НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 06.07.2020 № 3А-57/20

УИД 12OS0000-01-2020-000011-49

Дело № 3а-57/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола 6 июля 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Межрегиональной общественной правозащитной организации «Человек и Закон»,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональная общественная правозащитная организация «Человек и Закон» (далее – Организация) создана на учредительной конференции 1 сентября 1999 года, зарегистрирована Министерством юстиции Республики Марий Эл 24 ноября 1999 года.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 6 декабря 2002 года, основной государственный регистрационный номер (ОГРН)<...>.

Организация 30 декабря 2014 года включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На внеочередном Общем собрании членов Организации 22 марта 2017 года утверждено новое наименование Организации, действующее по настоящее время, – Межрегиональная общественная правозащитная организация «Человек и Закон» (сокращенное наименование – МОПО «Человек и Закон»), Устав принят в новой редакции, изменены сведения о филиале/представительстве в г.Калининграде.

Изменения в учредительные документы Организации зарегистрированы распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 12 апреля 2017 года № 123-р.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Организации на основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1996 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в связи с неоднократными и грубыми нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации.

В письменных возражениях Организация указала, что требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл необоснованно и незаконно, поскольку в силу разъяснений, данных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидации некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объедений, не являющихся юридическими лицами», нарушения, выявленные в деятельности Организации в 2010-2016 года, не могут быть учтены в качестве оснований для ликвидации Организации. В деятельности организации отсутствуют признаки неоднократных нарушений законодательства Российской Федерации. Выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушения устранялись в установленные сроки. Ни одно из указанных административным истцом нарушений законодательства Российской Федерации не соответствует критериям грубого нарушения. Административным истцом не приведены сведения о том, в чем выразилась реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, общественномупорядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических лиц и (или) юридических лиц, общества и государства.

В судебном заседании представители административного истца Русских Т.А. и Катерухина О.С. просили удовлетворить заявленное требование.

Представители административного ответчика Протасова И.В., Протасов Ю.В., Лаптев А.Н. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, учетного (регистрационного и контрольного) дела Организации, дел об административных правонарушениях в отношении МОПО «Человек и Закон», суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется по следующим основаниям.

Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются статьей 30 Конституцией Российской Федерации.

Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может создаваться в форме общественной организации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественных объединений по решению суда являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 8 июля 2010 года № 53 «О проведении плановой документальной проверки Региональной общественной организации «Человек и Закон» в период с 12 августа 2010 года по 27 августа 2010 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл проводилась плановая документальная проверка соответствия деятельности Организации уставным целям. В ходе проверки было установлено, что официальное наименование Организации не содержит название субъекта Российской Федерации, на территории которого она действует; на заседаниях Координационного совета Организации не обсуждался вопрос об определении структуры и штата Организации; штатное расписание Организации утверждено сопредседателем, а не председателем Организации; кандидатура на должность сопредседателя Организации представлена на утверждение Координационного совета не председателем Организации, а членом Координационного совета; сопредседатель Организации не отчитывался о своей работе перед Конференцией, Координационным советом Организации; смета доходов и расходов на ремонт помещения не представлена на утверждение Председателю Организации; доходы от предпринимательской деятельности перераспределялись между членами Организации, а не использовались только для достижения уставных целей; не утверждалась смета (финансовый план); в компетенции Конференции Организации не отражено решение вопроса об определении приоритетных направлений деятельности Организации; эмблема Организации не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации; в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности Организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30 августа 2010 года (т.1, л.д.46-49) и Координационному совету Организации вынесено письменное предупреждение от 2 сентября 2010 года № <...> (т.1, л.д.50-51), обязывающее Организацию устранить установленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в акте проверки, в срок до 20 октября 2010 года и направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл информацию об устранении нарушений. Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл 29 ноября 2010 года признан незаконным пункт 3 предупреждения от 2 сентября 2010 года в части нарушений требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона № 82-ФЗ, выразившегося в перераспределении доходов от предпринимательской деятельности между членами Организации. Решение вступило в законную силу 20 января 2011 года (контрольное дело, т.4, л.д.89-91, 130-132).

Нарушения, указанные в предупреждении, Организацией устранены, о чем указано административным истцом в административном исковом заявлении.

В период с 24 ноября по 12 декабря 2014 года на основании распоряжения начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 3 октября 2014 года № <...> проводилась плановая выездная проверка в отношении Организации (контрольное дело, т.5, л.д.1-2). В ходе проверки было установлено, что Устав Организации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Конференции Организации, правомочности заседаний Координационного совета Организации, порядка принятия решений Координационным советом противоречит положениям пункта 1 статьи 62.5, пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.6, пункта 1 статьи 123.7, абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации; в Уставе не содержится описание символики Организации; являясь региональной, Организация проводила мероприятия (семинары, консультации) за пределами Республики Марий Эл; сведения об объемах денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом использовании за 2012 год, 2013 год представлены в искаженном виде.

По результатам проверки составлен акт проверки от 12 декабря 2014 года (т.1, л.д.52-58) и Координационному совету Организации вынесено письменное предупреждение от 15 декабря 2014 года № <...> (л.д.59), обязывающее Организацию устранить установленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в акте проверки, в срок до 25 февраля 2015 года и направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл информацию об устранении нарушений. Нарушения, указанные в предупреждении, Организацией устранены, что признано самим административным истцом в административном исковом заявлении.

В декабре 2016 года прокуратурой г.Йошкар-Олы с участием специалиста Управления Министерства юстиции по Республике Марий Эл проводилась проверка соблюдения в деятельности Организаций законодательства о некоммерческих организациях, противодействии экстремизму. В ходе проверки было установлено, что Общее собрание Организации не рассматривает вопрос о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора; Общим собранием не утверждены годовые отчеты и бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год; Общим собранием членов Организации в 2015-2016 годах не приняты решения о размере и порядке уплаты членских взносов и иных имущественных взносов; сопредседатель не отчитался о своей деятельности перед Общим собранием членов Организации и Координационным советом Организации; в организации не образован постоянно действующий руководящий орган и единоличный исполнительный орган; перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации, не соответствует положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года); пункты 2.3.11, 7.2 Устава не соответствуют положениям пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; по тексту Устава имеются противоречия в названии высшего органа управления Организации; официальное наименование Организации не содержит указание на характер ее деятельности; не назначен руководитель филиала Организации в Калининградской области; филиал организации не наделен имуществом; Положение о Калининградском филиале Организации утверждено председателем Организации, а не Координационным советом; Положение о Калининградском филиале Организации в части утверждения Положения председателем Организации противоречат положениям пункта 6.7 Устава, в части порядка учета имущества филиала на балансе Организации противоречат положениям пункта 4 части 5 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; протоколы Координационного совета Организации за 2015-2016 годы не содержат сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; протоколы Координационного совета Организации за 2015 год подписаны председателем Организации, а не председательствующим на заседании Координационного совета; на официальном сайте Организации отсутствует информация, содержащая указание на то, что Организация выполняет функции иностранного агента.

16 декабря 2016 года в адрес Председателя Организации заместителем прокурора г.Йошкар-Олы внесено представление № <...> об устранении указанных нарушений, усилении контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных Уставом Организации, привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения, и иных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства, о результатах принятых мер в месячный срок сообщить в письменной форме в прокуратуру г.Йошкар-Олы с приложением необходимых документов (копий приказов, протоколов совещания и т.п.) (т.1., л.д.65-67). Согласно письму прокуратуры Республики Марий Эл от 30 октября 2019 года № <...> представление прокуратуры г.Йошкар-Олы Организаций рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению выявленных нарушений (т.1, л.д.81-84).

В период с 1 ноября по 29 ноября 2019 года на основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 1 октября 2019 года № 295-р (т.1, л.д.68-70) проводилась плановая документарная проверка в отношении Организации с целью установления соответствия деятельности Организации требованиям Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, уставным целям за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2019 года.

По результатам проверки составлен акт проверки от 29 ноября 2019 года (т.1, л.д.75-80). В ходе проверки было установлено, что при проведении заседаний Координационного совета 30 декабря 2016 года, в 2017-2018 годах, 16 марта 2019 года не избраны председатель и секретарь заседаний; Общим собранием Организации не утверждена финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2017 год, Координационным советом не назначен руководитель представительства Организации (пункт 1.1 акта проверки); представительство не наделено имуществом (пункт 1.2 акта проверки); протоколы Общего собрания членов Организации за 2018-2019 годы, протоколы заседаний Координационного совета от 30 декабря 2016 года за 2017-2019 годы не содержат сведения о лице, проводившем подсчет голосов; в протоколах заседаний Координационного совета от 5 октября 2017 года <...> от 14 февраля 2018 года № <...>, от 19 февраля 2018 года № <...>, от 18 мая 2015 года № <...>, от 17 июля 2018 года № <...> от 1 октября 2018 года № <...>, от 26 ноября 2018 года № <...>,от 28 августа 2019 года № <...>, от 10 сентября 2019 года № <...> не указано время проведения заседаний; протоколы Координационного совета за проверяемый период не содержат сведения об общем количестве членов Координационного совета Организации (пункт 1.3 акта проверки); являясь региональной, Организация проводит мероприятия (семинары, консультации) за пределами Республики Марий Эл (пункт 1.4 акта проверки); на официальном сайте Организации, а также на информационной странице «ВКонтакте» председателя Организации Протасовой И.В. при размещении публикаций о проведенных Организацией мероприятиях с анонсом и итогами мероприятий отсутствует информация, содержащая указание на то, что Организация выполняет функции иностранного агента (пункт 1.5 акта проверки).

Информация в части размещения Организацией и председателем Организации в сети «Интернет» материалов без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, для принятия мер реагирования направлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл (т.1, л.д.157-159). Определением начальника отдела Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл от 15 января 2020 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МОПО «Человек и Закон» (контрольное дело, т.13, л.д.216).

10 декабря 2019 года Организацией в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл представлены возражения на акт проверки с приложением протокола Общего собрания членов Организации от 5 декабря 2019 года № <...> об утверждении финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2017 год, о наделении представительства Организации в г.Калининграде имуществом, о рекомендации членам Координационного совета рассмотреть на заседании вопрос о назначении руководителем представительства организации в г.Калининграде, протокола заседания Координационного совета от 6 декабря 2019 года о назначении руководителем представительства в г.Калининграде П. С.В., о внесении дополнений в протоколы заседаний Координационного совета от 30 декабря 2016 года за 2017-2019 годы в части указания времени проведения заседаний, количества членов Координационного совета, избрании председателя и секретаря заседаний, сведений о лице, проводившем подсчет голосов (т.1, л.д.190-191, 193-198). Координационным советом 30 декабря 2019 года принято решение о выделении имущества представительства в г.Калининграде на отдельный баланс без расчетного счета, 8 января 2020 года составлен акт о приеме-передаче объекта основных средств.

Письмом от 31 декабря 2019 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл сообщило Организации о рассмотрении доводов, изложенных в возражениях, указав, что оснований для изменения правовой позиции не имеется (т.1, л.д.192).

По мнению административного истца, в результате проведенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл и прокуратурой г.Йошкар-Олы контрольных мероприятий с 2010 года по 2019 год в отношении Организации в ее деятельности выявлены следующие неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации:

1. Согласно статье 5 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации. Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Организация не наделила имуществом, созданный ею филиал, расположенный по адресу: <...> (нарушение выявлено при проведении проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году) и представительство, расположенное по адресу: <...> (нарушение выявлено при проведении в 2019 году, акт проверки от 29 ноября 2019 года).

2. В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Согласно отчетам о работе, являясь региональной, Организация в 2012-2014 годах осуществляла свою деятельность в форме проведения семинаров, консультаций за пределами Республики Марий Эл (нарушение выявлено при проведении проверки в 2014 году, акт проверки от 12 декабря 2014 года); являясь межрегиональной, в 2016-2019 годах осуществляла свою деятельность в форме проведения семинаров, консультаций на территориях Кабардино-Балкарской Республики, Нижегородской области, Ростовской области, города Санкт-Петербург, Тюменской области, Чеченской Республики, Пермского края не имея в данных субъектах Российской Федерации своих структурных подразделений - организаций, отделений или филиалов и представительств (нарушение выявлено при проведении проверки в 2019 году, акт проверки от 29 ноября 2019 года).

3. Согласно пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

На официальном сайте Организации отсутствовала информация, содержащая указание на то, что Организация выполняет функции иностранного агента (нарушение выявлено при проведении проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году); председателем Организации в сети «Интернет» размещались материалы без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (нарушение выявлено при проведении проверки в 2019 году, акт проверки от 29 ноября 2019 года).

Вступившим в законную силу постановлением судьи Йошкар-Олинский городским судом Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за размещение 22 апреля 2016 года в сетевом средстве массовой информации «Межрегиональный интернет-журнал «7х7» новости, мнения, блоги», расположенном по Интернет-адресу <...> статьи «Вниманию членов Общественных наблюдательных комиссий» без указания на то, что материал распространен коммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 августа 2018 года Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за размещение 25 июня 2018 года на странице сайта по URL-адресам <...> материалов (отзывы, информация об организации, фотографическая информация, публикации, информация о количестве подписчиков) без указания на то, что материалы распространены коммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2018 года постановление судьи городского суда от 18 августа 2018 года изменено в части назначенного наказания.

4. Пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколах Координационного совета Организации от 19 января 2015 года № <...>, от 20 марта 2015 года <...>, от 1 мая 2015 года <...>, от 30 июля 2015 года <...>, от 19 октября 2015 года <...>, от 30 декабря 2015 года <...>, от 14 января 2016 года <...>, от 23 марта 2016 года <...>, от 20 апреля 2016 года <...>, от 27 июня 2016 года <...>, от 6 сентября 2016 года <...>, от 19 сентября 2016 года <...> и протоколе Общего собрания членов Организации от 27 января 2016 года № <...> отсутствовали сведения о лицах, проводивших подсчет голосов (нарушение выявлено при проведении проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году).

В протоколах Общего собрания членов Организации от 24 января 2018 года <...>, от 29 января 2019 года <...>, в протоколах Координационного совета от 30 декабря 2016 года <...>, от 3 января 2017 года <...>, от 17 марта 2017 года <...>, от 20 марта 2017 года <...>, 28 апреля 2017 года <...>, от 27 июля 2017 года <...>, от 20 августа 2017 года <...>, от 5 октября 2017 года <...> от 26 декабря 2017 года <...>, от 11 января 2018 года <...>, от 14 февраля 2018 года <...>, от 19 февраля 2018 года <...>, от 18 мая 2018 года <...> от 17 июля 2018 года <...>, от 1 октября 2018 <...>, от 27 декабря 2018 года <...>, от 10 января 2019 года <...>, от 20 февраля 2019 года <...>, от 16 марта 2019 года <...>, от 15 мая 2019 года <...>, отсутствовали сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, в протоколах Координационного совета от 5 октября 2017 года <...> от 14 февраля 2018 года <...> от 19 февраля 2018 года <...>, от 18 мая 2018 года <...>, от 17 июля 2018 года <...>, 1 октября 2018 года <...>, от 26 ноября 2018 года <...>, от 28 августа 2019 года <...>, от 10 сентября 2019 года № <...> не указано время проведения собрания (нарушение выявлено при проведении проверки в 2019 году, акт проверки от 29 ноября 2019 года).

5. В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Организацией не соблюдались нормы, предусмотренные пунктами 6.7, 6.12, 6.13 Устава в редакции от 12 апреля 2006 года: на заседаниях Координационного совета Организации не обсуждался вопрос об определении структуры и штата Организации, штатное расписание утверждено сопредседателем Организации, а не председателем Организации, кандидатура на должность сопредседателя Организации представлена на утверждение координационного совета членом координационного совета вместо председателя Организации, сопредседатель Организации не отчитывался о своей работе перед конференцией, координационным советом Организации, смета доходов и расходов на ремонт помещения Председателю на утверждение не представлена (нарушения выявлены в ходе проведения проверки в 2010 году); не соблюдались нормы, предусмотренные пунктами 6.3.3, 6.3.6, 6.3.11, 6.7, 6.13, 11.2 Устава в редакции от 23 марта 2015 года: Общее собрание членов Организации не рассматривало вопрос о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора, не утверждало годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2015 год, не принимало решений о размере и порядке уплаты членских и иных имущественных взносов в 2015-2016 годах, положение о Калининградском филиале Организации утверждено председателем Организации, а не Координационным советом Организации, сопредседатель Организации не отчитывался о своей деятельности перед высшим органом управления (Общим собранием) и Координационным советом Организации, руководитель филиала в Калининградской области Координационным советом Организации не назначен (нарушения выявлены при проведении проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году); не соблюдались нормы, предусмотренные пунктом 6.3.6, 6.9, 11.2 Устава в редакции от 22 марта 2017 года: при проведении заседаний Координационного совета 30 декабря 2016 года, 3 января 2017 года, 17 марта 2017 года, 20 марта 2017 года не избирался председатель заседания, при проведении заседаний Координационного совета 5 октября 2017 года, 14 февраля 2018 года, 19 февраля 2018 года, 18 мая 2018 года, 17 июля 2018, 1 октября 2018 года, 16 марта 2019 года не избирались председатель и секретарь заседания Координационного совета, Общим собранием членов Организации не утверждена финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2017 год, Координационным советом Организации не назначен руководитель представительства (нарушения выявлены при проведении проверки в 2019 году, акт проверки от 29 ноября 2019 года).

6. Согласно статье 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности

Являясь региональной, Организация в официальном наименовании не указала название субъекта Российской Федерации, на территории которого она действует (нарушение выявлено при проведении проверки в 2010 году, акт проверки от 30 августа 2010 года). Являясь межрегиональной – не указала в официальном наименовании характер ее деятельности (нарушение выявлено при проведении проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году).

7. По смыслу статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ устав общественного объединения не должен противоречить требованиям законодательства, общественное объединение обязано, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности.

Устав Организации в редакции от 29 апреля 2013 года противоречил требованиям пункта 2 статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Конференции Организации (абзац 2 пункта 6.3.8 Устава); пункта 1 статьи 65.2, пункта 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации в части прав членов Организации (пункт 4.11 Устава), абзаца 1 пункта 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в части определения правомочности заседаний Координационного совета Организации, определения порядка принятия решений Координационным советом (пункты 6.8, 6.9 Устава). В нарушение требований части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ в Уставе не содержалось описание символики Организации (нарушения выявлены в ходе проведения проверки в 2014 году, акт 12 декабря 2014 года).

Устав Организации в редакции от 23 марта 2015 года противоречил требованиям пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части определения перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации (пункт 6.3 Устава), пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части определения целей Организации и источников средств Организации (пункты 2.3.11, 7.2 Устава) (нарушения выявлены в ходе проведения проверки прокуратурой г.Йошкар-Олы в 2016 году).

Кроме того, обращаясь в суд с требованием о ликвидации МОПО «Человек и Закон», административный истец в качестве правового основания административного искового заявления определил как грубое нарушение статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ, выразившееся в осуществлении деятельности в форме проведения семинаров, консультаций на территориях Нижегородской области (25-27 ноября 2016 года), Тюменской области (25-26 февраля 2017 года), Кабардино-Балкарской Республики (3-5 ноября 2017 года), Чеченской Республики (4-5 декабря 2017 года), Ростовской области (28 июня 2018 года), города Санкт-Петербург (7-9 июня 2019 года), Пермского края (6-7 ноября 2019 года), не имея в данных субъектах Российской Федерации своих структурных подразделений - организаций, отделений или филиалов и представительств.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что указанные выше факты неоднократных нарушений Организацией статьи 5 пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 14, статьи 20, статьи 28, части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлены в судебном заседании и подтверждаются объяснениями сторон и материалами административного дела, учетных дел (регистрационного и контрольного), дел об административных правонарушениях, исследованным в судебном заседании: актами проверок от 30 август 2010 года (т.1, л.д.46-49), от 12 декабря 2014 года (т.1, л.д.52-58), от 29 ноября 2019 года (т.1, л.д.75-80), предупреждениями от 2 сентября 2010 года № <...> (т.1, л.д.50-51), от 15 декабря 2014 года № <...> (т.1, л.д.59), представлением от 16 декабря 2016 года № <...> (т.1, л.д.65-67), постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 31 августа 2016 года (дело об административном правонарушении № <...>/2016, л.д.170-172, 230-232), постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от13 августа 2018 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2018 года (дело об административных правонарушениях № <...>/2018, л.д.104-108, 192-195), Уставом Организации (регистрационное дело, т.1, л.д.82-92, т.2, л.д.66-77, т.2, л.д.136-150, т.2, л.д.210-221), протоколами заседаний Координационного совета Организации, Конференции, Общего собрания членов Организации, штатным расписанием, отчетами о работе Организации за 2012-2019 годы, представленными в материалах контрольного дела, скриншотами о проведении мероприятий Организации, скриншотами с официального сайта Организации (т.1, л.д.85-123), актами осмотра страницы Интернет-ресурса, скриншотами информационной страницы «ВКонтакте» председателя организации Протасовой И.В. (т.1, л.д.132-136), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.д.28-34).

При этом суд признает обоснованными доводы административного ответчика о том, что протокол заседания Координационного совета от 28 августа 2019 года № <...> соответствует требованиям пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а размещенная на официальном сайте Организации информация, свидетельствует о соблюдении требований статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Судом установлено, что в протоколе заседания Координационного совета Организации от 28 августа 2019 года <...> (контрольное дело, т.12, л.д.93) указано лицо, проводившее подсчет голосов.

Вступившим в законную силу постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года признано, что имеющаяся на официальном сайте Организация информация о том, что Организация решением Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2014 года внесена в реестр некоммерческих организаций согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» (с учетом ранее внесенных изменений, а также в редакции от 2 июля 2013 года) свидетельствует об отсутствии в деянии Организации нарушений требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Доводы административного ответчика о том, что административный истец необоснованно включил в акт проверки данные о размещении председателем Организации на личной странице «ВКонтакте» информации о проведенных Организацией мероприятиях с анонсом и итогами мероприятий без указания на то, что эти материалы размещены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, являются несостоятельными.

Учитывая, что указанная информация получена административным истцом в период проведения проверки от УФСБ России по Республике Марий Эл, размещение информации подтверждается актами осмотра страниц Интернет-ресурса «ВКонтакте», скриншотами страниц (т.1, л.д.131-136), из которых следует, что, размещая информацию о деятельности Организации на своей странице Интернет-ресурса «ВКонтакте», Протасова И.В., являясь председателем Организации, действовала от имени Организации в его интересах, суд считает, что у административного ответчика имелись основания для включения указанных фактов в правовое обоснование настоящего административного иска.

Суд также считает, что с учетом положений Раздела II, пункта 3.3 Устав проведение Организацией семинаров на территориях Нижегородской области (25-27 ноября 2016 года), Тюменской области (25-26 февраля 2017 года), Кабардино-Балкарской Республики (3-5 ноября 2017 года), Чеченской Республики (4-5 декабря 2017 года), Ростовской области (28 июня 2018 года), города Санкт-Петербург (7-9 июня 2019 года), Пермского края (6-7 ноября 2019 года), тематика которых соответствует уставным целям Организации, является осуществлением деятельности в нарушение требований части 3 статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона № 82-ФЗ лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.

Как разъяснено в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также отметил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. На это обстоятельство обращено внимание судов и в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункта 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении административного иска о ликвидации общественного объединения следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).

Из показаний председателя Региональной общественной организации «Ассоциация приемных семей Республики Марий Эл» З. Л.В., учредителя Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов «Отражение мира» А. А.М., председателя Региональной общественной организации по защите прав и законных интересов детей-инвалидов Республики Марий Эл И. Н.Б., допрошенных судом в качестве свидетелей, следует, что МОПО «Человек и Закон» активно сотрудничает с общественными организациями республики, оказывая правовую помощь.

Судом установлено за период с 2009 года по 2018 года Организация и ее члены неоднократно награждались почетными грамотами, благодарственными письмами, благодарностями, дипломами ФСИН России и ее территориальных органов, МВД по Республике Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, Уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике, администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», администрацией городского округа «Город Волжск», образовательными учреждениями (т.1, л.д.203-242).

Из писем прокуратуры Республики Марий Эл от 30 октября 2019 года № <...>, УФСБ России по Республике Марий Эл от 24 октября 2019 года № <...> следует, что в 2017-2019 годах фактов нарушений законодательства в деятельности организации не выявлялось, сведениями о проведении массовых мероприятий, о фактах влияния на общественно-политическую ситуацию в республике с 1 ноября 2016 года по настоящее время, о попытках дестабилизации общественно-политической ситуации представителями организации указанные органы не располагают (контрольное дело, т.11, л.д.178-181, 183).

Нарушения, выявленные в ходе проверок, проведенных в 2010 году, 2014 году, 2016 году, Организацией устранены, о чем указано административным истцом в административном исковом заявлении.

В материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация МОПО «Человек и Закон», осуществляющего свою деятельность с 1999 года, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные названным общественным объединением нарушения и достигнуть социально значимые цели.

С учетом изложенного суд считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации МОПО «Человек и Закон» как юридического лица, несмотря на допущенные Организацией нарушения федерального законодательства, поскольку применение такой крайней меры ответственности, как ликвидация, не является соразмерным допущенным Организацией нарушениям. На какие-либо вызванные этими нарушениями последствия административный истец не ссылается. Деятельность Организации в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом № 82-ФЗ, не приостанавливалась. Вопреки мнению административного истца фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о нежелании административного ответчика исполнять требования действующего законодательства.

Оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Межрегиональной общественной правозащитной организации «Человек и Закон» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

Мотивированное решение составлено 15 июля 2020 года