НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 03.02.2020 № 3А-110/19

Дело № 3а-26/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола 3 февраля 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием административного истца Владимировой С.В.,

представителя административного истца Лебедева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Владимировой С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Владимирова И.Е., Владимирова М.Е. к администрации муниципального образования «Городское поселение Приволжский», финансовому отделу Волжского муниципального района о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований указали, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл 6 июля 2015 года, вступившим в законную силу, на администрацию муниципального образования «Городское поселение Приволжский» возложена обязанность предоставить им вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. До настоящего время решение суда ответчиком не исполнено. Помещения, которые предлагались администрацией муниципального образования «Городское поселение Приволжский», не соответствовали требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма, не были благоустроенными. Неисполнением решения суда в течение более 4 лет администрацией муниципального образования «Городское поселение Приволжский» нарушено их право на исполнение судебного решения в разумный срок.

Определением от 17 декабря 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен финансовый отдел Волжского муниципального района, в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл.

В письменных отзывах на административное исковое заявление администрация муниципального образования «Городское поселение Приволжский» и финансовый отдел Волжского муниципального района указали, что заявленная в административном иске сумма компенсации является явно завышенной, администрацией муниципального образования «Городское поселение Приволжский» были использованы все имеющиеся в ее распоряжении возможности по исполнению решения суда, однако отсутствие денежных средств на строительство нового жилья и отсутствие свободного жилищного фонда не позволило исполнить решение суда. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 года № 85 утверждена республиканская адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, согласно которой планируемая окончательная дата переселения жителей дома по адресу: <...>, установлена 31 декабря 2023 года.

Административный истец Владимиров М.Е., представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения административного истца Владимировой С.В. и ее представителя Лебедева Е.В., поддержавших заявленные требования, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-1112/2015, административных дел № 2а-372/2018, № 2а-1559/2018 материалы исполнительного производства № 208290/15/12020-ИП, суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 года) установлено, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Согласно статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Судом установлено, что решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 июля 2015 года, вступившим в законную силу 12 августа 2015 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 августа 2016 года на администрацию муниципального образования «Городское поселение Приволжский» возложена обязанность предоставить вне очереди Владимировой С.В. по договору социального найма, взамен ветхого и аварийного жилья, непригодного для проживания по адресу: <...>, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 12 кв.м, находящееся в черте <...>, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Владимирова М.Е. и Владимирова И.Е.

На основании исполнительного листа, выданного 12 августа 2015 года Волжским городским судом Республики Марий Эл, поступившего в отдел судебных приставов по Волжскому району УФССП России по Республике Марий Эл 7 октября 2015 года, 13 октября 2015 года в отношении администрации муниципального образования «Городское поселение Приволжский» судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Волжскому району УФССП России по Республике Марий Эл возбуждено исполнительное производство № 208290/12/12020-ИП; должнику установлен пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения решения суда. Постановление о возбуждении исполнительного производства от 13 октября 2015 года получено администраций «Городского поселения Приволжский» 22 октября 2015 года.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес администрации муниципального образования «Городское поселение Приволжский» неоднократно направлялись предупреждения об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, выносились постановления о совершении должником обязательных действий, постановление о взыскании исполнительского сбора.

Вступившим в законную силу 27 июля 2017 года определением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 1 июня 2017 года Владимировой С.В. отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 июля 2015 года, поступившего в Волжский городской суд Республики Марий Эл 28 апреля 2017 года.

На момент рассмотрения настоящего административного дела вступившее в законную силу решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 июля 2015 года не исполнено, исполнительное производство № 208290/12/12020-ИП не окончено, находится на исполнении в отделе судебных приставов по Волжскому району УФССП России по Республике Марий Эл.

Таким образом общая продолжительность неисполнения решения суда от даты поступления в отдел судебных приставов по Волжскому району УФССП России по Республике Марий Эл заявления Владимировой С.В. о принятии к принудительному исполнению исполнительного документа до дня рассмотрения настоящего административного дела составляет 4 года 3 месяца и 28 дней (с 7 октября 2015 года по 3 февраля 2020 года), что превышает установленный в части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для исполнения судебного акта.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», следует, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

В данном случае, учитывая, что решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 июля 2015 года было направлено на внеочередное предоставление административным истцам жилого помещения в связи признанием ранее занимаемого жилого помещения аварийным, непригодным для проживания, длительность исполнения указанного судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока. Действия администрации муниципального образования «Городское поселение Приволжский», осуществляемые в целях исполнения решения суда, не были достаточными и эффективными, каких-либо существенных попыток ускорить процесс предоставления жилого помещения предпринято не было, что привело к нарушению права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы, изложенные административными ответчиками в отзывах на административный иск, о том, что администрация предпринимала меры, направленные на исполнение решения суда от 6 июля 2015 года, путем предоставления административным истцам по договору социального найма жилого помещения, суд считает несостоятельными, поскольку постановление администрации городского поселения Приволжский от 27 июня 2018 года № 94 «О предоставлении жилого помещения Владимировой С.В.» признано незаконным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 5 марта 2019 года в связи отсутствием доказательств, подтверждающих пригодность жилого помещения для постоянного проживания и соответствие установленным законодательством требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

С учетом длительности исполнения решения суда, значения предмета спора для административных истцов задержка исполнения судебного решения в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на переселение граждан, как и отсутствие свободного жилищного фонда, а также принятие Правительством Республики Марий Эл 29 марта 2019 года постановления № 85, не могут признаваться уважительными причинами неисполнения решения суда. Кроме того, администрация муниципального образования «Городское поселение Приволжский» с заявлениями об отсрочке исполнения решения суда не обращалось.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования административных истцов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок суд, учитывая требования административных истцов, действия административного ответчика по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административных истцов, не имеющих иного благоустроенного жилья на территории <...>, принимая во внимание, что нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок имело место по причинам, не зависящим от административных истцов, а также практику Европейского Суда по правам человека, приходит к выводу, что заявленная в административном иске сумма является завышенной, и определяет размер компенсации равным по 70000 рублей в пользу каждого административного истца.

При этом суд руководствуется разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», о том, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.

В силу положений части 3 статьи 4, пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации. Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовыми органами в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). Функции финансового органа муниципального образования «Городское поселение Приволжский» исполняет финансовый отдел Волжского муниципального района.

Поскольку обязанность по исполнению решения Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 июля 2015 года возложена на администрацию муниципального образования «Городское поселение Приволжский», суд приходит к выводу, что решение подлежит исполнению финансовым отделом Волжского муниципального района за счёт средств бюджета муниципального образования «Городское поселение Приволжский».

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцам Владимировой С.В. и Владимирову М.Е. также подлежат возмещению судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере по 300 рублей в пользу каждого.

В силу части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Владимировой С.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Владимирова И.Е., Владимирова М.Е. удовлетворить частично.

Присудить Владимировой С.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей, а также судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей, а всего 70300 (семьдесят тысяч триста) рублей, перечислив их на расчетный счет <...>, открытый на ее имя в отделении Марий Эл № 8614 ПАО «Сбербанк» (ИНН Банка получателя 7707083893, БИК 048860630, кор/счёт 30101810300000000630).

Присудить Владимирову М.Е. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей, а также судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей, а всего 70300 (семьдесят тысяч триста) рублей, перечислив их на расчетный счет <...> открытый на его имя в отделении Марий Эл № 8614 ПАО «Сбербанк» г.Йошкар-Ола (ИНН Банка получателя 7707083893, БИК 048860630, кор/счёт 30101810300000000630).

Присудить Владимирову И.Е. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей, перечислив их на расчетный счет <...>, открытый на имя Владимировой С.В. в отделении Марий Эл № 8614 ПАО «Сбербанк» (ИНН Банка получателя 7707083893, БИК 048860630, кор/счёт 30101810300000000630).

Решение подлежит исполнению финансовым отделом Волжского муниципального района за счёт средств бюджета муниципального образования «Городское поселение Приволжский».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года