НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 04.03.2020 № 3А-46/20

Дело № 3а-46/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Йошкар-Ола 4 марта 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

представителей административного истца адвоката Насонова С.А., действующего на основании доверенности от 14 января 2020 года, ордера от 4 февраля 2020 года

представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Секретаревой Т.А., действующей на основании доверенности от 29 января 2020 года № <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

В Перечень на 2019 год под пунктами 1928, 7929, 7930,7931 включены, расположенные по адресу: <...> здание автомобильной заправочной станции сервисного назначения с кадастровым номером <...> площадью 21,8 кв.м, здание служебно-бытового корпуса бывшего производственного цеха с кадастровым номером <...> площадью 795,5 кв.м, здание конторы лесозавода с кадастровым номером <...> площадью 117 кв.м, расположенное по адресу: <...> здание управления с кадастровым номером <...> площадью 1258,4 кв.м.

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Новый Дом» (далее – ООО «Новый Дом») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 7928, 7929, 7930, 7931 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, ссылаясь на то, что является собственником указанных объектов недвижимости. Включение в Перечень спорных объектов недвижимости противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здания не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В письменных возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям, предусмотренным пунктами 3-4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с признанием их зданиями, которое могли быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания, поскольку по информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл спорные объекты имеют нежилое назначение.

Выслушав объяснения представителя административного истца Назарова А.А., поддержавшего требования в полном объеме, представителя административного ответчика Секретаревой Т.А., не признавшей административные исковые требования, поддержавшей доводы письменных возражений, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащих административному истцу объектов в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что ООО «Новый дом» является собственником расположенных по адресу: <...> здания АЗС с кадастровым номером <...> площадью 21,8 кв.м, здания административно-бытового корпуса с кадастровым номером <...> площадью 795,5 кв.м, здания конторы лесозавода с кадастровым номером <...> площадью 117 кв.м, расположенного по адресу: <...> здания управления с кадастровым номером <...> площадью 1258,4 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20 апреля 2007 года (л.д.20, 18), от 8 мая 2007 года (л.д.21) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13 февраля 2020 года и 18 февраля 2020 года.

Судом установлено, что здания АЗС, административно-бытового корпуса, конторы лесозавода расположены на земельном участке с кадастровым номером <...> с разрешенным видом использования для деревообработки и столярной деятельности, здание управления расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, с разрешенным видом использования для производственного назначения.

Из письменных возражений и объяснений представителя административного ответчика следует, что спорные объекты недвижимости включены в Перечень на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям, предусмотренным пунктами 3-4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с признанием административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами), поскольку по информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, спорные объекты являются нежилыми зданиями.

Вместе с тем, поскольку понятия «АЗС» «административно-бытовой корпус», «контора лесозавода», «здание управления» не тождественны понятию «административно-деловой центр», «торговый центр (комплекс)» спорные нежилые здания могли быть признаны административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) при их соответствии условиям, указанным в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что спорные здания, принадлежащее на праве собственности административному истцу, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта учтены в Едином государственном реестре недвижимости как нежилые здания с наименованием АЗС, административно-бытовой корпус, контора лесозавод, здание управления, вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, не предусматривает размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащие административному истцу нежилые здания, имевшие на момент принятия оспариваемого Перечня наименование АЗС, административно-бытовой корпус, контора лесозавод, здание управления, нельзя отнести к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По данным технических паспортов (л.д.46-57, л.д.58-68) в здании АЗС размещены помещения с наименованиями основные помещения, в здании административно-бытового корпуса – кабинет охраны труда, основное помещение, вспомогательное помещение, бухгалтерия, производственный отдел, главный инженер, туалет, коридор, заместитель директора, приемная, кабинет директора, в здании конторы лесозавода – основные помещения и сени, в здании управления – лестницы, архив, складские помещения, магазин, выставочные залы, тамбуры, кабинеты, санузлы, комнаты отдыха, служебные помещения, медсанчасть, касса, помещения ГО, венткамера, фильтрационная камера.

Расположенные в здании административно-бытового корпуса и здании управления помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

Учитывая, что документы технического учета, не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в зданиях к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания и объектам бытового обслуживания, спорные здания могли быть включены в оспариваемый Перечень в связи с их фактическим использованием для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта 101 кв.м площадей в здании управления с кадастровым номером <...> фактически использовались для размещения магазина, помещения площадью 138,8 кв.м использовались для размещения офисов, что составляет 19,05% от общей площади здания 1258,4 кв.м. Из объяснений представителя административного истца следует, здания АЗС, административного бытового корпуса, конторы лесозавода длительное время фактически не используются, находятся в заброшенном состоянии.

Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади зданий для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент включения зданий в Перечень. Включение зданий в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов. Мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий административным ответчиком не проводились.

Суд считает, что принадлежащие ООО «Новый Дом» на праве собственности здание АЗС с кадастровым номером <...> площадью 21,8 кв.м, здание административно-бытового корпуса с кадастровым номером <...> площадью 795,5 кв.м, здание конторы лесозавода с кадастровым номером <...> площадью 117 кв.м, здание управления с кадастровым номером <...> площадью 1258,4 кв.м, необоснованно включены в пункты 7928, 7929, 7930, 7931 Перечня, поскольку не отвечают признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

При этом суд учитывает разъяснения, данные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» удовлетворить.

Признать пункты 7928, 7929, 7930, 7931 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», недействующими со дня принятия приказа.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

Мотивированное решение составлено 13 марта 2020 года