НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 30.06.2020 № 2А-31/20

Дело №2а-31/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Кучеренко Н.В.,

при секретаре Дубровой А.А.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителей административного истца Макаровой С.Г., Мурюкиной Э.Э.,

представителя административного ответчика Таловер Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании приказа об установлении тарифов на водоотведение недействующим в части, о возложении обязанности совершить определённые действия, заинтересованное лицо председатель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Новосад Юрий Алексеевич,

установил:

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2019 года №59/6 «Об установлении тарифов на водоотведение (приём и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом) Обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» на 2020 год» (далее – Приказ №59/6) для Общества с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» (далее ООО «ЧИСТОТА») установлены тарифы на водоотведение (приём и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом) на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно, в соответствии с Приложением №1 к приказу. Согласно приложению №1 к приказу №59/6, тариф для всех категорий потребителей установлен в размере 78,69 руб./куб.м.

ООО «ЧИСТОТА» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором, с учётом уточнений, просило признать недействующими пункт 1 вышеуказанного приказа №59/6 от 17 декабря 2019 года и приложение №1 к приказу №59/6 от 17 декабря 2019 года с 17 декабря 2019 года; возложить на Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ №59/6 от 17 декабря 2019 года в отменённой части.

Административный иск мотивирован тем, что установленный административным ответчиком тариф в части расчётов: п.1.2.1 – расходы на электроэнергию, п.1.6, 1.7.1 - ТКО, п.1.7.3 – контроль качества сточных вод, п.1.7.5 - на оборудование (приобретение и ремонт кондиционеров), п.2.1 – ремонт помещений, ремонт кровли, п.6.1 – аренда комплекса очистных сооружений (аренда имущества), п.7.3 – плата за негативное воздействие на окружающую среду, п.7.4 – расчёт УСН, расходы не учтенные в тарифе 2019 года, является экономически необоснованным, не соответствует Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406. Таким образом, необоснованно заниженный тариф ставит под сомнение эффективность функционирования административного истца, может привести к убыткам Предприятия.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 18 июня 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечён председатель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Новосад Ю.А.

В судебном заседании представители ООО «ЧИСТОТА» Макарова С.Г., Мурюкина Э.Э. административный иск поддержали, просили удовлетворить. Вместе с тем, при даче пояснений по существу отказались от обоснования исковых требований в части оспаривания расчётов по п.1.6, 1.7.1 – ТКО, расходов не учтенных в тарифе 2019 года, указав, что после ознакомления с материалами тарифного дела в этой части с расчётами по тарифу согласны.

Представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Таловер Г.П. административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Указала, что оспариваемый в части Приказ №59/6 от 17 декабря 2019 года принят с соблюдением процедуры его принятия и в пределах полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации, чьи-либо права не нарушает.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец ООО «ЧИСТОТА» обратился в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным иском 17 января 2020 года, то есть, в период действия оспариваемого в части приказа №59/6 от 17 декабря 2019 года.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Аналогичные требования закреплены в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путём установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона №416-ФЗ, к одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.

К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона №416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ, основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №416-ФЗ).

В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №166 (далее - Положение о Комитете), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).

Пунктом 3.6.1 Положения о Комитете предусмотрено, что Комитет устанавливает тарифы: в сфере холодного водоснабжения; тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); тариф на транспортировку горячей воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Согласно пункту 4.1 Положения, Комитет с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 года №1/1, решение об установлении тарифов принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путём рассмотрения соответствующих дел.

Процедура принятия нормативных правовых актов Комитета регламентирована Положением о Комитете и Регламентом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Пунктом 5.4.1 Положения о Комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Заседание правления считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).

Правилами регулирования тарифов установлена процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12).

Разделом IV Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (предложение состоит из заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов).

Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

Пунктом 27 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Из материалов дела следует, что ООО «ЧИСТОТА» (ОГРН ) является юридическим лицом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16 июня 2020 года (т.1 л.д.7-14).

Основным видом деятельности ООО «ЧИСТОТА» является сбор и обработка сточных вод: оказание услуг по водоотведению (приём и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом), эксплуатация объектов водопроводно-канализационного хозяйства на территории пгт. Коктебель г. Феодосии Республики Крым.

30 апреля 2019 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило заявление и материалы ООО «ЧИСТОТА» об установлении цен (тарифов) и выборе метода регулирования на 2020 год в сфере водоотведения (вх.№1684/05 и №1686/05) (т.1 л.д.168-169).

Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым после рассмотрения представленного заявления и обосновывающих материалов в адрес ООО «ЧИСТОТА» направлено уведомление о необходимости предоставления обосновывающих материалов в соответствии с требованиями пункта 17 Правил регулирования (от 16 мая 2019 года №690/05-16) (т. 1 л.д.170).

В ответ на уведомление ООО «ЧИСТОТА» предоставлены дополнительные материалы от 08 июля 2019 года №37(т.1 л.д.173).

В связи с непредставлением ООО «ЧИСТОТА» обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования в полном объёме, Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым направлено уведомление в адрес ООО «ЧИСТОТА» от 29 июля 2019 года №1206/05-16 (т. 1 л.д.174-175).

10 сентября 2019 года ООО «ЧИСТОТА» направлено в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым на рассмотрение и утверждение дополнительный пакет документов для установления экономически-обоснованного тарифа по водоотведению на 2020 год (т. 1 л.д.176).

Решением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 12 сентября 2019 года №269 «Об открытии дела об установлении тарифов на водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» (ОГРН ) на 2020 год» (т.1 л.д.177-178) открыто соответствующее дело об установлении ООО «ЧИСТОТА» тарифов на водоотведение на 2020 год (пункт 1); решено применить при установлении тарифов на водоотведение Обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» на 2020 год метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 2) и поручить проведение экспертизы по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы в сфере водоотведения ООО «ЧИСТОТА» на 2020 год, экспертам из числа сотрудников Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (пункт 3).

Из материалов дела следует, что по результатам проведения экспертизы предложений ООО «ЧИСТОТА» об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2020 год специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 10 декабря 2019 года №166/В-2020 (т.1 л.д.32-41).

Согласно разделу ХI указанного экспертного заключения ООО «ЧИСТОТА» на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года определены экономически обоснованные тарифы в сфере водоотведения для всех категорий потребителей в размере 78,69 руб. за куб.м.

При подготовке к принятию нормативного правового акта - приказа об установлении тарифов, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 2 марта 2016 года №76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которого подготовлено экспертное заключение от 27 сентября 2019 года №264 (т.1 л.д.166-167).

Во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2017 года №720-р, проект приказа направлен в электронном виде в Прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. Проект приказа также был размещён для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе «антикоррупционная экспертиза» раздела «противодействие коррупции» (т.1 л.д.165).

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 27 мая 2019 года №88-од внесены изменения в персональный состав Правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (т. 1 л.д.150-151).

17 декабря 2019 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно выписке из протокола заседания №59 от 17 декабря 2019 года, присутствовали 7 членов правления, включая председателя, заместителей председателя правления, а также генеральный директор ООО «ЧИСТОТА» Дашавский В.И., представитель ООО «ЧИСТОТА» по доверенности от 28 августа 2019 года Обруч И.В. при рассмотрении вопроса №6 – об установлении тарифов на водоотведение (приём и очистку сточных вод, в том числе доставляемую спецавтотранспортом) ООО «ЧИСТОТА» на 2020 год (т.1 л.д.152-155).

По результатам рассмотрения вопроса №6 присутствующие члены правления единогласно проголосовали за установление тарифов на водоотведение (приём и очистку сточных вод, в том числе доставляемую спецавтотранспортом) ООО «ЧИСТОТА» на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно, в соответствии с предложенными экспертами. Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 09 августа 2018 года №32/1 «Об установлении тарифов на водоотведение (приём и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом) Обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» на 2018-2019 годы» признан утратившим силу с 01 января 2020 года.

Судом установлено, что Приказ №59/6 опубликован 18 декабря 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/4015).Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации под номером RU93000201901954 (т.1 л.д.164-165).

В указанной части сторонами не оспариваются полномочия Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, форма и вид оспариваемого нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.

По доводу регулируемой организации о нарушении порядка принятия решения об установлении тарифа суд отмечает следующее.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил регулирования тарифов), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчёты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.

На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учётом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов, по результатам её проведения составлено экспертное заключение от 10 декабря 2019 года №166/В-2020.

12 декабря 2019 года с экспертным заключением и проектом приказа ознакомлен генеральный директор ООО «ЧИСТОТА» Дашавский В.И., о чём свидетельствует отметка на экспертном заключении (т.1 л.д.113).

Решение об установлении тарифов для ООО «ЧИСТОТА» принято по результатам заседания правления 17 декабря 2019 года, на основании чего издан оспариваемый в части приказ №59/6 (т.1 л.д.96-103).

17 декабря 2019 года в Комитет поступили возражения ООО «ЧИСТОТА» на экспертное заключение, которые рассмотрены на заседании Правления Комитета и были отклонены, что отражено в протоколе №59 заседания правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2019 года.

В составе тарифного пакета ООО «ЧИСТОТА» представлены 4 сметы расходов и баланса водоотведения (от 30 апреля 2019 года №1684/05, от 11 сентября 2019 года №3715/05, от 26 ноября 2019 года №4960/05, от 05 декабря 2019 года №5092/05) с отличающимися показателями, в том числе указанные ООО «ЧИСТОТА» как фактические за 2018 год. В экспертном заключении по результатам экспертизы предложений ООО «ЧИСТОТА» об установлении тарифов на водоотведение (приём и очистку сточных вод, в том числе доставляемую спецавтотранспортом) на 2020 год от 10 декабря 2019 года №166/В-2020 отражены данные, представленные ООО «ЧИСТОТА» от 05 декабря 2019 года №5092/05, так как указанная информация представлена последней.

Оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с Методическими указаниями, исходя из фактического отпуска воды за последний отчётный год и динамики отпуска воды за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).

Расчётный объём принятых сточных вод определяется в соответствии с приложением 1.1 к Методическим указаниям (баланс водоотведения) на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (пункт 4 Методических указаний). Баланс водоотведения предусматривает дифференциацию объёма принятых сточных вод по различным основаниям, в том числе по абонентам: на принятые сточные воды от других организаций, осуществляющих водоотведение, и от собственных абонентов.

Расчёт объёма принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами, предусмотренными в пункте 5 Методических указаний с использованием данных о фактическом объёме принимаемых сточных вод и динамики объёма принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объёме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объёме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).

Расчётные объёмы определяются органом регулирования с учётом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года №6 (далее - Стандарты), на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчёта объёма оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом №416-ФЗ, с обоснованием объёмов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).

Из раздела XI экспертного заключения следует, что ООО «ЧИСТОТА» заявлен объём сточных вод: на 2020 год - 44,42 тыс. куб. м., учтено - 48,59 тыс. куб. м. В обоснование указано, что объёмы сточных вод учтены и (или) дренажных вод за 3 квартал 2019 года.

При регулировании тарифов применён метод экономически обоснованных расходов.

По отдельным статьям затрат, оспариваемым административным истцом, установлено следующее.

Для государственного регулирования тарифа ООО «ЧИСТОТА» в соответствии со сметой расходов, представленной в материалах тарифного дела от 05 декабря 2019 года №5092/05 (т.6 л.д.135-137), заявлены расходы на электроэнергию на 2020 год в общем размере 1476 780,00 руб., а именно:

- в составе производственных расходов (п. 1.2.1 сметы расходов Предприятия) на сумму 1 141,26 тыс. руб. при объёме 285,31468 тыс. кВтч. по цене 4,0 руб./кВтч. (расчёт ожидаемых затрат по электроэнергии, в разрезе установленного оборудования по ООО «ЧИСТОТА» на 2020 год, сопроводительное письмо №5 исх. №66 от 25 ноября 2019 года (т. 5 л.д. 24);

- в составе общехозяйственных расходов (п.1.5.5 сметы расходов Предприятия) на сумму 118,89 тыс. руб. При этом, расшифровка по объёмам и цене не предоставлена;

- в составе административных расходов (п. 3.7.1 сметы расходов Предприятия) на сумму 216,63 тыс. руб. при объёме 54,11568 тыс. кВтч. по цене 4,0 куб./кВтч (расчёт электроэнергии на хозбытнужды на 2019-2020 годы, сопроводительное письмо №5 исх. №66 от 25 ноября 2019года (т.5 л.д. 15). Расчёт произведён на 4 кондиционера, место установки которых не указано; 8 обогревателей и уличное освещение: 8 прожекторов и 20 ламп.

При этом, согласно приложению №2 к Договору аренды комплекса очистных сооружений от № б/н ООО «Чистота» переданы 7 кондиционеров, находящиеся именно в производственном корпусе: бытовой Hair -3 шт, LG W05LC-1 шт., Hair AS 09NA3HAA -1шт., Idea isr-09 HR-T-1шт., HIBERG AC-07 Neo - 1 шт., технологическое состояние - исправны. Обогреватели, прожектора и лампы в перечне отсутствуют.

ООО «ЧИСТОТА» предоставлены следующие обосновывающие документы: договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ГУП РК «Крымэнерго» от 27 февраля 2019 года №460/021-248-19, акт об осуществлении временного технологического присоединения от 06 июня 2019 года №021-0384-2338, договор энергоснабжения от 03 июля 2019 года №7140, заключённый между ГУП РК «Крымэнерго» и Сидоренко А.А.; договор энергоснабжения от 22 июля 2019 года №7143, заключённый между ГУП РК «Крымэнерго» и ООО «ЧИСТОТА» с объёмами договорных величин поставки энергии на 2019 год (июль-декабрь 2019 года) 102,0 тыс. кВтч.; акт сверки между ГУП РК «Крымэнерго» и ООО «ЧИСТОТА» с 01 июля 2019 года по 29 ноября 2019 года; формы 3.2 «Сведения, полученные в результате учета объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод за 3 квартал 2019 года» расчёты в разрезе установленного оборудования.

При этом, документального подтверждения мощности каждого прибора, включённого в представленные расчёты, времени работы каждого такого прибора административным истцом административному ответчику в материалы тарифного дела не представлено.

Более того, в судебном заседании представитель истца сослалась в качестве подтверждения указанных сведений на единственный документ - сертификат качества и комплектности изделия Воздуходувки Lutos: мощность 22 кВ (т.3 л.д. 97), однако, в предоставленном расчёте сведения о мощности этого прибора указаны иные: 15 кВТ (т.5 л.д.24).

Таким образом, в связи с тем, что обосновывающие документы по заявленной стоимости электроэнергии ООО «ЧИСТОТА» не были представлены, в связи с явно противоречивыми данными, предоставленными ООО «ЧИСТОТА» по расчёту расходов на энергетические ресурсы (электроэнергию), экспертами Комитета в соответствии с требованиями пункта 64 Основ ценообразования произведён расчёт объёма электроэнергии согласно принятому удельному расходу электроэнергии и объёмов очистки сточных вод, утверждённых на 2020 год, что составило 64,14 тыс. кВтч. Удельный расход электроэнергии рассчитан на основании предоставленного ООО «ЧИСТОТА» акта сверки с ГУП РК «Крымэнерго» (потреблено 56,853 тыс. кВт/ч) (т.7 л.д. 46) и формы 3.2 «Сведения, полученные в результате учёта объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод за 3 квартал 2019 года» (фактически отведено 42,994 тыс. куб.м. сточных вод) (т.5 л.д.20).

При этом, единственным полным периодом для расчёта мог быть учтён именно 3 квартал 2019 года, исходя из выставленных счетов по договору с ГУП РК «Крымэнерго», учитывая, что по счёту №7143/51/0719А2 от 31.07.2019г. за электроэнергию период расчёта указан с 02.07.2019 по 31.07.2019, то есть за полный месяц. Кроме того, акт сверки потреблённой электроэнергии осуществлялся с 01 июля по 29 ноября 2019 года (т.7 л.д. 46), то есть за полный квартал. Четвёртый квартал года на момент установления тарифов не был закончен, а в 2018 году и 1 полугодии 2019 года у Предприятия заключённых договоров на электроснабжение не было заключено.

Также необходимо обратить внимание на то, что согласно плану на 2020 год объём приёма сточных вод административным истцом заявлен в общем размере 44, 42 тыс. куб.м. (т.5 л.д. 18), что фактически было осуществлено за один третий квартал 2019 года (42,994 тыс. куб.м.). При этом, у Предприятия одна точка поставки электроэнергии, то есть, в целом на работу Предприятия по водоотведению сточных вод.

Цена принята в соответствии с тарифным уровнем напряжения СН-2 (договор энергоснабжения от 22 июля 2019 года №7143 между ГУП РК «Крымэнерго» и ООО «ЧИСТОТА») и средней стоимостью электроэнергии для прочих потребителей на 2020 год, рассчитанных управлением тарифного регулирования в сфере электроэнергетики, природного газа и прочих видов топлива ГКЦТ РК (служебная записка от 22.08.2019 №СЛ/78/1) и составила 5,19268 руб./кВтч., как предусмотрено пунктом 48 Основ ценообразования.

Расходы на электроэнергию в составе общехозяйственных и административных расходов исключены в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования по следующим основаниям: Предприятием не предоставлены расшифровка, расчёт и обоснование электроэнергии на общехозяйственные нужды; согласно п. 2.3 договора энергоснабжения от 22 июля 2019 года №7143, заключённого между ГУП РК «Крымэнерго» и ООО «ЧИСТОТА» и приложения №3.1 к договору, единственной точкой поставки электроэнергии является «объект недвижимости - комплекс очистных сооружений» и весь объём принятой электроэнергии учтён в составе Производственных расходов (п. 1.2.1 экспертного заключения). Таким образом, общая сумма расходов на электроэнергию, учтённая регулятором составила 333,06 тыс. руб.

Таким образом, исходя из изложенного, административным ответчиком нарушений положений Основ ценообразования, Методических рекомендаций при расчёте затрат административного истца на электроэнергию не допущено.

По указанным в административном иске пунктам 1.6, 1.7.1 ТКО экспертами Комитета приняты расходы по договору от 12.03.2019 №АО №21/227/ИП/19 с ГУП РК «Крымэкоресурсы» с учётом ИПЦ на 2020 год в размере 15,55 тыс. руб., с учётом ИПЦ на 2020 год в размере 3% (15,1 тыс. руб. + 3% ИПЦ = 15,55 тыс.руб.), что отражено в п. 1.6 Экспертного заключения. В п. 1.7.1 сметы расходов ООО «ЧИСТОТА» повторно заявлены расходы на вывоз отходов, не относящихся к ТКО (Негативное воздействие на окружающую среду), согласно договору от 12.03.2019 №АО №21/227/ИП/19 с ГУП РК «Крымэкоресурсы». Затраты исключены в связи с учётом расходов по данному договору в полном объёме в п.1.6 Экспертного заключения.

Кроме того, административный истец в судебном заседании согласился с действиями Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в этой части, данный пункт обоснования иска снял с рассмотрения суда.

Административным истцом в пункте 1.6.5 Сметы расходов по водоотведению на 2020 года были заявлены расходы по контролю качества сточных вод на 2020 год в размере 171,89 тыс. руб. (т.6 л.д. 136).

В составе обосновывающих указанную сумму документов Предприятием предоставлены: расчёт на сумму 165,28 тыс. руб.; договор на оказание услуг от 26.03.2019 №284/04 с ФБУЗ «ЦГиЭ в РК и городе федерального значения Севастополе» на сумму 12,18 тыс. руб. (т.4 л.д. 175-178); протоколы лабораторных исследований; договор возмездного оказания услуг от 28.02.2019 №82 с ГАУ РК «ЦЛАТИ» (т.4 л.д. 179-181); рабочая заявка на 12,1 тыс. руб. (т.4 л.д.182); акт отбора проб, протоколы измерений (т. 4 л.д.187-204), счета за 2019 год на сумму 113,18 тыс. руб.; акты на сумму 154,75 тыс. руб.; карточка сч. 60.02 за 9 месяцев 2019 года (списание с p/с за организацию проведения лабораторных анализов по исследованию сточных вод ООО «Крым ЭкоПроект» 290-ДТО от 20.07.2017); протокол испытаний от 21.02.2019 №2019/ФХО/В23 Аналитическая лаборатория ООО «ЭкоДело»; программа производственного экологического контроля, приказ Минприроды России от 28.02.2018 №74.

В связи с тем, что из предоставленного расчёта (т.5 л.д. 26) невозможно определить виды, стоимость, периодичность отбора проб, а также организации, предоставляющие услуги по контролю качества сточных вод в 2020 году для ООО «ЧИСТОТА», экспертами Комитета приняты расходы в соответствии с п. 2 представленной Программы производственного экологического контроля (т.7 л.д. 33-36), подтверждающей необходимость и периодичность проведения лабораторных исследований сточных вод, по договору от 26.03.2019 №284/04 с ФБУЗ «ЦГиЭ в РК и городе федерального значения Севастополе» (цена 12177, 60 руб.) в пересчёте на год (один раз в квартал проводится) с учётом установленного ИПЦ (3%) на 2020 год, что составило 50,18 тыс. руб. Остальная сумма исключена как экономически необоснованная на основании п. 30 Правил регулирования.

Административным истцом в смете расходов на 2020 год в пункте 1.6.3 заявлены затраты на оборудование (кондиционеры) на сумму 20,0 тыс. руб., а также в пункте 1.6.6 – услуги спецтранспорта в сумме 30,89 тыс.руб.

Расчёт, расшифровка, экономическое (техническое, технологическое) обоснование, в том числе по стоимости кондиционеров, ООО «ЧИСТОТА» не предоставлены. Расходы исключены на основании п. 30 Правил регулирования.

Так, стороной истца в судебном заседании указано только на договор №8 от 13 мая 2019 года с ИП Варлагиным В.И. (т.4 л.д. 73-74), однако, заявленная в Смете сумма таких расходов в договоре отсутствует, как и периодичность проведения работ.

Кроме того, указано, что договор заключён на срок до 31.12.2019г., а в сведениях о движении денежных средств административного истца в расчётах с поставщиками и подрядчиками указано о списании со счёта ИП Варлагину В.И.: оплата за услуги погрузчика и самосвала от 23.05.2019г. – 8 400 руб., оплата за услуги экскаватора от 22.08.2019г. – 6000 руб., оплата за услуги экскаватора от 29.08.2019г. – 15300 руб., то есть в общем размере 29700 руб. (т.6 л.д. 157). Таким образом, с учётом ИПЦ, применяемого административным истцом согласно обоснованию административного иска в размере 4%, окончательно сумма складывается 30,89 тыс.руб.

При этом, акта выполненных работ, заказ-нарядов к вышеуказанному договору не представлено, как и иных документов, из которых возможно определить какие именно работы ИП Варлагиным В.И. проведены.

Поскольку договор заканчивал своё действие в 2019 году, а доказательств его продолжения в 2020 году административным истцом не было представлено, в тариф на 2020 год расходы по данному договору, как плановые, учтены не могли быть.

Ссылки представителя административного истца в судебном заседании на наличие Производственной программы на 2020 год с указанием на проведение мероприятий по очистке иловых площадок в подтверждение заявленной в Смете суммы в размере 30,89 тыс. руб. по услугам спецтранспорта (т.3 л.д.3-4) являются несостоятельными, поскольку: Программой запланировано проведение конкретных работ, а не услуги по предоставлению спецтехники; в содержании договора не указано на определённую спецтехнику по подчистке иловых площадок; вышеуказанный договор на 2020 год не продлён, а новый на 2020 год не заключён.

В части ремонтных расходов административным истцом в Смете на 2020 год заявлена общая сумма в размере 1226,1 тыс. руб. (пункт 2), из которой ремонт помещений - 171,5 тыс. руб. (пункт 2.1.4 сметы расходов) и ремонт кровли - 1054,6 тыс. руб. (пункт 2.1.5 сметы расходов) (т.6 л.д. 136).

В соответствии с п. 51 Основ ценообразования и п. 24 Методических рекомендаций, при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Предприятием в составе тарифной заявки предоставлены:

-3 (три) производственные программы на 2020 год с разными мероприятиями, сроками выполнения и финансовыми потребностями (вх. от 30.04.2019 №1684/05 - в размере 435,5 тыс. руб., вх. от 26.11.2019 №4960/05 - в размере 347,39 тыс. руб., вх. от 05.12.2019 №5092/05 - в размере 1266,99 тыс. руб.);

-письмо-заказ на выполнение обследовательских работ от 11.03.2019 (техническое заключение по обследованию внутренних помещений и кровли здания ОС и внутриплощадочных сетей на ИП Крищенко Е.С.), счёт, акт сдачи-приёмки выполненных обследовательских работ, техническое заключение по обследованию внутренних помещений и кровли зданий очистных сооружений и внутриплощадочных сетей водоотведения, расположенных по адресу: <адрес>

В составе обосновывающих материалов по ремонту помещений на сумму 171,5 тыс. руб. ООО «Чистота» предоставлены: дефектные ведомости от 23.03.2019 №№01/2019 - 04/2019 на ремонт помещений литера «А», «Б», «В», «Г» со сроками устранения дефектов - апрель 2019 года (т.3 л.д. 7, 8, 9, 10); локальный сметный расчёт №02-01-01 на текущий ремонт основного здания, бытового помещения, дизельной и здания решеток на сумму 306,5 тыс. руб. (т.3 л.д. 21 от 22 марта 2019 года и т.5 л.д. 133 расчёт на эту же сумму, однако, от 04 апреля 2019 года); договор на выполнение строительных работ и благоустройству от 04.07.2019 №01/2019/ОТ с ИП Сейтджелиловым А.С. на сумму 215,0 тыс. руб. (т.4 л.д. 208-209), акты выполненных работ, в том числе, на выполнение строительных работ по ремонту здания на сумму 135,0 тыс. руб. (акт от 27.08.2019 №05) (т.5 л.д. 42).

При этом, согласно акту выполненных работ от 27.08.2019 №05 (т.5 л.д. 42) работы, отражённые в локальном сметном расчёте №02-01-01, выполнены в полном объёме, то есть, осуществлены все работы по наименованию (перечню в смете) и объёму (по единицам измерения), но за меньшую стоимость.

В связи с чем, расходы на ремонт помещений в размере 171,5 тыс. руб. исключены на основании п. 30 Правил регулирования.

В составе обосновывающих материалов по ремонту кровли на сумму 1054,6 тыс. руб. административным истцом предоставлены: дефектные ведомости от 23.03.2019 №№05/2019-08/2019 на ремонт кровли основного здания литера «А», «Б», «В», «Г» со сроками устранения дефектов - сентябрь-октябрь 2019 года; локальный сметный расчет №1-1-1 на ремонт кровли очистных сооружений на сумму 1054,597 тыс. руб.; договор на выполнение строительных работ от 01.11.2019 №18/2019ОТ с ИП Сейтджелиловым А.С. (ремонт кровли зданий за литерой «А», «Б», «В», «Г») на сумму 1054,597 тыс. руб. со сроком выполнения договора не позднее 15.09.2020. В соответствии с разделом 4 Технического заключения, ремонтные работы должны быть выполнены по специально разработанному проекту, предусматривающему проектные решения в соответствии с требованиями современных строительных норм и правил. Проект ООО «ЧИСТОТА» не предоставлен, кроме того, в дефектных ведомостях, договоре на выполнение строительных работ от 01.11.2019 №18/20190 и производственной программе отражены противоречивые данные о сроках выполнения работ.

Расходы исключены в соответствии с п. 30 Правил регулирования. Основаниями исключения затрат послужила следующая информация.

Кровля, о необходимости ремонта которой заявлено административным истцом, является арендованным имуществом.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды комплекса очистных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д. 190-197), арендодатель обязуется: предоставить Арендатору комплекс во владение и пользование в исправном состоянии, пригодном для использования его в целях, указанных в п. 1.4. настоящего договора; в присутствии Арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду комплекса, а также ознакомить Арендатора с правилами его эксплуатации.

Пунктом 3 указанного выше договора регламентирован порядок предоставления и возврата комплекса, в соответствии с которым:

- пункт 3.2: Передаваемый в аренду комплекс должен находиться в исправном состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемому промышленному оборудованию, используемому в производственных, потребительских, коммерческих целях и иных целях в соответствии с конструктивным назначением оборудования, входящего в состав сооружения, и условиями настоящего договора. Техническая и коммерческая эксплуатация арендованного комплекса должна обеспечивать его нормальное и безопасное использование в соответствии с целями аренды по договору.

- пункт 3.3: Арендатор направляет своих представителей для участия в осмотре и приемке комплекса в аренду. Представители Арендатора участвуют в проверка- состояния сооружения и технического состояния оборудования, комплектности и работоспособности комплекса в целом.

По ответственности сторон:

- пункт 10.6: Арендодатель несёт ответственность за недостатки сданного им в аренду по настоящему договору комплекса, полностью или частично препятствующие пользованию им, несмотря на то, что при сдаче в аренду Арендодатель мог и не знать о наличии указанных недостатков.

При этом, следует отметить, что указанный договор аренды заключён с собственником комплекса очистных сооружений – гражданином Сидоренко А.А., который одновременно является и единственным учредителем ООО «ЧИСТОТА» (т.1 л.д. 9).

Согласно Акту приема передачи комплекса очистных сооружений от 14.02.2019 (т.2 л.д. 30-31), Арендатор ООО «ЧИСТОТА» в лице генерального директора Дашавского В.И. принял арендованное имущество в технически исправном и рабочем состоянии, стороны претензий друг к другу по количеству арендованного имущества и его техническому состоянию не имеют (т.2 л.д. 31). То есть, в Акте о неисправности или недостатках конструктивных элементов кровли не отражено.

Вместе с тем, уже в середине марта 2019 года (фактически через месяц) по результатам обследования (т.6 л.д. 6) подготовлено техническое заключение о физическом износе крыши до 80% (т.6 л.д. 12).

При этом, указанное имущество ежегодно по договору аренды передаётся ООО «ЧИСТОТА», осуществляющему основной вид деятельности – сбор и обработка сточных вод с июня 2017 года (т.1 л.д. 9).

Более того, согласно отчёту №А09072018/01 «определение правом пользования объекта аренды комплекс очистных сооружений винзавода (исп. ИП Поддубная М.В., 2018г.) (т.6 л.д.65, 73), по техническому описанию конструктивных элементов здания исходя из технического паспорта БТИ: перекрытия – Бетонные плиты, крыша - Металлическая.

В соответствии с Техническим паспортом БТИ (т.6 л.д.89), основная инвентаризация 25.06.2012 (т.6 л.д.92).

Вместе с тем, согласно Техническому отчёту о дефектах в марте 2019 года (т.6 л.д.12): крыша выполнена из деревянной стропильной конструкции с покрытием из асбестоцементных листов, подшивка свесов кровли деревянная.

Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют об обоснованности исключения административным ответчиком указанных расходов в соответствии с п. 30 Правил регулирования.

Затраты на арендную плату заявлены административным истцом на 2020 год в размере 894,24 тыс. руб. в пункте 6 Сметы (т.6 л.д. 137). В составе обосновывающих документов предоставлен договор аренды комплекса очистных сооружений от 14 февраля 2019 года (далее - договор аренды ОС), заключённый между собственником имущества гражданином Сидоренко А.А. (единственным учредителем ООО «ЧИСТОТА») и ООО «ЧИСТОТА»; карточки сч.76.07 за 2018 год и 9 месяцев 2019 года. Согласно пункту 4 договора аренды, стоимость пользования комплексом за полный срок его аренды 11 (одиннадцать) месяцев составляет 715 000,00 руб. без учёта НДФЛ.

При этом, расчёт арендной платы на 2020 год ООО «ЧИСТОТА» административному ответчику не предоставлен.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Аналогичные нормы закреплены в п. 29 Методических рекомендаций.

В соответствии с представленными документами арендодатель Сидоренко А.А., как собственник имущества, несёт расходы в размере арендной платы, согласно договору аренды земельного участка №548 (далее - договор аренды участка) от 02.05.2017, заключённому с Администрацией города Феодосия Республики Крым для обслуживания очистных сооружений. Согласно Приложению №4 к договору аренды участка, размер арендной платы на 2017 год составляет 312 036,76 руб.

Пунктом 3 договора аренды участка определены размер и условия внесения арендной платы, в том числе изменение размера арендной платы и порядок информирования Арендатора об её изменении.

В соответствии с информацией, предоставленной Администрацией города Феодосии (от 02.12.2019 №2-18/25903/1), по договору аренды земельного участка от 02.05.2017 №548, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью кв. м, кадастровый номер , арендная плата за землю составляет: на 2018 год (с учётом индекса инфляции, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год -1,04) - 324518,22 рублей; на 2019 год (с учётом индекса инфляции, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год -1,04) - 338472,51 рублей (т.1 л.д. 187 – 188 запрос, л.д. 189 – ответ).

На основании изложенного, арендная плата по договору аренды земельного участка на 2020 год принята экспертами Комитета с учётом суммы на 2019 год в размере 338 472,51 рублей и индекса инфляции 3% в соответствии с подпунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы», что составило 348,63 тыс. руб.

Также на основании п. 4.2 договора аренды ОС и статей 226, 228 Налогового кодекса Российской Федерации экспертами Комитета рассчитан НДФЛ в размере 13%, что составило 45,32 тыс. руб.

Таким образом, по расчету экспертов Комитета сумма арендной платы в экономически обоснованных размерах, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, составила 393,95 тыс. руб.

Относительно возможного введения на территории Республики Крым в 2020 году налога на имущество, который будет выплачивать лично арендодатель Сидоренко А.А., установлено следующее.

Как уже указывалось, из положений пункта 44 Основ ценообразования следует, что экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом

В соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Правил регулирования, к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На запрос Комитета исх. №1978/05-16 от 14.11.2019 расчёт арендной платы по договору аренды ОС на 2020 год ООО «ЧИСТОТА» не предоставлен, пояснения причин непредставления не приведены. Доказательств начисления амортизации арендатору, уплаты налога или другого обязательного платежа собственником ОС, включения их в арендную плату - не представлено.

Ссылки стороны административного истца на то, что в необходимую валовую выручку должны быть включены фактические расходы Общества на аренду имущества являются несостоятельными, как противоречащие пункту 44 Основ ценообразования.

Так, положения закона в целях тарифного регулирования не предусматривают полного возмещения расходов по арендной плате, в связи с чем, следует признать правильным исключение без экономического обоснования указанных расходов в соответствии с п. 30 Правил регулирования.

Расходы на налог за негативное воздействие на окружающую среду заявлены административным истцом с учётом ИПЦ на 2020 год в размере 44,65 тыс. руб. в пункте 7.1 Сметы (т.6 л.д. 137).

В составе обосновывающих документов ООО «ЧИСТОТА» предоставлены: форма №2-ТП (отходы) за 2018 год, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год на сумму 40757,1 руб., (в том числе в пределах лимита - 289,16 руб., сверх лимита - 40467,94 руб.), платежные поручения от 19 февраля 2019 №№10, 8, 9 на сумму 42,39 тыс. руб. (т.2 л.д. 124-127, 128-130).

Однако, расчётные материалы на 2020 год с указанием вида воздействия, ставки налога и ссылкой на нормативный правовой акт, ООО «ЧИСТОТА» не предоставлены, в том числе за запрос Комитета исх. №1978/05-16 от 14.11.2019.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

Расходы в составе НВВ приняты экспертами Комитета в размере 0,29 тыс. руб. по декларации за 2018 год в соответствии с п. 45 Основ ценообразования исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Расчёт по расходам, заявленным административным истцом в Смете на 2020 год в пункте 7.2 «УСН 4%» в размере 315,63 тыс. руб. (т.6 л.д. 137), административному ответчику не предоставлен.

В связи с чем, расчёт произведён регулятором с учётом принятых расходов на 2020 год (налоговая база в соответствии со ст. 346.18 НК РФ), уменьшенных на сумму в соответствии с п. 3.1. ст. 346.21 НК РФ и ставкой 4% согласно ст. 2-1 Закона РК от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым».

При этом, следует отметить, что страховые взносы и иные платежи не учитываются, поскольку являются учтёнными в других статьях затрат: в производственных расходах – п.1.4.1 «расходы на оплату труда производственного персонала», п. 1.4.2 «отчисления на социальные нужды производственного персонала, в том числе налоги и сборы»; ремонтные расходы – п.2.3.2 «отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе, налоги и сборы»; административные расходы – 3.2 «расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы», п.3.2.2 «отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы». Расходы, оплачиваемые фонда оплаты труда, указанные в административном иске, таким образом, находятся в п. 1.4.2 Сметы на 2020 год.

Относительно заявленного в административном иске обоснования в виде включения в тариф 2020 года затрат административного истца, неучтённых в тарифе 2019 года ремонтных работ на сумму 215000 руб., а именно: ремонт трубопровода, ремонт помещений, благоустройство (выкос травы), установлено следующее.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме непозднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В соответствии с п. 2 статьи 1 Основ ценообразования, «недополученные доходы» - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов; «экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» - расходы, связанные е незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.

Учитывая изложенное, предлагаемые ООО «ЧИСТОТА» для включения в тариф расходы на ремонтные работы в сумме 215,00 тыс. руб. могут быть учтены в НВВ ООО «ЧИСТОТА» по договору от 04.07.2019 №01/2019/ОТ с ИП Сейтджелиловым Л.С. в последующем периоде регулирования в случае признания их экономически обоснованными.

При этом, если административный истец обоснует необходимость понесения экономических расходов, их экономическую обоснованность, впоследствии имеет право включить затраты как неучтённые в 2019 году в тарифе 2021 года в силу п. 15 Основ ценообразования.

Кроме того, в судебном заседании стороной административного истца данный пункт обоснования иска был снят с рассмотрения суда.

С учётом изложенного, проверив оспариваемый приказ на соответствие закону, его обоснованность, суд приходит к выводу о том, что приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2019 года №59/6 «Об установлении тарифов на водоотведение (прием и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом) Обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» на 2020 год» действующему законодательству не противоречит, права либо законные интересы административного истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействующими пункта 1 приказа №59/6 от 17 декабря 2019 года Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым «Об установлении тарифов на водоотведение (приём и очистка сточных вод, в том числе доставляемых спецавтотранспортом) Обществу с ограниченной ответственностью «ЧИСТОТА» на 2020 год» и приложения №1 к приказу №59/6 от 17 декабря 2019 года с 17 декабря 2019 года, о возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.

Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>