 6494,70 тыс. рублей с учетом его корректировки в сторону уменьшения от суммы 44228,50 тыс. рублей,
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, установлено следующее.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками; аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75.
Из представленных ООО «МТсК» документов в тарифное дело, перечисленных в пункте 2 дополнения № 2 к административному исковому заявлению от 24 марта 2016 года, установить размер выпадающих доходов, связанных с регулируемым видом деятельности, не представляется возможным.
Приложением 3 к Методическим указаниям утвержден перечень материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 приложения 3 Методических указаний материалы по формированию необходимой валовой выручки включают в том числе смету расходов (приложение 4.6), а также материалы по расчету цен (тарифов) в соответствии с пунктом 6 приложения 3: расчет тарифа на теплоноситель, поставляемый теплоснобжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель (приложение 6.6). При этом в приложении 4.6 позиция V таблицы содержит показатель «Выпадающие доходы/экономия средств», а позиция 5 приложения 6.6 - показатель «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя». По итогам суммирования показателей приложения 4.6 и 6.6 выводятся цифровые значения необходимой валовой выручки на производство теплоносителя, которые численно равны.
Таким образом, как отмечается в дополнении к отзыву Министерства № 3 от 8 апреля 2016 года, регулятор заявленную по статье «Выпадающие (недополученные) доходы» сумму 6494,70 тыс. рублей (приложение 4.6) разместил и в строке «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя» (приложение 6.6).
Суд признает обоснованной позицию Министерства по данному виду расходов, которая заключается в следующем.
ООО «МТсК» на 28 апреля 2015 года в рамках тарифного дела заявлена сумма по статье затрат «Выпадающие (недополученные) доходы» по производству теплопосителя, связанные с изменением объемов реализации теплоносителя за отчетный период регулирования (2014 год), в размере 44228,50 тыс. рублей, в том числе, в обоснование по данной статье затрат ООО «МТсК» был представлен «Расчет недополученного дохода по горячей воде за 2013 год» на сумму 18282,8 тыс. рублей. Позднее данная статья затрат была скорректирована организацией до 6494,7 тыс. рублей.
На заявленную по статье «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя» сумму в размере 6494,7 тыс. рублей ООО «МТсК» обосновывающие документы не представлены. В материалах тарифного дела имеются только «Разногласия по тарифу на тепловую энергию и теплоноситель на 2016 год» (приложение № 3 к письму ООО «МТсК» от 19 ноября 2015 года № 588).
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний ?НВВ? - величина, учитывающая экономически обоснованные расходы регулируемой организации (выпадающие доходы), подлежащие возмещению (со знаком «+») в ?-м расчетном периоде регулирования, необоснованные расходы, подлежащие исключению из НВВ (со знаком «-») в ?-м расчетном периоде регулирования, определяются в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, согласно которому в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтеного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на комненсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Приказом ФСТ России от 9 декабря 2014 года № 2189-д «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО «Марийская Теплосетевая Компания» о досудебном рассмотрении спора с Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл» указано, что в случае документального подтверждения факта недосбора ООО «Марийская Теплосетевая Компания» в 2013 и 2014 годах необходимой валовой выручки осуществить его учет в порядке, установленном абзацем 3 пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июля 2013 года № 760-э.
Представленные сводные таблицы в подтверждении факта недосбора ООО «МТсК» необходимой валовой выручки за 2014 год «Полезный отпуск тепловой энергии и горячей воды за 2014 год» в связи со снижением объемов реализации горячей воды, носят заявительный характер.
В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета учетной политики для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом генерального директора ООО «МТсК» от 31 декабря 2014 года № 37, счета 90.03, 90.01.1 являются соответственно активным и пассивным в отличие от счетов 62, 76, которые являются активно-пассивными. Следовательно, имеющимися в тарифном деле оборотно-сальдовыми ведомостями за 2014 год по счетам 90.03, 90.01.1 (т. 2 л.д. 234-235) не может подтверждаться объем реализации теплоносителя. На основании сведений статистической отчетности в отсутствие надлежащих сведений бухгалтерского учета фактический объем реализации теплоносителя не может быть установлен.
Таким образом, по статье «Расходы на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя» сумма в размере 6494,7 тыс. рублей не принята к учету как экономически необоснованная.
Изложенное письмом ООО «Норма-Профаудит» от 8 апреля 2016 года № 667 не опровергается, поскольку само по себе ведение регулируемой организацией раздельного учета по статьям затрат и по видам деятельности не тождественно представлению ею доказательств экономической обоснованности заявляемой величины тарифа.
Кроме того, по данному виду регулируемых услуг по итогам 2014 года организация получила валовую прибыль в размере 48329 тыс. рублей. Наряду с фактически полученными в расчетном периоде регулирования доходами у организации согласно бухгалтерскому балансу имелась дебиторская задолженность по состоянию па 31 декабря 2014 года в размере 89648 тыс. рублей, указывающая на то, что соответствующие доходы могут быть получены в будущем.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности. При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 г. № 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Использование оборотно-сальдовых ведомостей при осуществлении бухгалтерского учета предусмотрено письмом Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР от 20 февраля 1981 года № 35/34-Р/426, применяемым в настоящее время.
Также нельзя согласиться с позицией административного истца о том, что Министерство должно было учесть расчетную предпринимательскую прибыль в составе НВВ.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Данный вид расходов регулируемой организации, подлежащий включению в НВВ, был впервые установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 1055, вступившим в силу с 14 октября 2015 года.
Соответственно, на данный вид расходов не было указано в заявлении ООО «МТсК» об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) от 28 апреля 2015 г. и прилагаемых к нему документах. Также на данный вид расходов не было указано в письме ООО «МТсК» от 19 ноября 2015 года о направлении перечня разногласий.
Между тем, по смыслу пунктов 15-17 Правил регулирования процедура установления цен (тарифов) основана на заявительном принципе, предполагающем, что регулируемая организация должна самостоятельно обосновывать и доказывать свои расходы, подлежащие включению в состав НВВ. Орган регулирования при принятии тарифного решения не вправе по своей инициативе включать те или иные расходы в состав НВВ.
Позиция ООО «МТсК» о том, что Министерство в случае необходимости могло запросить у регулируемой организации недостающие документы, не основана на действующем законодательстве.
Из системного анализа положений пунктов 14, 15, 16, 26, 33 Правил регулирования следует, что в случае непредставления регулируемой организацией всех необходимых для расчета тарифа сведений регулятор при установлении тарифа не ограничен в возможности использования в своих расчетах данных за предшествующий период регулирования, при этом на такие полномочия регулятора не влияют основания, по которым открывается дело об установлении тарифов. При установлении тарифа получение органом регулирования дополнительных документов у регулируемой организации является его правом, а не обязанностью, в то время как доказывание экономической обоснованности предложенного тарифа на тепловую энергию возлагается именно на регулируемую организацию.
Суд считает заслуживающей внимания позицию Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Федеральной антимонопольной службы России о том, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования ООО «МТсК» не лишено права представить в адрес Министерства документы, подтверждающие размер экономически обоснованных расходов, понесенных им в соответствующем году, в том числе материалы, подтверждающие ведение заявителем раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности, которые в соответствии с законодательством о теплоснабжении подлежат рассмотрению органом регулирования тарифов и учету в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в следующих периодах регулирования цен (тарифов). Указанный вывод применим и в отношении не учтенной расчетной предпринимательской прибыли.
С учетом изложенного суд приходит к итоговому выводу о том, что приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года, принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов), соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на противоречие которым ссылалось ООО «МТсК» при рассмотрении дела, иным нормативным правовым актам о ценообразовании в сфере теплоснабжения, следовательно, права регулируемой организации в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, поэтому оснований для признания его недействующим не имеется. В связи с этим в удовлетворении административного иска должно быть отказано в полном объеме.
Настоящее решение суда или сообщение о нем подлежит размещению (опубликованию) в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл «Марийская правда. Официальный еженедельник» и «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет» или на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Марийская Теплосетевая Компания» в удовлетворении административного иска о признании приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и не соответствующим пунктам 2, 13 и 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пунктам 7 и 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э; возложении на Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года № 242 т «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый потребителям ООО «Марийская Теплосетевая Компания», на 2016-2018 годы» в части приложения № 2 к приказу, установившего тарифы на теплоноситель на период с 01.07.2016 года по 31.12.2018 года.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Судья Попов Г.В.
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2016 года.